Задания геометрического содержания как средство развития конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста

Понятие конструктивное мышление состоит из понятия мышления и его определения - конструктивное. Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода умственная практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.

Под конструктивным мышлением детей старшего дошкольного возраста понимают умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя пир этом контуров составных частей, т. е. (из математики умение видеть невидимые линии и части, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать).

Таким образом, особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности, "конечным продуктом" которого является конструкция, даже точнее говоря, основа, мы условно имеем право называть конструктивным мышлением.

Работу по формированию конструктивного мышления с помощью заданий геометрического содержания мы проводили не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений, но и в свободное время. С детьми, которые имели низкий уровень мы занимались индивидуально.

Для эффективной работы по формированию конструктивного мышления, нам необходимо наличие комплекса дидактических средств: наглядного материала (графических изображений, моделей геометрических фигур, предметов быта, объектов природы, искусства) – демонстрационного и раздаточного; чертежно-графических инструментов, материалов для конструирования и моделирования. Для их размещения мы организовали в группе специальный уголок со свободным доступом для детей. В процессе организации работы мы уделяли особое внимание развитию у детей навыков контроля и самоконтроля, а также таких приемов учебной деятельности, как умение выполнять указания и четко следовать им для достижения нужного результата наиболее рациональным путем, умение планировать свою деятельность и осуществлять рефлексию, анализируя полученные результаты и причины возможных ошибок. Эти умения необходимы для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

На первом этапе нашей работы мы познакомили детей с тетрадями Е.В. Колесниковой «Форма и цвет». Эти тетради помогают закрепить знания геометрических фигур. Основная цель таких занятий - накопление опыта практической деятельности с моделями геометрических фигур.

Один из важных показателей развития конструктивного мышления у детей умение творчески изменять свои постройки. Для этого представления детей о предметах должны быть не только четкими, но и обобщенными, так как именно обобщенные представления - одно из условий создания различных вариантов одного предмета. Такие представления формируются у детей в процессе специально построенного обследования целой группы родственных предметов, при этом большое место занимают сопоставления, сравнения, выделение общих признаков.

Вне занятий проводились игровые упражнения с целью развития у детей зрительно расчленять форму предметов на части и воссоздавать предметы из частей. К таким играм относятся игры «Составь картинку», магнитные фигурки, геометрические мозаики, «Танграм», «Колумбово яйцо». Эти игры предназначены для развития у детей сенсорных умений и способностей, аналитического восприятия. В таких играх дети учатся различать геометрические фигуры, составлять из них какое-либо изображение, картинку, геометрическую фигуру не только по образцу, но и по указанию педагога и собственному замыслу. Таким образом, развиваются и творческие способности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Макет по ПДД

Макет по ПДД Описание: материал будет интересен и полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими детьми и...

Сценарий весеннего праздника в младшей группе «На весенней полянке»

Сценарий весеннего праздника в младшей группе «На весенней полянке» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных…

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных пешеходов» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...

Читайте также

Конспект по ознакомлению с окружающим миром с использованием развивающих технологий…

Конспект по ознакомлению с окружающим миром с использованием развивающих технологий (создание проблемной ситуации) в старшей группе. Тема: Путешествие на Таинственный...

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной…

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной группы Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года. Обучающие...

Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга»

Коллективная аппликация в средней группе «Чунга-чанга» Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и умение работать в коллективе. Задачи: создание изображения предметов по представлению; объединение...