Периодизация психического развития в онтогенезе

Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии.

Психическое развитие ребенка является процессом стадиальным, в котором сменяются качественно своеобразные возрастные периоды.

Наиболее явной и объективной характеристикой возраста является степень зрелости организма ребенка.

Д. Б. Эльконин, исходя из культурно-исторической концепции Выготского, предложил понимание психического развития, которое и легло в основу его периодизации. [1,14] Согласно этому пониманию ребенок не противостоит обществу, а изначально включен в него. Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок в обществе». Система «ребенок – предмет» является системой «ребенок общественный предмет». Система «ребенок — взрослый», в свою очередь, также имеет существенно иное содержание. Взрослые выступают перед ребенком не только со стороны своих случайных индивидуальных качеств, но и как носители общественной по своей природе деятельности, реализующие определенные потребности, мотивы и задачи. Но на самой деятельности взрослого, а тем более на его внешности не указаны его задачи и мотивы. Поэтому становится необходимым особый процесс присвоения задач и мотивов человеческой деятельности и норм отношений между людьми.

Таким образом, деятельность ребенка внутри систем «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет собой единый процесс, в котором формируется личность ребенка. В процессе психического развития ребенок усваивает как мотивы человеческой деятельности и нормы отношений между людьми, так и способы действий с предметами. Эти две линии усвоения нельзя рассматривать изолированно, поскольку они взаимо дополняют друг друга. В то же время в разных видах деятельности ребенка осваиваются разные аспекты действительности.

Д. Б. Эльконин выделил две группы деятельности детей. [15]

В первую группу входят те виды деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение ее задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок — общественный взрослый».

Вторую группу составляют виды деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. Эта деятельность осуществляется в системе «ребенок — общественный предмет».

Рассматривая смену ведущих типов деятельности, характерных для разных возрастных этапов, Д. Б. Эльконин обнаружил определенную закономерность, которая заключается в чередовании данных типов детской деятельности.[15]

Так, для младенческого возраста (первый год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное или ситуативно-личностное общение со взрослым, внутри которого формируются предметные действия ребенка.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) на первое место выходит предметно-манипулятивная деятельность, в которой происходит интенсивное овладение предметными и орудийными действиями в сотрудничестве со взрослыми.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.

Указанные виды деятельности детей по выделенным ранее группам расположены в той последовательности, в которой они становятся ведущими. (Приложение)

Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которых происходит преимущественно освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе развитие мотивационно-потребностной сферы, с другой — периоды, в которые по преимуществу осваиваются способы действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операционно-технических возможностей. На основе усвоения общественно выработанных способов действия с этими предметами происходит более глубокая ориентировка в предметном мире, углубляется и начинается развитие новых интеллектуальных возможностей ребенка.

Рассмотрение последовательности смены одних периодов другими позволили сформулировать Д. Б. Эльконину положение о периодичности процессов психического развития ребенка, в которой существует важная закономерность: период освоения задач и мотивов деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий. [15]

Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. Она открывается периодом, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности, т. е. развитие потребностно-мотивационной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.

Переходы между различными периодами и эпохами детского развития происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием им своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическими, или кризисами возрастного развития. В детской психологии выделено четыре основных критических периода:

— кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству);

— кризис трех лет (переход от раннего к дошкольному возрасту);

— кризис семи лет (переход от дошкольного к младшем школьному возрасту);

— кризис подросткового возраста.

В отличие от стабильных возрастов, кризисные характеризуются яркими и

быстрыми изменениями в поведении и психике ребенка. На этих этапах развитие идет не эволюционным, а революционным путем, что приносит немало трудностей и взрослым, и детям.

Итак, развитие ребенка нужно рассматривать как процесс стадиальный, состоящий из качественно своеобразных этапов или периодов. Самое важное для детской психологии — выяснение перехода от одного возраста (или периода) к другому.

Д. Б. Эльконин определял возраст как относительно замкнутый период,

значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития. Каждый возраст или период характеризуется следующими главными показателями:

1) определенной социальной ситуацией развития — той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

2) ведущим типом деятельности;

3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). [13]

Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Общение со взрослым на протяжении детского возраста развивается и принимает разные формы. В концепции генезиса общения М. И. Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных его форм, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к нему, и основными средствами общения. В общении со взрослым происходит не только усвоение культурных норм и способов деятельности, но и становление новых смыслов и мотивов ребенка. Систему отношений с другими людьми, характерную для конкретного этапа онтогенеза, называют

социальной ситуацией развития и рассматривают как важнейшую характеристику возрастного периода.

В настоящее время наиболее разработанной и общепринятой в нашей стране является периодизация Д. Б. Эльконина. Эльконин выделил две группы видов деятельности ребенка:

1) в которых происходит ориентация на основные смыслы человеческой деятельности и освоение ее мотивов и задач;

2) в которых осваиваются преимущественно способы действий с предметами. В процессе онтогенеза эти два типа деятельности закономерно чередуются, причем период освоения задач и мотивов всегда предшествует периоду освоения способов действия.

Переходы между различными возрастными периодами называются кризисами развития. Кризисные возрасты, в отличие от стабильных, характеризуются бурными и быстрыми изменениями в психике и поведении ребенка.

Психологическим возрастом, или возрастным периодом, называют относительно замкнутый период, которому соответствуют определенная социальная ситуация развития, тип ведущей деятельности и основные психические новообразования.

Приложение

Виды деятельности детей

Возрастной период Ведущая деятельность Группа
Младенчество Непосредственно-эмоциональное общение I
Ранний возраст Предметно-манипулятивная деятельность II
Дошкольный возраст Ролевая игра I
Младший школьный возраст Учебная деятельность II
Подростковый Интимно-личностное общение I
Юношеский Учебно-профессиональная деятельность II

 

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собр. Соч. - М., 1982. – Т.6.

2. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении у детей раннего возраста // Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., 1989.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. –М., 1996.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология // Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. – М., 1996.

5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы психики ребенка. – М., 1972.

6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

7.Лисина М.И. Межличностные отношения от рождения до семи лет. – М. – Воронеж, 2001.

8. Лисина М.И. проблемы онтогенеза общения. – М., 1989.

9. Поливанова К.Н. Развитие личности ребенка. – М.,1987.

10. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.- Владос, 2008.

11. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1996. - №3.

12. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения в возрасте от рождения до одного года. – М., 1949.

13. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. - №1.

15. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация // Избр. Психологические труды. – М., 1989.

16. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Избр. Психологические труды. – М., 1989.

17. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избр. Психологические труды. – М., 1989.



Новые публикации

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:Полезнее книги нет вещи на свете!Пусть книги друзьями заходят...

Паспорт педагогического проекта на тему «Профессии»

Паспорт педагогического проекта на тему «Профессии» Авторы и участники проекта: дети подготовительной группы «Капелька», родители, воспитатели. Название проекта «Сколько профессий и все хороши...

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или…

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или как устанавливать запреты» Цель: повышение психологической грамотности родителей. Задачи: - ознакомление родителей c...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по фонетике. Тема:…

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по фонетикеТема: «Беседа о деревьях»   Цели:    1. Закреплять знания детей о деревьях. 2. Продолжать учить...

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей от…

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей от 3-4 лет Пояснительная записка В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «В…

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе«В гостях у Хозяйки» Программное содержание Обучающие задачи: - формировать желание наследовать нравственные и эстетические ценности родной...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Коллекционирование  как одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности…

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития  познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима. Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко...

Познавательная деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует...

Геометрические фигуры

Знакомство дошкольников с геометрическими фигурами и формами предметов через игру.     Изучение эталонов форм предметов, т.е. геометрических фигур необходимо для познания ребенком окружающего мира. Благодаря этому у детей расширяются и углубляются знания об окружающей действительности, развиваются умственные операции (анализ...

ООД Познавательное развитие.Тема: «Как поступают добрые люди»

Цель :  cоздание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития. Задачи: создать условия для: - содействия накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми ; - воспитания отрицательного отношения к грубости, жадности; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство