Роль художественной литературы в формировании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста к родному городу

«Вся жизнь человечества последовательно

оседала в книге: племена, люди,

государства исчезали, а книга оставалась».

А.И. Герцен.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Именно в этот период закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Ознакомление детей с родным городом по праву можно считать фундаментом патриотического воспитания.

Важную роль в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста играет художественная литература. Она способствует формированию базовой культуры личности, ознакомлению с окружающим миром; развивает мышление, речь, воображение ребенка; помогает осознавать человеческие взаимоотношения; знакомит с нормами поведения; воспитывает в детях отзывчивость, эмпатию, доброту.

В дошкольном возрасте дети являются слушателями художественных произведений, содержание доносит до них взрослый. Если ребенок понимает содержание художественной литературы, то он сможет рассуждать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Поэтому важно правильно отобрать художественные произведения для чтения детям. Они должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей; иметь познавательную, эстетическую и нравственную функцию; содержать занимательный и динамичный сюжет.

Каньель: «Книги – это летопись народов. Они передают из века в век несметные богатства опыта, накопленного всем человечеством». Своим опытом работы я хочу показать, как художественная литература помогает знакомить детей старшего дошкольного возраста с родным городом Нижним Новгородом.

Цель работы – формирование патриотических чувств к родному городу у детей подготовительной группы через ознакомление с художественной литературой.

В своей работе я выделила главные направления: история возникновения Нижнего Новгорода, его главные достопримечательности, улицы, современные общественные учреждения, люди, прославившие город, растительный и животный мир. Подбор художественной литературы осуществлялся в соответствии с данными направлениями.

Произведения устного народного творчества помогли сформировать у детей такие понятия, как «Родина», «Малая Родина». Для этого я использовала пословицы и поговорки о Родине. При ознакомлении детей с первыми жителями земли Нижегородской мне помогли колыбельные песни и запевки. Для того, чтобы узнать, какой в прошлом была Нижегородская ярмарка, мы с детьми разучивали зазывалки. Приобщение детей к культурным традициям нашего народа проходило в проведении народных праздников (Масленица, Святки, Пасха) – знакомились с закличками. Большую помощь в ознакомлении с историей возникновения Нижнего Новгорода оказали легенды: «Как зачинали Нижний Новгород», «Предания об основании Нижнего Новгорода», «Град на устье Оки». Легенды стимулировали интерес к башням Нижегородского кремля, помогли запомнить их название и расположение: «Сказ о башне Белокаменной», «Легенда о Коромысловой башне», «Сказ о счастливой подкове». Особый интерес у детей вызвала легенда о символике нашего города – «Сказ о яростном олене».

Дошкольный возраст – это возраст, когда ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Удачно выбранная и выразительно рассказанная сказка, обязательно найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств. Я знакомила детей со сказками нижегородского писателя Сергея Васильевича Афоньшина о героях Руси.

В нашем городе много памятных мест, посвященных А.С. Пушкину. Познавательные рассказы о поэте совмещались с чтением его произведений « Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».

Дети получили информацию о том, какое название имел город в прошлом, какие места в нашем городе связаны с Максимом Горьким. Познакомились с его произведениями: «Воробьишко», «Про Иванушку – дурачка», «Случай с Евсейкой»

При знакомстве детей с улицами нашего города я обратила внимание на то, что многие улицы названы в честь людей, прославившихся своей деятельностью. Так же улицы носят имена героев. О героях Великой Отечественной войны дети узнали из рассказов. Стихи и рассказы о войне действуют на сознание детей вдохновляюще. Дети сопереживают и сочувствуют героям, они пропускают через себя всю жестокость и беспощадность войны, негодуют против нападений на беззащитных людей. Читали произведения: М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», А. Твардовский «Рассказ танкиста», Л. Кассиль «Памятник советскому солдату», С. Алексеев «Ночной таран».

Привлечь интерес к миру природы родного края помогли следующие произведения: В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», Г. Снегирев «Ласточка», И. Соколов – Микитов «Лисья нора».

Для расширения представлений детей об общественных учреждениях города использовала следующие художественные произведения: Н. Соколова «Театр кукол», А. Барто «В театре», П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп».

В книжный уголок я старалась подбирать книги с красочными иллюстрациями. Рассматривание иллюстраций помогают понять смысл произведения. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.

Важно каждый раз после прочтения художественного произведения проводить обсуждение прочитанного. Благодаря этому у ребенка развивается память, умение грамотно и связно формулировать свои мысли.

Большое место после прочтения художественного произведения отводится играм – драматизациям. Ведь драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе.

Выразить свои впечатления о прочитанном дети могут в изобразительной деятельности, лепке, конструировании, ручном труде. Заинтересованность детей или продуктивность их деятельности показывает, насколько интересно было для детей художественное произведение, как доступно описаны события, изложенные в произведении, насколько сформирован у детей образ национального героя, ответственного гражданина, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжеты сказок, художественных произведений в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы помогает знакомить детей с историей родного города, с его достопримечательностями, общественными учреждениями, с известными людьми, прославившими город, с растительным и животным миром. И самое главное - способствует патриотическому воспитанию дошкольников.

 

Используемая литература:

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.

2. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В.П., – Волгоград,2008г.

3. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2006.

4. Калинина Т.В., Уривская Н.С. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка // Молодой ученый.-2016.- №5.

5. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. – №1.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира»

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» Аннотация:Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» будет интересна и познавательна для детей среднего...

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...

Читайте также

Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка»

Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка» Действующие лица: Снежинка Снегурочка Зайчик Мишка Лисичка Дед Мороз Львенок. В зал под музыку входят дети Снежинка: Здравствуйте ребята! Здравствуйте зверята! Ёлка, елка, ёлочка. Мы к тебе пришли, Огоньки весёлые Ты скорей зажги! Хлопает...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:…

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Помощь зимующим птицам» Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное...