Из опыта работы педагога. Формирование патриотических чувств старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник закрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться

о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский.

Я как никогда соглашусь с высказыванием знаменитого педагога В.А.Сухомлинского. Дети наше все! Это наше будущее, наша опора в жизни и поддержка в старости. И от того как воспитаем, чему научим зависит наше будущее.

Наблюдая за воспитанниками в детском саду, могу отметить детей, которые растут в любви, спокойствии, и радуются своему детству. Но есть и такая категория детей, которые мало этого видят. Родителям таких детей приходится много работать, чтобы содержать семью. И соответственно внимания им уделяется недостаточно. И тем не менее, они растут более самостоятельными, уверенными, умеющими постоять за себя. Так зарождаются первые чувства патриотизма. Я как педагог, решила уделить внимание теме патриотического воспитания. Возникнет вопрос почему именно патриотическое воспитание? Да скорей всего потому, что хочу видеть своих воспитанников любящими свою Родину, уважающих семью и бережно хранящих традиции своего народа.

Мы знаем, что воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания. Она включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Все это играет большую роль в становлении личности будущего патриота. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая художественную литературу.

Подбирая художественные произведения для чтения детям, я ориентировалась прежде всего на возраст детей, доступность и простоту восприятия.

Художественная литература – это источник познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. У детей развивается память, внимание, речь, учатся мыслить, рассуждать, делают выводы. Они должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого мы знакомим детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети знают тот район, в котором они живут, видят красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем мы подводим к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети - жители России, ее граждане. Обязательно надо дать детям понятие, кто такой гражданин. Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну). В старшем дошкольном возрасте дети всё плотнее знакомятся с книгой как источником информации о мире. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома воспитанникам с самого раннего детства. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей в воспитании у детей любви к своему отечеству. В нашей группе имеется «детская библиотечка», где подобрана художественная литература для детей. Библиотечка постоянно обновляется, и каждая новая книга приносит детям радость.

Неизменный интерес у дошкольников вызывают книги, содержащие пословицы, поговорки, сказки и т.д. Устное народное творчество -богатейший материал для патриотического воспитания. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

Свою работу я начинала с чтения сказок, прибауток, потешек. Ведь именно с них начинается познание мира. Сказка учит нас понимать где добро, а где зло. И как не попасть в нелепые ситуации. Кто как не мама споет колыбельную, кто как не бабушка скажет шутку – прибаутку, дедушка расскажет сказку. Вот она неразрывная связь семьи и ребенка. Ребенок чувствует заботу, ласку, ему тепло и уютно под защитой семьи. Древним жанром устного народного творчества, с которым воспитанников знакомим в старшем дошкольном возрасте, являются былины. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. Для детей было неожиданностью, что Илья Муромец до свершения подвигов лежал на печи. Мальчишки с большим удовольствием перевоплощаются в богатырей, сражаются с «врагами». Так зарождается любовь и уважение к семье и Родине.

Помимо народных героев, восхищение, удивление и уважение вызывают у воспитанников рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярниках, путешественниках, ученых, военных, пожарных, космонавтах. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм в повседневной жизни вдохновляют дошкольников, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.

Предлагая детям рассмотреть иллюстрации в книгах, я подталкиваю их тем самым к желанию послушать произведение. Читая вслух, соблюдая все интонации, краем глаза замечаю реакцию детей. Они переживают вместе с героями. После чтения обсуждаем, пересказываем некоторые моменты. И всегда я спрашиваю детей, что вам понравилось? Как бы вы поступили на месте героя? А что сделали вы, оказавшись в такой ситуации? Детям нравятся произведения таких авторов как Е.Пермяк, Н.Носов, Л.Кассиль, Г.Снегирев, А.Гайдар, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, С.В.Михалков и мы часто перечитываем их. И каждый раз дети выносят для себя что-то новое.

Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне – одна из важнейших составляющих патриотического воспитания. Стихи о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воздействия на сознание ребёнка. Да, детям не понять что такое война? Они не видели и не слышали этого ужаса, но пусть знакомятся с подвигами тех, кто подарил нам мир через художественные произведения. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются, впервые осознают жестокость войны.

Важно детей знакомить с произведениями о дружбе, о ровесниках, о жизни в детском саду и школе. О семье и родных людях. Очень интересны в этом плане на мой взгляд цикл произведений Л.Воронковой «Про Таню и Аленку». Пусть на таких жизненных примерах дети получают знания.

Мы живем в замечательном поселке Красные Баки, что в Нижегородской области. У нас живописные места. Протекает река Ветлуга. В поселке есть достопримечательности, с которыми мы знакомим детей. О нашем крае написаны стихи местными поэтами В.Гончаровой «Красные Баки», В.Корольковым «Красные Баки на речке Ветлуге».

Дети еще маленькие и много не осознают. Живут, радуются жизни, посещают детский сад, принимают заботу близких. А я верю, что постепенно они начнут понимать, что лучше родного края, Родины, семьи и окружающего ничего нет. Они вырастут патриотами своей страны, и будут трудиться на благо Родины. Моя задача как воспитателя, помочь им в этом.





Новые публикации

Сценарий совместного развлечения «Мамины помощники» в честь 8 марта

Сценарий совместного развлечения «Мамины помощники» в честь 8 марта (Вторая младшая группа) Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое. Участники: воспитанники группы №3...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в первой младшей группе по…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в первой младшей группе по теме «Зайчик в гостях у малышей» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие...

Сценарий праздника ко дню инвалида «Доброта спасет мир»

Сценарий праздника ко дню инвалида «Доброта спасет мир» Ход мероприятия: Ведущий: Сегодня мы отмечаем Международный день, посвященный людям с ограниченными возможностями. Инвалиды намного...

Читайте также

Проект на тему: «Моя родина – Кубань»

Проект на тему: «Моя родина – Кубань»   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим...

Задания на развитие музыкальных способностей детей старшего возраста

Задания на развитие музыкальных способностей детей старшего возраста   1. Задание для установления уровня развития ладового чувства Муз. рук.: Предлагаем послушать знакомую пьесу...

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию «Морское путешествие»

Конспект открытого занятия по экологическому развитию во второй младшей группе «Морское путешествие»   Цель: Познакомить детей с обитателями моря, дать представление о том...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 01.03 по 05.03.2021г.) Тема: «Мамин праздник. Профессии…

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 01.03 по 05.03.2021г.) Тема: «Мамин праздник. Профессии мам» Итоговое мероприятие: Ярмарка «У мамы золотые руки» Дата проведения итогового мероприятия: пятница Ответственный за проведение итогового мероприятия воспитатель: Боровых Е.В. День недели Режим Интеграция образовате-льных областей...

Сценарий утренника 8 Марта в подготовительной группе детского сада

Тебя, Муха, утащу! Мух на ужин я люблю И тебя я погублю! Муха: Дорогие гости, помогите! Паука- злодея зарубите! И кормила я вас И поила я вас, Не покиньте меня В мой последний час! Паук: Можешь криком кричать , Надрываться...

сюжетно -ролевое занятие"Космическое соревнование"

Конспект сюжетно- ролевого занятия по физической культуре.   Программное содержание: Образовательные задачи: Продолжать учить детей управлять движением шара, закидывая его в сачок Закреплять умение метать мяч (шар) из разных исходных положений, развивать зрительное восприятие цвета, формы, пространства Коррекционно-развивающие задачи :...

Выступление на педагогическом совете: "Повышение уровня профессиональной компетентности педагога, как одно из условий повышения качества…

  МДОУ «Ц.Р.Р. детский сад-72»       ОТЧЁТ по самообразованию воспитателя   ТЕМА: « ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ »     Воспитатель: МАМАЕВА ВЛАДА ВИКТОРОВНА К педсовету: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагога, как одно из условий повышения качества образования».  ...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство