Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевая игра)

Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.

Игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным.

В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. А.Н.Леонтьев считал ведущей деятельностью такую, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.

При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью ее проявлений, хрупкостью ее феномена. Во многих языках понятие «игра» пе-редается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом. В современном детском саду так происходит далеко не всегда. Часто дети играют, потому что сейчас «надо» играть, но, к сожалению, не радуются этому. А, если нет радости, значит, нет и самой игры.

Игра - это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра протекает в условной ситуации и содержит ряд условных элементов. Ребенок произносит «как будто» и оказывается в совсем другом мире – волшебном лесу, космической ракете, телевизионной студии. Таинство игры в том, что ребенок верит, что он находится в волшебном воображаемом мире игры, и, в то же время, понимает, что он находится «здесь и сейчас», например, в группе детского сада или в комнате у себя дома. В игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.

Игра – это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются символами – предметами или действиями, замещающими реальные. Любимая кукла превращается в игре то в веселого, то в капризного ребенка… Ее нужно покормить, и тут на помощь приходит игрушечная посуда. И вот в тарелке уже появляется «каша», а если под рукой нет игрушечной ложки, ее с успехом заменяет палочка. Все эти символические действия с предметами-символами. По мнению многих ученых, возможность использовать в своей деятельности символы – это одна из универсальных способностей человека, а ее освоение происходит именно в игре.

Игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Например, как мама ухаживает за ребенком, как доктор лечит зверей. Как артист показывает спектакль, как воин защищает добро и борется со злом. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.

Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать. Но к сожалению, на свободу ребенка в игре все чаще посягают взрослые. Педагоги уверены, что лучше знают, во что, как и когда играть детям. В результате мир игры утрачивает для детей свое волшебство.

Основной структурной единицей развернутой формы игры Д.Б. Эльконин называет роль. Которая и создает двуплановость игры. В других формах игры роль представлена в неявном виде – как игровая позиция человека. Игровая позиция характеризуется принятием ребенком игровых правил или «как будто», «понарошку». Появление игровой позиции свидетельствует о том, что ребенок отделяет игру от не игры. Двуплановым поведением – ролью или игровой позицией и позицией «вне игры» - игрок должен владеть, иначе он «выпадает» из игры.

Сюжетно – ролевая игра рассматривается как основной вид игры дошкольника. Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, в ней наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. В роли в единстве представляют аффективно-эмоциональная и операционно-техническая стороны деятельности.

Сюжет – та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Это предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры. Сюжет игры всегда узнаваем – дети играют «во что-то», «в кого-то» - и в то же время не определен. Неопределенность сюжета связана с его неожиданными поворотами, которые диктуются высокой эмоциональностью и ассоциативностью, нарушениями логической и временной связи. Детский сюжет отражает мир странно и точно, незнакомо и узнаваемо. Отражается не только видимое и реальное. Но и нравственный смысл происходящего.

С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются:

  • профессиональные;
  • военизированные («стрелялки», «догонялки», по мотивам мульт-фильмов);
  • созидательные (строительство);
  • поиска и открытия (путешествия, «космос»);
  • связанные с искусством («цирк», «театр»);
  • сказочные;
  • фантастические;
  • этнографические («в индейцев»).

Сюжетные игры стареют и отмирают, теряя свою актуальность и привлекательность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний.

Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Принимаемая роль часто соответствует идеалу ребенка. С точки зрения физиолога И.М. Сеченова, сливая себя с любым образом, ребенок начинает любить его свойства, здесь вся моральная сторона человека. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными:

  • роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, книги;
  • роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач);
  • семейная роль (мама, папа, дочка);
  • этнографические роли (индеец);
  • сказочные, карнавальные роли (Дед Мороз, Волшебник, Пират, Баба Яга);
  • роль животного.

В дошкольном детстве ребенок овладевает целой гаммой отношений с людьми, которая и находит отражение в игровой деятельности. Ребенок выступает в игре как родитель, который заботится о «детях», вступает в отношения партнерства, уважения, лидерства, подчинения, равенства. В разных системах отношений ребенок выполняет разные социальные роли, которые проецируют на игру.

Игровые действия носят условный характер. В игре действительность представлена условно, «понарошку». Основной механизм существования игры – действия замещения (условные игровые действия). Замещение выступает в двух формах – предметно-действенное замещение (игрушка) и словесное замещение. Замещение основано на расщеплении выполняемого действия и смысла, который в него вкладывается (кормление ложкой, палочкой, движение в воздухе – смысл один, а действия разные).

Особый вид замещения – обозначение игрового пространства. Сначала это происходит при помощи предметов-маркеров игрового пространства, а за тем в речи. Далее ребенок переходит к действиям без опоры на предмет – изобразительное действие сопровождается словами («Мы как будто уже вымыли руки»). Постепенно необходимость в свернутом изображении отпадает и замещение становится полностью речевым. Это знаменует спад сюжетно-ролевой игры и переход к игре – фантазированию, драматизациям, играм с правилами. Переход от одного вида замещения к другому связан с усложнением работы воображения. Чем обобщеннее и короче игровые действия, тем глубже проникает ребенок в смысл человеческих отношений. Следовательно, путь развития игры – это способ все более конкретного овладения ребенком профессиональной ролью, а овладение человеческой, личностной ролью.

Существенная особенность игры и ее содержание – отношения между людьми, которые являются объектом моделирования и экспериментирования в игре. Содержанием игры становятся ситуации, в которых ребенок активно действует наравне со взрослыми, где он выступает как объект действия взрослого, где ребенок вовлечен в сопереживание в процессе восприятия искусства (игры по содержанию мультфильмов и сказок).

Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей показывает, что все они играют с радостью, во время игры преобладает общий эмоционально – положительный настрой, дети много улыбаются, заинтересованы и активны.

Большинство детей в детском саду предпочитают играть с друзьями, с «ребятами», потому что так «веселее, нескучно», что свидетельствует в целом о положительном отношении детей к совместной сюжетно-ролевой игре. Есть небольшая часть дошкольников, которые любят играть одни, потому что «все дети кричат» или «не дружат». Большинство дошкольников предпочитают играть в игры с хорошо знакомым сюжетом, который является отражением опыта повседневной жизни детей. Например, «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости» - это традиционно любимые игры девочек, которые неизменно остаются в игровом репертуаре дошкольников на протяжении многих десятилетий. Именно эти сюжеты выделялись как наиболее распространенные в детской среде. Часто эти традиционно любимые сюжеты объединяются у современных дошкольников в рамках одной игры.

На протяжении всего дошкольного возраста девочек привлекают такие роли, как «Мама», «Сестра», «Подруга», Маленькая доченька», «Принцесса». Например, Настя (6,5 лет) рассуждает так: «Я обожаю представлять себя кем-нибудь из сказки или фильма. Все девочки это любят, представляют себя золушками или принцессами…». Остаются любимыми и роли животных «Собачка», «Котеночек», «Медведиха», «Мама-кенгуриха». Девочки любят игры с куклой Барби, которая, как правило, включает элементы режиссерской игры. В таких играх находят отражение прочитанные сказки, фильмы. Барби является олицетворением принцесс и одновременно воинственных и красивых героинь (Зена, Сейлормунд).

Мальчики тоже называют в качестве любимых ролей семейно-бытовые: «Папа», «Сын», «Брат». К старшему дошкольному возрасту «Водитель», «Бандит», «Охотник за привидением», «Приведение», «Человек – паук». Часто в старшем дошкольном возрасте дети отождествляют себя с героями из боевиков – с Джеки Чаном, Брюсом Ли. Как и у девочек, на протяжении дошкольного детства у мальчиков сохраняются роли героев-животных. Например, мама прочитала Артему (6 лет) сказку про Маугли, и на следующий день на прогулке дети развернули игру в джунгли, в которой фигурировали медведь Балу, обезьянки, Маугли. Игра заключалась в том, что дети искали на участке город обезьян.

На выбор ролей и игровых сюжетов оказывает влияние происходящее в окружающей действительности. Дети старшего дошкольного возраста играют в заложников и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»). Можно констатировать, что в играх детей часто присутствуют трудности, присущие современному периоду (например, необходимость зарабатывая денег, жестокое обращение взрослых с детьми в семье, элементы насилия, заимствованные с экрана.

Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Девочка старшего дошкольного возраста интересуется волшебными историями, сказками, главная героиня которых – красавица, царевна, принцесса, а события, происходящие с ней, заканчиваются свадьбой. Игровые сюжеты, которые сродни сюжету волшебной сказки, называются архетипическими. Подобные события происходили в играх девочек на протяжении многих событий. Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и параллельно осознаются в играх.

У мальчиков сюжеты игр иные – в них находит отражение типичная для волшебной истории или сказки последовательность событий: угроза или препятствие, с которым сталкивается герой, необходимость борьбы с этой угрозой, сама борьба и победа над неким врагом. Отсюда в творческих играх мальчиков преобладают военизированные сюжеты, которые также являются архетипическими. При этом образным атрибутом в таких играх выступают машинки и пластмассовые пистолеты.

Педагогу необходимо считаться с архетипами игровых сюжетов, учитывать, что в старшем дошкольном возрасте у девочек и у мальчиков эти архетипы разные, но они помогают ребенку осознать свои возможности, свои идеальные мужские и женские качества.

Каким образом можно обучать игре?

Анализ педагогической практики показывает, что игра в дошкольных образовательных учреждениях либо пускается на самотек, либо чрезмерно регламентируется. Трудности, которые возникают у воспитателей, обусловлены самой природой этой деятельности. Содействовать развитию игры надо, не стесняя при этом инициативы самих детей.

Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который привносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Важнейшее условие содействия развитию игры – создание игровой предметно – развивающей среды в группе детского сада.

Сформированная игровая позиция воспитателя обеспечивает включение его в детскую игру, позволяет оказывать позитивное влияние на ее развитие. Игровая позиция значима не только для развития игровой деятельности детей. «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком, - делился секретами своего успеха в педагогической работе В.А. Сухомлинский. – Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира». Игровая позиция воспитателя – одна из верных тропинок достижения близости с дошкольниками, проникновения в их внутренний мир.

Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. Ведь игра не только любимое занятие дошкольников – это, напомним, их ведущая деятельность. В ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход от возраста к возрасту.

Игровая позиция требует от воспитателя определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети. И здесь у воспитателя детского сада вновь возникает опасение: «Как же так! Если я стану играть как ребенок, разве дети будут меня уважать и слушаться?» Будут! Будут, так как дети прекрасно отличают мир игры и его законы от законов реального мира. Поэтому по окончании игры они легко переходят к привычной форме общения с воспитателем и, нужно заметить, еще больше уважают взрослого, потому что он замечательный игрок.

Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. Развитие способов сюжетосложения происходит за счет придумывания и комбинирования разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий и коллизий.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская», и т.д.). При организации таких важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, наиболее типичный образ магазина для детей – гимермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребенок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. В старшем дошкольном возрасте обязательно должна появиться игра в школу, направленная на развитие интереса к школе, положительного отношения к учению и будущей социальной роли ученика.

Организация содержательных игр на социальные темы требует выделение отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Следовательно, воспитателю необходимо продумать ситуации, которые позволяют строить сюжет на основе творческого моделирования отношений между персонажами. Важно, чтобы ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у детей эмоционально-положительное отношение и интерес. Это является условием самостоятельности и активности детей в сюжетно-ролевых играх. В противном случае наблюдается картина резкого спада игровой динамики – использование игровых умений с преобладанием предметных действий, характерных для детей младшего возраста.

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

  • организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопление содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игр;
  • организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых игровых умений и нового содержания;
  • создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Этапы педагогической технологии.

I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре, - наблюдения. Рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребенка с людьми. Их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).

II этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

  • определение ситуаций взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
  • создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
  • совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно-ролевой игре.

Задачи педагогического взаимодествия Содержание педагогического взаимодействия
Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры; развитие эмоционального отношения к людям Чтение детской художественной и познавательной литературы. Беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий.
Наблюдение за деятельностью и отношениями людей.
Создание банка идей организации игры Сотворчество воспитателя и детей: придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий;
соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете.
Фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания воспитателем под диктовку детей и пр.
Создание предметно-игровой среды в соответствии с банком идей Детское коллекционирование. Сотворчество воспитателя и детей в продуктивной и художественной деятельности.
Организация совместной сюжетно-ролевой игры воспитателя и детей (в микрогруппах) Педагогическая поддержка детей в сюжетно-роле-вой игре на основе выполнения воспитателем одной из ролевых позиций.
Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей Наблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу.

Организация сюжетно-ролевой игры требует использование соответствующих атрибутов. Здесь поможет коллекционирование. Коллекционирование – собирание коллекций из предметов, необходимых для игры (например, коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар»; открыток, предметов, игрушек для игры «Музей» и др.) Создание временных коллекций требует определения места хранения коллекции, побуждает детей к рассматриванию предметов и придумыванию игрового контекста их применения.

Этап подготовки к игре включает совместную продуктивную деятельность воспитателя и детей по изготовлению атрибутов для игры. Совместная продуктивная деятельность может сопровождаться сотворчеством воспитателя и детей по придумыванию разных игровых ситуаций, сценок. Сотворчество воспитателя и детей создает условия для перехода от игры в подготовку к игре, к самостоятельной сюжетно-ролевой игре, в которой происходит реализация замыслов и становление новых идей.

Этап подготовки к игре, по сути, является игрой в подготовку к игре и может быть более продолжительным по времени, чем сама игра. Ценность этого этапа заключается в организации содержательного и интересного общения детей и взрослых как в детском саду, так и за его пределами.

Подготовительным этапом к игре может выступать игровая проектная деятельность дошкольников. Проектная деятельность, решает задачи образовательной программы, делает привлекательным для отображения в игре познавательное содержание.

Например, организация сюжетно-ролевой игры «Кафе» в форме игровой оболочки «Телепередача»:

• Игровая ситуация «Блиц-опрос».

Цель: выявить полноту и точность представлений детей о разработке кафе.

Воспитатель выступает в роли корреспондента, который берет интервью у разных людей. Примерные вопросы: «Вы были в кафе?», «Что там можно заказать?», «Кто там работает?», «Кто помогает официанту выполнить заказ».

Игровая ситуация «Круглый стол».

Цель: преобразование представлений детей в игровой опыт.

В ходе телепередачи за круглым столом обсуждаются вопросы: «Можем ли мы открыть в группе кафе и поиграть?», «Какие роли могут быть в этой игре?», «Какое может быть меню».

Игровая ситуация «Очумелые ручки».

Цель: создание атрибутов для организации игры(картофель, фри, пирожки, гамбургер).

Игровая ситуация «Удивительные события в кафе».

Цель: развитее сюжетосложения.

Составление сценариев необычных репортажей из кафе: «Шрек с семьей в кафе», «Герои мультфильма «Мадагаскар» пришли в кафе».

Примерное содержание игрового взаимодействия воспитателя с детьми (игровая тема «Гипермаркет» и «Книжный магазин»):

«Рекламная акция в гипермаркете» включает в себя подбор

товаров для рекламы, придумывание формы рекламы, дегустацию товара, придумывание вопросов, которые можно задавать рекламному агентству о товаре, изготовление подарков для покупателей.

«Выставка-продажа детской книги» - продавец рассказывает

маленьким читателям про детские книги, читатели выбирают книги, рассматривают, задают вопросы.

«Выставка детских рисунков о любимых сказках» - создание рисунков, оформление выставки, презентация выставки.

«Презентация аудиокниг» -сочинение и запись рекламных роли-

ков по аудиокнигам, рисование обложек для аудиокниг, презентация аудиокниг.

«Продажа открыток к празднику» - создание коллекции праздничных открыток, ее оформление, ситуации покупки праздничной открытки для разных персонажей («Какая открытка порадует бабушку?» и т.д.); запись музыкальных открыток; придумывание вариантов поздравлений для разных персонажей и от имени разных персонажей

Современному педагогу важно обратить внимание:

Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре.

Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

В-третьих, на то, что мир игры многообразен и не ограничивается только сюжетно-ролевой игрой. Важно помнить, что к концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра постепенно уступает место другим видам игр детей, интегрируется с разными видами деятельности.

Литература:

  • Печерога Л.В. «Развивающие игры для дошкольников».
  • Под редакцией Л.А.Васильевой «Руководство играми детей дошкольного возраста».
  • Солнцева О.В. «Дошкольник в мире игры».
  • Богусловская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста».


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования…

Конспект занятия по рисованию «Первоцветы» с использованием нетрадиционной техники рисования вилкой, ватной палочкой для детей 6-7 лет Цель. Формирование у детей...

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»

Читайте также

«Когда мы едины – мы непобедимы!» Физкультурный досуг, посвященный дню…

«Когда мы едины – мы непобедимы!»Физкультурный досуг, посвященный дню народного единства Ход спортивного досуга: Дети с флажками в руках входят в зал...

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В…

Технологическая карта непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В гостях у бабушки Полины»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...