Задания геометрического содержания как средство развития конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста

Понятие конструктивное мышление состоит из понятия мышления и его определения - конструктивное. Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода умственная практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.

Под конструктивным мышлением детей старшего дошкольного возраста понимают умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя пир этом контуров составных частей, т. е. (из математики умение видеть невидимые линии и части, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать).

Таким образом, особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности, "конечным продуктом" которого является конструкция, даже точнее говоря, основа, мы условно имеем право называть конструктивным мышлением.

Работу по формированию конструктивного мышления с помощью заданий геометрического содержания мы проводили не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений, но и в свободное время. С детьми, которые имели низкий уровень мы занимались индивидуально.

Для эффективной работы по формированию конструктивного мышления, нам необходимо наличие комплекса дидактических средств: наглядного материала (графических изображений, моделей геометрических фигур, предметов быта, объектов природы, искусства) – демонстрационного и раздаточного; чертежно-графических инструментов, материалов для конструирования и моделирования. Для их размещения мы организовали в группе специальный уголок со свободным доступом для детей. В процессе организации работы мы уделяли особое внимание развитию у детей навыков контроля и самоконтроля, а также таких приемов учебной деятельности, как умение выполнять указания и четко следовать им для достижения нужного результата наиболее рациональным путем, умение планировать свою деятельность и осуществлять рефлексию, анализируя полученные результаты и причины возможных ошибок. Эти умения необходимы для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

На первом этапе нашей работы мы познакомили детей с тетрадями Е.В. Колесниковой «Форма и цвет». Эти тетради помогают закрепить знания геометрических фигур. Основная цель таких занятий - накопление опыта практической деятельности с моделями геометрических фигур.

Один из важных показателей развития конструктивного мышления у детей умение творчески изменять свои постройки. Для этого представления детей о предметах должны быть не только четкими, но и обобщенными, так как именно обобщенные представления - одно из условий создания различных вариантов одного предмета. Такие представления формируются у детей в процессе специально построенного обследования целой группы родственных предметов, при этом большое место занимают сопоставления, сравнения, выделение общих признаков.

Вне занятий проводились игровые упражнения с целью развития у детей зрительно расчленять форму предметов на части и воссоздавать предметы из частей. К таким играм относятся игры «Составь картинку», магнитные фигурки, геометрические мозаики, «Танграм», «Колумбово яйцо». Эти игры предназначены для развития у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. В таких играх дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую фигуру не только по образцу, но и по указанию педагога и собственному замыслу. Таким образом, развиваются и творческие способности.



Новые публикации

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть...

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в…

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в музей» Подготовительная группа Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь...

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Дидактическая игра «Спрячь мышку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Читайте также

Тематическое, коррекционно-развивающее занятие для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием…

Тематическое, коррекционно-развивающее занятие для детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи  «Солнечный Зайчик» Программное содержание: Воспитывать гуманное отношение к животному миру, природе. Развивать...

Комплексное занятие «Поезд»

Комплексное занятие «Поезд»(первая младшая группа) Тема: 1. Рассматривание игрушек. 2. Констуирование «Поезд из кубиков». 3. Подвижная игра «Поезд». Цель: 1. Учить детей рассматривать предметы, выделять детали. 2...

Проект «Осень пришла»

Проект «Осень пришла»   Цель проекта. Обогащение представлений об осени, её дарах. Задачи. Образовательные. Помочь увидеть многообразие осени. Уточнить представление о названиях, форме, цвете овощей, фруктов, грибов, ягод...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия по плаванию …

Средняя группа. Подготовила и провела: инструктор по плаванию Номировская Елена Николаевна. Цель:  используя оборудование, приобщать малышей к плаванию. Способствовать повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды путём закаливания.  Задачи:  совершенствовать погружение под воду с головой, смело открывая глаза при этом...

Доклад на тему:«Использование современных образовательных технологий (с обоснованием эффективного применения здоровьесберегающих технологий) на занятиях по…

Подготовила инструктор по плаванию: Номировская Елена Николаевна. Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности. И наиболее оптимальным видом физической активности является плавание, так как оказывает на ребёнка благоприятное укрепляющее и психологическое воздействие. Плавание – комплексный...

Сценарий осеннего развлечения "Пропавшая Осень" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий осеннего развлечения «Пропавшая Осень» для детей старшего дошкольного возраста Действующие лица: Взрослые: Кикимора бесцветная Леший Мусорильда Осень Дети: Самовар Хозяюшки Паучок — кукла Дети под музыку парами входят в музыкальный зал, танцуют и становятся парами в шахматном порядке. Ведущий...

Сценарий родительского собрания тему: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»

15 октября 2021 года состоялось родительское собрание. Сценарий родительского собрания тему: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»   Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто Сократ.   Здоровый малыш — счастливый малыш. Народная мудрость    ...