Инклюзивное образование как ресурс создания толерантной среды

Инклюзивное образование – наиболее передовая форма обучения детей с ОВЗ, в процессе обучения идет активное включение детей, родителей и педагогов в совместную деятельность.

Выделяются следующие преимущества инклюзивного образования как для детей с ОВЗ, так и для нормотипичных детей:

  • Преимущества социального характера: развитие самостоятельности детей при предоставлении помощи, обобщение социального опыты, развитие терпения и толерантности.
  • Преимущества психологического характера, исключение формирования чувства превосходности или же развитие чувства неполноценности.
  • Преимущества медицинского характера – подражание социально приемлемому поведению.
  • Преимущества педагогического характера – рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом). [4]

Т.Г. Зубарева, Н.Г. Петелина и Н.В. Ефремова отметили, что для получения качественного образования требуются необходимые условия, которые не все учреждения образовательного типа могут предоставить. Согласно их точки зрения, немаловажную роль здесь играет уровень толерантности в инклюзивной среде, которая создает комфортную психологическую атмосферу.

Толерантная среда формируется при наличии толерантности у всех участников образовательного процесса:

  • Сверстники ребенка с ООП.
  • Родители обучающихся.
  • Педагоги и специалисты.

Наша рабочая практика проходит в формате «Ресурсная группа». Данный формат группы позволяет удовлетворить потребности в инклюзивном образовании путем вовлечения дошкольников с РАС в общеобразовательную среду. Работа строится на основе прикладного анализа поведения, что позволяет детям обучаться по индивидуальным программам.

Инклюзия в ДОО может быть:

  • Временная – ребенок может быть в коллективе в играх, праздниках, на прогулке.
  • Частичная – ребенок находится со сверстниками в течении неполного дня, учувствует в занятиях по изобразительной, музыкальной и двигательной деятельности.
  • Полная – посещение ребенком обычной группы самостоятельно или с сопровождением. [3]

В своей практике мы используем временную и частичную инклюзию. По мере адаптации к учебной и социальной программам, ребенок совместно с тьютором выходит в регулярную группу на определенные виды занятий. Хочется отметить, что во время инклюзии учитываются интересы всех сторон, поэтому пока «особый ребенок» не готов, его не выведут на совместные занятия, самый главный параметр, это отсутствие нежелательного поведения в течение определенного времени. Помогая друг другу, дети сближаются, у них появляются доверительные отношения, постепенно исчезает эмоциональная неприязнь, дети перестают реагировать на имеющиеся различия между ними, становятся более толерантными и терпимыми. Помимо нахождения детей с РАС на творческих занятиях, спортивных мероприятиях, совместных занятиях и играх, мы используем следующие формы работы:

  • Использование тематических видео ресурсов, просмотр мультфильмов и фильмов о проблеме аутизма, данный метод групповой работы способствует расширению осознания детьми происходящего с ними и вокруг них явлений и событий социально-психологической реальности.
  • Выставка творческих работ: «Мир глазами ребенка с аутизмом», «мы разные, но мы вместе», «Раскрась синим» и так далее.
  • Элементы сказкотерапии.
  • Использование художественной литературы, на тему дружбы, отзывчивости и взаимопонимания и др.
  • Социальные акции, праздники.

Формирование толерантности у детей невозможно без работы с родителями, так как они являются важным примером для ребенка. Согласно результатам исследования, проведенного Е.Н. Моргачевой в 2013 году, несмотря на достаточную осведомленность идеи инклюзивного образования и особенности детей с ОВЗ, их отношения к особенным детям либо нейтральное, либо негативное. Родителей настораживает демонстрируемая «особыми» детьми специфика эмоционально-волевой сферы. [2] Именно поэтому работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов с родителями. Мы используем различные формы работы с родителями: тематические родительские собрания, выставки литературы, совместные праздники, индивидуальная работа с родителями.

Инклюзивное обучение детей с РАС позволяет повысить уровень их социальной адаптации, закрепить навыки адекватного социального поведения, нормотипичные дети учатся терпимо относится к особенностям развития других детей, взаимопомощи, становятся более толерантными.

 

Список литературы

  1. Дьяконова, Н.В. Толерантность и эмпатия как основа инклюзивного образования/ Н.В. Дьяконова. – Москва,2015.
  2. Моргачева, Е.Н. Инклюзивное обучение глазами педагогов и родителей//Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2013. – №18 (19). – 226-238 с.
  3. Писаревская, М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А.Писаревская, – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 с.
  4. Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности / С. Д. Щеколдина. – Москва: ОСЬ-89, 2004. – 80 с.


Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Конспект развлечения по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Поможем…

Конспект развлечения по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Поможем Буратино» Цель: Развивать стремление добиваться положительного результата. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей...

Конспект спортивного праздника совместно с родителями «Семейные старты»

Конспект спортивного праздника совместно с родителями «Семейные старты» (Для детей подготовительной группы) Цель: Формирование здорового образа жизни; совершенствование связи семьи и детского сада...

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Дидактическая игра учит детей группировать предметы и действия. В процессе игры ребенок научится определять последовательность...

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...