Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольников

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [1].

Память является важнейшей познавательной функцией. Приобретение человеком знаний и умений основано на его способностях к запоминанию и сохранению в памяти образов, мыслей, пережитых чувств, движений и их систем.

Актуальность статьи представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей. Именно в дошкольном возрасте происходит активное развитие всех видов памяти ребёнка и задача взрослых – грамотно помочь этому развитию.

Проблема развития памяти актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития памяти ребенка. У ребенка дошкольного возраста еще не полностью сформировалась память, ее типы и особенности.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей в силу повышения требований к качеству получения знаний. Исследование данной проблемы важно как для педагогов школ, так и для дошкольных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное изучение закономерностей всех психологических процессов, включая память, на раннем этапе развития ребенка.

Память в дошкольном возрасте, по представлению В. С. Мухиной [5], носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно [4].

Продуктивность запоминания у детей в игре намного выше, чем вне игры. Однако, у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего используется простое повторение. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале [6].

Из всего сказанного выше не следует делать вывод, что данный процесс у детей дошкольного возраста можно пускать на самотёк. Психологи и педагоги практики отмечают, что даже без специальной коррекционной работы над развитием памяти у детей со слабой механической памятью при нормальном интеллектуальном развитии и высокой познавательной активностью уровень развития опосредованной памяти оказывается намного выше, чем у таких же детей с нормально развитой механической памятью[3]. Значит можно предположить, что ребёнок с хорошей мотивацией к познанию, который не может усвоить информацию с помощью механической памяти, самостоятельно ищет способы опосредованного запоминания, тогда как другие дети многое запоминают с её помощью, и у них нет необходимости искать другие пути запоминания. Кроме того, изменились школьные программы. Они стали развивающими и уже с первого класса для усвоения учебного материала ребёнку необходимо владеть способами запоминания.

При опосредованном запоминании от ребёнка, требуется умение специализировать материал. Как показал опыт, дети самостоятельно не прибегают к логической обработке материала в целях запоминания: они в большинстве случаев не сопоставляют картинки друг с другом, не производят обобщения, не осуществляют группировки материала, а ограничиваются простыми мнемическими приемами [2].

Чтобы ребенок осваивал успешно учебную деятельность, был подготовлен к школе, у него должны быть хорошо развиты познавательные процессы, в том числе все виды памяти.

Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра способствует формированию усидчивости, серьезного настроя, использование мыслительного процесса.

Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, учатся культуре общения руг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений [4].

Задача дидактической игры не только закрепление имеющихся у детей знаний, но и приобретение новых. В дидактической игре ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет предметы по разным признакам, запоминает их.

Познавательный элемент в дидактических играх сочетается с занимательностью, что помогает ребенку без больших усилий запомнить материал, который необходимо усвоить в игре. У детей развиваются внимание, память, мышление, сообразительность, смекалка.

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

И если составить и внедрить комплекс дидактических игр, направленный на развитие памяти у детей дошкольного возраста, то это позволит значительно его улучшить.

 

Ссылки на источники:

  1. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
  2. Истомина, З. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте / З. М. Истомина // Возрастные и индивидуальные различия памяти [под ред. А. А. Смирнова]. – М. : Просвещение, 1967.
  3. Истомина, З. М. Развитие памяти / З. М. Истомина. - М. ; Просвещение, 1978.
  4. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах / А. Н. Леонтьев [под ред. В.В. Давыдова]. - М. : Педагогика, 1983.
  5. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина: - М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 456 с.
  6. Черемошкина, JI. B. Развитие памяти детей / Л. В. Черемошкина.Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…

Контрольная работа по разделу«Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской психологии»Тема: №11 «Среда как фактор психического развития» Направление 440301.63 – Педагогическое образование...

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ

Опытно-экспериментальная работа в ДОУ Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. На протяжении всего...

Электронные образовательные ресурсы в деятельности воспитателя ДОУ

Электронные образовательные ресурсы в деятельности воспитателя ДОУ Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые...

Читайте также

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего…

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием модульного дидактического пособия «Моя ферма» Цель:...

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков»

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по стране дорожных знаков» Для детей средней группы Задачи: - Закрепить знание детей о правилах дорожного движения и дорожных...

Никто не забыт, ничто не забыто

Никто не забыт, ничто не забыто В настоящее время необходимо и важно воспитывать в детях такие качества, как патриотизм, любовь к...