Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на занятиях по физической культуре

Актуальность:

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцева, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) в своих трудах, исходя из величины проекции кисти руки в двигательной области коры мозга и ее близости к моторной речевой зоне, была подтверждена связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев рук. Однако, как показывают многие исследования и практический опыт, в последние годы прослеживается тенденция к увеличению детей, страдающих различными формами патологии, что отрицательно сказывается на эффективности их дальнейшего обучения. Одним из проявлений патологии выступает неразвитость (отставание в развитии) мелкой моторики. С другой стороны, достаточно велико число педагогически запущенных детей, воспитывающихся в проблемных семьях: неразвитость мелкой ручной моторики становится следствием отсутствия какого-либо педагогического воздействия на этих детей. Дети с задержкой психического развития также представляет собой группу риска в плане уровня обучаемости. (Л.С. Маркова, 2005, с 47.)

При задержки психического развития (ЗПР) происходит задержка не только всей совокупности психических функций, эмоциональной сферы, но и моторики ребенка. Учитывая важность преодоления психомоторного инфантилизма у детей с ЗПР для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки их к обучению в школе, а также лишь косвенную изученность проблемы физического воспитания детей этой категории, изучение данной проблемы особо значимо.

Комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию таких детей позволит скоррегировать отклонения в их физическом развитии и составит существенное звено в коррекции психических функций и в целом личности дошкольника с ЗПР. (Мастюкова Е.М., - М, 2004.-192с.)

Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма.

Необходимо помнить, что у детей с ЗПР к началу работы с ними многое для развития речи уже упущено. Стимуляция их мозга, в частности, через движения руки, позитивным образом сказывается не только на подготовке руки к письму в школе, но и на развитии речи, а, следовательно, и на общем психическом развитии. (Л.С. Маркова, 2005, с 48.)

Все сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте. Так как именно в дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков, а не бал вынужден направлять неправильно сформированные старые.

Методы исследования мелкой моторики

Для оценки состояния мелкой моторики использовались следующие методы:

1. Теоретический анализ и обобщение изученной литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Тестирование.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

Для исследования мелкой моторики детей были использованы пробы: Заззо, Озерецкого, на «перебор пальцев», на «пальцевой гнозис и праксис».

I. Выявления синкинезий (пробы Заззо) – обе кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем экспериментатор поочередно прикасается к каждому пальцу ребенка кроме IV (движения которого и у здоровых детей в опыте сопровождаются синкинезиями), и говорят «Подними только этот палец». На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные, и двусторонние.

Оценка результатов:

5 баллов – правильное выполнение задания

4 балла – односторонние синкинезии в части заданий

3 балла – односторонние стойкие синкинезии

2 балла – перекрестные синкинезии

1 балл – двусторонние синкинезии. (Марковская И.Ф., 1987)

II. Проба на перебор пальцев проводиться следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкосает последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и

способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.

Оценка результатов:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – правильно;

3 балла – правильно, но в несколько замедленном темпе;

2 балла – неправильное выполнение упражнений, забывание инструкции;

1 балла – выраженные персеверация (застреваемость на отдельных позах). (Сиротюк А.Л., 2003.)

III. Проба на «праксис позы»: сложение по подражанию. Ребенку предлагается, не глядя на свою руку вслед за экспериментатором воспроизвести различные положения пальцев. Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед.

Игровая форма данного задания:

1) поза «II-V» - сделай «козу рогатую»;

2) поза «II-III» - сделай «зайчика»;

3) поза «I-II» - сделай «кольцо» и посмотри через него на меня;

4) поза «II-III» - пальцы скрещены, остальные собраны в кулак.

Оценка результатов:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – выполнение правильное, но замедленное, с предварительным поиском;

3 балла – выполнение правильное при наличии синкинезий;

2 балла – формирование позы с загибанием и удержанием пальцев при помощи второй руки;

1 балл – заданная поза не формируется. (Марковская И.Ф., 1987.)

IV. Проба Озерецкого. Одновременное и поочередное сжимание кистей. Вначале экспериментатор показывает, как следует производить движения руками. Если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продолжай движения вместе со мной».

Оценка результатов:

5 баллов – правильное выполнение задания;

4 балла – движения координированные, плавные, но замедленные;

3 балла – дезавтоматизация и нарушение координации на истощение;

2 балла – стойкое нарушение координации, изолированность движений;

1 балл – выраженная персевераторность движений. (Марковская И.Ф., 1987.)

Используемый инвентарь для развития мелкой моторики.

Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь: мячи, различные по объему, весу, материалу; шары – надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи, мячи – ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения:

-катание мяча, шарика, сидя на полу;

-подбрасывание и ловля мяча двумя руками, одной;

- перебрасывание мяча из руки в руку;

- удары мяча об пол, в стену и ловля;

- броски мяча в цель, горизонтальную, вертикальную и т.д.

- хватание гимнастической палки;

- сжимание-разжимание кисти с резиновым кольцом;

- ритмичное постукивание пальцами по столу;

- быстрое соединение пальцев в замок;

- движение кисти к себе, от себя со сцепленными пальцами;

- малоподвижные игры;

- пальчиковые игры, в которых движением пальцев изображаются предметы, птицы, животные. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. (Шапкова Л.В., 2003.)

Содержание экспериментальных занятий направленных на развитие мелкой моторики

Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в дошкольном возрасте зависит от организации целесообразного двигательного режима. Его основу составляют ежедневные занятия физическими упражнениями и играми в различных формах под руководством воспитателя, родителей (в семье) и в процессе самостоятельной двигательной деятельности детей.

Физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми 6-7 лет в детском саду. Цель занятий - обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей и развитие мелкой моторики. Занятия имеют четкое построение и состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной.

Задачи вводной части – организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части. В содержании вводной части входят упражнения в основных движениях: строевые упражнения, ходьба, бег и общеразвивающие упражнения (сначала для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног).

Для развития мелкой моторики обшеразвивающие упражнения проводятся с различным спортивным инвентарем:

- со скакалкой;

- с малым мячом;

- с большим мячом;

- с обручем;

- с лентой и другое (приложение 1).

В основной части занятия решаются задачи обучения детей новым упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и воспитания физических качеств. В этой части занятия выполняются упражнения в основных движениях с использованием инвентаря для развития мелкой моторики рук:

- лазание по гимнастической стенке;

- ползание по скамейке;

- метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель (с различными мячами по объему, весу, материалу, цвету; шары пластмассовые, деревянные, мячи ежики);

- упражнения с маленькими мячами;

- упражнения с использованием гимнастического мяча (2 кг);

- упражнения с большим мячом (баскетбольным).

В основную часть занятия входит и подвижная игра, и эстафета, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие на детей. Подвижная игра и эстафета проводится с разнообразным двигательным содержанием (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, переползание и другие способы передвижения с различными предметами для активизации руки):

- ведение мяча;

- хватание гимнастической палки, колец, кубиков, мячей;

- броски мячей и другие задания.

Следует отметить, что основной метод развития мелкой моторики игровой. Важно ни только развитие непосредственно мелкой моторики, но и развитие (стимуляция) зрительного анализатора и включение речитативов, песен, стихотворений, для развития памяти. Ниже перечислены некоторые подвижные игры:

1. «Догони меня» (развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, ориентирование в пространстве).

2. «Поймай мяч» (развитие внимания, приобретения навыков в бросках и ловле мяча).

3. «Съедобное и несъедобное» (игра с малым и большим мячом).

4. «Зеркало» (развитие внимания, мышления).

В заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к спокойному физиологическому состоянию. Для постепенного снижения нагрузки использовались:

- задания на внимание;

- пальцевую гимнастику;

- упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов (упражнения на удержание позы по подражанию, по речевой инструкции);

- малоподвижные игры.

Таким образом, совершенствование движений руки должно идти не от случая к случаю, а постоянно, только регулярность и настойчивость могу дать результат. Работа это ведется комплексно и в ней принимают участие воспитатели и родители. Именно благотворное влияние движений пальцев рук сказывается на развитии речи и на других психических процессах.

 

Список литературы:

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М., 2004. – 136 с.

2. Кольцова М.М., Рузина М.С. ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.

3. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М., 2005.

4. Марковская И.Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалией психического развития // Практикум по патопсихологии // Под. редакцией В.В.Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебеднского., 1987, с. 136-145.

5. Мастюкова Е.М. Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР. – М.,2004.

6. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М., 1988.

7. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2003.

8. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры. - М., 2003. – 189 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект по рисованию. Тема: Варежка для куклы Кати

Конспект по рисованию. Тема: Варежка для куклы Кати Цель: Формирование самостоятельной, творческой деятельности детей. Совершенствовать технику рисования кистью. Развивать сочувствие к...

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе…

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательная: — уточнить...

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

Читайте также

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе

Конспект игры по «Геокешингу» в старшей группе Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности...

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для…

Конспект занятия по современным технологиям пескотерапия: «Создание сказочного мира для песочной феи на берегу моря» Цель: развитие и расширение представлений ребенка об...

Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Осень рисует осенний пейзаж…

Сценарий осеннего праздника в старшей группе«Осень рисует осенний пейзаж, и приглашает на свой вернисаж» Цели и задачи: Расширять знания об осени как...