Условия прочного и сознательного усвоения счета детьми в образовательной деятельности в рамках ФГОС

Основным принципом педагогики является принцип сознательности. Сознательное усвоение счета ребенком дошкольного возраста имеет свои отличительные черты: отражение в сознании ребенка отдельных предметов и их совокупности должно протекать ярко, четко, весомо, зримо, для чего все органы чувств ребенка используются в процессе первоначального восприятия числа. Формирование понятий «много», «мало», «сколько» должно быть связано по возможности с удовлетворением жизненно-необходимых потребностей ребенка.

Например, Коле дали пять конфет, а Ване – одну. Ваня насупился и не берет. На вопрос воспитателя: «Почему ты не ешь свою конфету?» Ваня обиженно говорит: «Мне дали мало, а Коле много». «Сколько же тебе еще дать конфет?» Ваня, не умея считать, поднимает и показывает четыре пальца. Ваня правильно сопоставил количество поднятых пальцев с количеством недостающих конфет.

Второй пример. Дети строят самолет. Не хватает десяти брусков. Коля, инициатор стройки, подсчитывает и предлагает двум друзьям принести нужное количество брусков. В творческих играх, в конструктивной деятельности, в играх с правилами – во всех видах образовательной деятельности детей очень часто возникают жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых может быть осуществлено только путем счета.

Ребенок из окружающих его предметов выбирает яркие, красивые, динамичные. Следовательно, первоначальное восприятие числа ребенком должно проходить на предметах ярких, интересных, динамичных.

Здоровый ребенок не мыслим вне деятельности. Сознание его формируется интенсивнее в процессе деятельности, в силу этого необходимо включение разнообразных предметов счета в деятельность ребенка.

Внимание трехлетнего ребенка – непроизвольное, интересы неустойчивые; они гаснут так же быстро, как и возникают. В период первоначального восприятия числа необходимо всячески поддерживать интерес у ребенка к счету. Для этого в занятиях по счету мы максимально использовали предметный счет.

Дети мыслят конкретно, образами, и чем больше чувственных объектов будет дано детям для восприятия, чем больше органов чувств будет принимать участие в восприятии тех или иных предметов, тем точнее будут представления детей о числе, тем прочнее будет знание числа. В момент восприятия нового числа мускульно-осязательное ощущение должны доминировать над всеми другими.

Важным условием успешного обучения детей счету является эмоциональная, динамическая подача детям материала. Будет ли то образовательная деятельность, или дидактическая игра, ее организация и подача материала должны вызывать у детей положительные эмоции, желание считать.

Эти чувства пробудят в ребенке интерес к образовательной деятельности, который станет основой в развитии устойчивого произвольного внимания, как необходимого условия для успешного ученья в школе.

Сколько бы ни отводилось времени для усвоения программного материала, но если не удалось заинтересовать ребенка и тем самым вызвать у него желание считать, нельзя достигнуть положительных результатов в сознании ребенком числа. Помня это, мы вносили в свою образовательную деятельность с детьми такой наглядный материал, который заинтересовал бы ребенка и активизировал его.

Темп каждой образовательной деятельности должен соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям детей. Восприятие числа протекает у разных детей по-разному: одни дети воспринимают быстрее, другие медленнее. Учитывая это обстоятельство, мы всегда вели работу с детьми неторопливо: медленно говорили, не спеша показывали, не торопили детей выполнить то или иное задание. Отсутствие поспешности в работе создавало спокойную обстановку, которая способствовала хорошему усвоению детьми программного материала. Такой темп образовательной деятельности давал возможность нам проверить, как дошло до сознания ребенка данное нами указание. Обязанность воспитателя руководить работой так, чтобы все дети успевали выполнить его задание; в противном случае ребенок, не усвоив полученных знаний, начнет отставать.

И, наконец, при усвоении чисел необходимо каждому ребенку дать такой счетный материал, который обеспечил бы всем детям одновременную деятельность, активизируя тем самым внимание детей и обязывая их к самостоятельному выполнению задания.

Создание всех этих условий приведет к прочному и осознанному усвоению чисел первого десятка.



Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Эстетическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы

Эстетическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы Научный руководитель – К.п.н., доцент, Миннуллина Розалия Фаизовна Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) Федерального...

Мастер-класс «Коммуникативные танцы и игры, как форма социализации дошкольников»

Мастер-класс «Коммуникативные танцы и игры, как форма социализации дошкольников» Цель: Ознакомить с разнообразием коммуникативных игр и танцев. Задачи: Создать обстановку готовности к общению...

Развитие творческих способностей у детей через аппликацию с использованием нетрадиционных…

Развитие творческих способностей у детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов {pdf=download/files/presentation/file599.pdf|90%|700|native}

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...