Инклюзивное образование как ресурс создания толерантной среды

Инклюзивное образование – наиболее передовая форма обучения детей с ОВЗ, в процессе обучения идет активное включение детей, родителей и педагогов в совместную деятельность.

Выделяются следующие преимущества инклюзивного образования как для детей с ОВЗ, так и для нормотипичных детей:

  • Преимущества социального характера: развитие самостоятельности детей при предоставлении помощи, обобщение социального опыты, развитие терпения и толерантности.
  • Преимущества психологического характера, исключение формирования чувства превосходности или же развитие чувства неполноценности.
  • Преимущества медицинского характера – подражание социально приемлемому поведению.
  • Преимущества педагогического характера – рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом). [4]

Т.Г. Зубарева, Н.Г. Петелина и Н.В. Ефремова отметили, что для получения качественного образования требуются необходимые условия, которые не все учреждения образовательного типа могут предоставить. Согласно их точки зрения, немаловажную роль здесь играет уровень толерантности в инклюзивной среде, которая создает комфортную психологическую атмосферу.

Толерантная среда формируется при наличии толерантности у всех участников образовательного процесса:

  • Сверстники ребенка с ООП.
  • Родители обучающихся.
  • Педагоги и специалисты.

Наша рабочая практика проходит в формате «Ресурсная группа». Данный формат группы позволяет удовлетворить потребности в инклюзивном образовании путем вовлечения дошкольников с РАС в общеобразовательную среду. Работа строится на основе прикладного анализа поведения, что позволяет детям обучаться по индивидуальным программам.

Инклюзия в ДОО может быть:

  • Временная – ребенок может быть в коллективе в играх, праздниках, на прогулке.
  • Частичная – ребенок находится со сверстниками в течении неполного дня, учувствует в занятиях по изобразительной, музыкальной и двигательной деятельности.
  • Полная – посещение ребенком обычной группы самостоятельно или с сопровождением. [3]

В своей практике мы используем временную и частичную инклюзию. По мере адаптации к учебной и социальной программам, ребенок совместно с тьютором выходит в регулярную группу на определенные виды занятий. Хочется отметить, что во время инклюзии учитываются интересы всех сторон, поэтому пока «особый ребенок» не готов, его не выведут на совместные занятия, самый главный параметр, это отсутствие нежелательного поведения в течение определенного времени. Помогая друг другу, дети сближаются, у них появляются доверительные отношения, постепенно исчезает эмоциональная неприязнь, дети перестают реагировать на имеющиеся различия между ними, становятся более толерантными и терпимыми. Помимо нахождения детей с РАС на творческих занятиях, спортивных мероприятиях, совместных занятиях и играх, мы используем следующие формы работы:

  • Использование тематических видео ресурсов, просмотр мультфильмов и фильмов о проблеме аутизма, данный метод групповой работы способствует расширению осознания детьми происходящего с ними и вокруг них явлений и событий социально-психологической реальности.
  • Выставка творческих работ: «Мир глазами ребенка с аутизмом», «мы разные, но мы вместе», «Раскрась синим» и так далее.
  • Элементы сказкотерапии.
  • Использование художественной литературы, на тему дружбы, отзывчивости и взаимопонимания и др.
  • Социальные акции, праздники.

Формирование толерантности у детей невозможно без работы с родителями, так как они являются важным примером для ребенка. Согласно результатам исследования, проведенного Е.Н. Моргачевой в 2013 году, несмотря на достаточную осведомленность идеи инклюзивного образования и особенности детей с ОВЗ, их отношения к особенным детям либо нейтральное, либо негативное. Родителей настораживает демонстрируемая «особыми» детьми специфика эмоционально-волевой сферы. [2] Именно поэтому работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов с родителями. Мы используем различные формы работы с родителями: тематические родительские собрания, выставки литературы, совместные праздники, индивидуальная работа с родителями.

Инклюзивное обучение детей с РАС позволяет повысить уровень их социальной адаптации, закрепить навыки адекватного социального поведения, нормотипичные дети учатся терпимо относится к особенностям развития других детей, взаимопомощи, становятся более толерантными.

 

Список литературы

  1. Дьяконова, Н.В. Толерантность и эмпатия как основа инклюзивного образования/ Н.В. Дьяконова. – Москва,2015.
  2. Моргачева, Е.Н. Инклюзивное обучение глазами педагогов и родителей//Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. – 2013. – №18 (19). – 226-238 с.
  3. Писаревская, М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А.Писаревская, – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 с.
  4. Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности / С. Д. Щеколдина. – Москва: ОСЬ-89, 2004. – 80 с.


Новые публикации

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про…

Занятие по психологии для среднего дошкольного возраста «Сказка про ёжика Прошу»

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»

Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

Читайте также

Волшебный праздник Новый год

Волшебный праздник Новый год Новый год - самый долгожданный и любимый праздник не только детей, но и взрослых. С приходом этого...

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде»

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде» Цели: Обеспечение физического развития детей с учетом индивидуальных возможностей развития путем реализации оздоровительного...

Программа физкультурно-спортивной направленности «Волшебные шашки» по обучению игре в шашки…

Программа физкультурно-спортивной направленности «Волшебные шашки» по обучению игре в шашки детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и детей подготовительной к...

Читайте также

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками)…

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками). Тема: «Обезьяна» Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет). Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция...

Конспект ОД в группе дошкольного возраста 4-5 лет «Что нам…

Конспект ОД в группе дошкольного возраста 4-5 лет «Что нам осень подарила» Цель: расширять и уточнять знания детей об овощах и...





В блогах

Конспект ООД по образовательной области «Познавательно развитие» в старшей группе «Это загадочный космос».

Цель: Формировать представления детей о космосе. Задачи: 1. Познавательное развитие: - закрепить уже существующие знания о космосе -расширить представления детей об окружающем мире -познакомить детей с новыми понятиями6 «планета», «звездопад», «скафандр» -сформировать начальное представление о Солнечной системе 2. Художественно-эстетичекое развитие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей по сказке «Теремок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей по сказке «Теремок» Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Цель: Познакомить детей с русской -народной сказкой. Задачи: Образовательные:  Закреплять знание последовательности событий...

Частушки к Масленице (авторские)

Мы блиночки замесили, И гостей мы пригласили. Блины наши объеденье, Со сметанкой и с вареньем. Блины ели, блины ели Ели целую неделю. Как они в нас поместились? Сами очень удивились. Когда Масленица с нами- Объедаемся блинами. Обойди весь белый свет...

НОД "Желтая кисточка"

«Желтая кисточка» Вид деятельности детей: коммуникативная деятельность: беседа, общение по теме занятия, ответы на вопросы воспитателя, разгадывание загадки; голосовые упражнения; описание дидактической курочки; игры. игровая деятельность: игровые ситуации; дыхательная гимнастика; дидактические игры. двигательная деятельность: двигательная активность детей в течении всего...