Музыка и дети

В России детская музыка берет своѐ начало в XIX веке. В это время происходит обращение к детской теме в работах художников, произведениях поэтов, писателей, а также композиторов. В музыке к этой теме обращались такие композиторы, как Чайковский, Мусорский, частично в творчестве Балакирева, Глинки, Гречанинова, Даргомыжского, Лядова, Римского – Корсакова. Возник даже самостоятельный жанр «Детского альбома», рассказывающий о жизни ребёнка во всем ее многообразии. Лучшие образцы детских фортепианных циклов создавались композиторами для конкретного близкого и любимого ребёнка. Посредством музыки композитор знакомит детей с музыкальными и человеческими идеалами. В этих произведениях отражена жизнь детей, их игры, показ человеческого характера, природы и т.д

Роль детского сада проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия. Таким образом, основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка можно отнести: музыкальный опыт, музыкальную грамотность и музыкально творческое развитие.

Критериями наличия опыта могут выступать: уровень общей осведомленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивы обращения ребёнка к той или иной музыке, а именно, что ребёнок ищет в ней и что ждет от неё.

Музыкальная грамотность - это индивидуальная способность личности воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; особое «чувство музыки], позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого; умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между содержанием музыки и характером её исполнения; а также способность определить на слух автора незнакомой музыки, если она 8 характерна для данного автора.

Музыкально-творческое развитие ребёнка рассматривается в целостной системе музыкальной культуры как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество выступает показателем развитости человека, а в музыке — это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребёнок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребёнок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии. Музыка способна воздействовать на развитие творческой личности ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к активному восприятию и преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Так же как художественная литература, театр, изобразительное искусство – музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию. Например, воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, необходимо побуждать их к сопереживанию. Так песня о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к обычаям и традициям народов мира, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринимать героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, которые возникают при восприятии музыки, обогащают переживания детей, обогащают их духовный мир. Воспитательные задачи во многом решаются в коллективном пении, танцах, играх, когда дети охвачены общими переживаниями, так как от участников требуются единые усилия. Они же создают благотворную почву 9 для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей.

Для детей, избалованных вниманием, изменение самоуверенности успешным выступлением других детей, служит тормозом отрицательных проявлений. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование видов деятельности: пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий. Например, исполняя песню, необходимо вовремя начать и закончить её. В танцах, играх уметь действовать, подчиняясь ритму музыки. Всё это совершенствует волевые качества ребенка. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков и шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулянием, отдельными движениями. Дети постарше осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения - определить, например, характер музыки, назвать, пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки. У шести – семилетних детей наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса: способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой, большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения

Виды музыкальной деятельности

Восприятие музыки:

- слушание музыки;

- образный рассказ, беседа, пояснение;

- игровые задания.

Пение:

- упражнения; -

- беседы о характере музыки, содержании песни;

- пение;

- музыкально-дидактические игры;

-игровые задания (экспериментирование со звуками и др.).

Музыка и движение:

- музыкально-ритмические упражнения;

- танец;

- музыкальная игра (под инструментальную музыку, пение, игры-инсценировки);

творческие задания.

Элементарное музицирование:

- указания, разъяснения, образные сравнения;

- упражнения;

- музыкально-дидактические игры;

- проигрывание на музыкальных инструментах;

- детский оркестр;

- творческие.

Формы образовательной деятельности:

- ООД - занятия, культурно-досуговая деятельность;

- ОДРМ - слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов; музыкально-дидактические игры; интегративная деятельность; концерт – импровизация;

- СД - музыкальная деятельность по инициативе ребёнка, создание центра музыкального искусства в каждой возрастной групп

Таким образом, музыка для детей отражает те явления, которые характерны для данного поколения.

Список русских и советских композиторов, писавших для детей:

П.И. Чайковский – Детский альбом, соч. 39 (1878), Майкапар – «Бирюльки», соч. 28 (1900), Ляпунов – Шесть дивертисментов, соч. 35 (1911), Гречанинов – Детский альбом, соч. 98 (1923), Сергей Прокофьев – Детская музыка, соч. 65 (1935), Н.Я. Мясковский – Пьесы для детей, op. 43 (1938), Кабалевский – Тридцать детских пьес для фортепиано, соч. 27 (1937-38), А. Хачатурян – Детский альбом, 1 и 2-я тетрадь (1947, 1967), Свиридов – Детский альбом (1948), Д. Шостакович – Танцы кукол (1952), Сергей Слонимский – Альбом для детей и юношества (1970-74), Родион Щедрин – Тетрадь для юношества (1983).



Новые публикации

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной»

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной» Цель: Ознакомление воспитателей с вариативными техниками рисования мыльными пузырями и крупой. Повысить желание поделиться...

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы Цели и задачи. Познакомить с новым способом проведения детского досуга. Закреплять представления детей о природе и...

Читайте также

Конспект математической викторины «Умники и умницы»

Конспект математической викторины «Умники и умницы» (Средняя группа)

Программа естественно-научной направленности детей дошкольного возраста «Флорик»

Программа естественно-научной направленности детей дошкольного возраста «Флорик» Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться  - Леонардо да Винчи...

Использование элементов арт-терапии в период адаптации ребенка к ДОУ

Использование элементов арт-терапии в период адаптации ребенка к ДОУ Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

УЧИТЕЛЬНИЦА

  Прозвенел в школе звонок, Бегут дети на урок. Их учительница ждёт, И журнал в руки берёт. "Кто же будет отвечать? Кто у нас получит "пять"?" Все притихли. Только Света Руку тянет для ответа. Света дома занималась, Всё учила, так...