Мнемотехника в форме лепбука как средство обучения детей дошкольного возраста разговорному английскому языку
Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом и для обучения иностранным языкам.
Уникальная предрасположенность к речи (а зоной наибольшего благоприятствования в овладении иностранным языком является возрастной период от 4 до 8-9 лет.
Никогда нельзя ставить перед детьми задачу ''выучить слова''. Новая лексика должна утвердиться в сознании ребенка постепенно, посредством продуманной поэтапной системы упражнений.
Греки обнаружили, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ, иными словами, работа памяти во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. То, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей - забывается. И хотя мы не подозреваем об этом процессе, он продолжается без участия нашего сознания или желания.
В связи с этим было выявлено, что огромную помощь для запоминания новой лексики оказывает метод мнемотехники.
Мнемотехника — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Новизна нашей методики заключается в том, что мнемотехника представлена нами в форме лэпбука и позволяет педагогу в достаточно легкой, интересной и красочной форме преподнести детям новую тему на английском языке, а в дальнейшем и закрепить по средствам педагога. Или же ребенок самостоятельно, в свободное время от занятий, сможет еще более детально изучить содержание красочных кармашков лэпбука.
В дословном переводе с английского языка («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.
Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр.
Актуальность данной методики в том, что освоение новой лексики – это самый трудоемкий процесс в изучении иностранного языка. Для этого нужна хорошая память. И яркая форма лэпбука, иллюстрация соответствующая возрасту вызовет у дошкольников интерес к изучению иностранного языка. Во-вторых: метод мнемотехники развивают способность у детей дошкольного возраста мыслить образно и увеличить объём их памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Благодаря чему изучение языка становится качественным и быстрым. Также работа методу мнемотехники очень удобна в условиях ДОУ. Она позволяет в различных режимных моментах ввести/закрепить разные лексиксические темы.
Цель- использование метода мнемотехники в форме лэпбука по определенной теме в игровой форме для более эффективного обучения детей разговорному английскому языку.
Из практики нашей работы хотела бы представить такие мнемотехнические приемы запоминания как:
Ритмизация- перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой
Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова - чтобы запомнить слова как например «гриб» чтобы запомнить английское слово виноград-grape.
Находить яркие, необычные образы, картинки, которые по "методу связки" соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: puppy, cucumber, tomato, cabbage, squash, paprika, carrot, red, orange, yellow, green - запомнить это будет легко, если вы придумаете забавный рассказ, в котором будут присутствовать все предметы для запоминания.
Сказка про овощи
Однажды щенок- puppy шел по огороду и повстречал его обитателей. Но только не знал, как кого зовут. Нужно помочь узнать puppy про жителей чудесного огорода. Сначала puppy увидел зеленое и пупырчатое существо Кто это? Так это же огурец cucumber, настоящий бравый удалец. Дальше он повстречал красного красавца. Он был спелый, сочный и немного толстощекий. Это же синьор-помидор tomato! А вот и дама деловая, в сто шуб она одета. И летом ей ни капельки не жарко. Это капуста cabbage, которая никак не может согреться. А кто это солнцу выставил свой бочок? Он не загорел, а лишь немного побелел. Да это же лежебока-кабачок squash. Дальше он прошелся, и увидел разноцветные кусты. Это были сладкие перцы paprika разных цветов: red, orange, yellow и green. Повидал он и девицу, у которой коса все время на улице, а сама она сидит в темнице. Кто это? Конечно же, морковка carrot. Вот теперь puppy знает, кто проживает на веселом огороде. Его населяет замечательный народ.
В забавном и простом рассказе объединены, как мы видим, все необходимые для запоминания слова. Они представлены в виде имён героев. Далее педагог предлагает воспроизвести рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотехника помогает маленьким детям на занятиях английского языка составлять длинные описательные предложения.
В качестве примера можно взять также тему «Овощи». Составим описание помидора с опорой на мнемотаблицу.
It is a tomato.
It is a red.
It is round
It is sou ar
I like tomatoes.
Также приведем пример мнемотаблицы для разучивания стиха.
Potato, tomato,
A carrot and a beet.
All of them are vegetables
That I like to eat.
Кстати, для изображения мнемо образов не нужно иметь талант художника. Можно лишь схематично изобразить информацию. Этого вполне достаточно, чтобы ребенок вспомнил материал, связанный с этими образами.
Как итог можно еще раз подчеркнуть актуальность данной методики. Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольного возраста зачастую не умеют читать ни на родном языке ни, тем более на иностранном языке и вследствие чего, метод мнемотехники оказывает незаменимую помощь как педагогам в обучении английскому языку, также и маленьким ученикам в самостоятельном изучении иностранного языка. Дети с легкостью распознают слова представленные в мнемокартинках. Весь материал в лэпбуке может меняться, дополняться, обновляться в соответствии с изучаемой темой, так как каринки (таблицы) можно прикреплять на липучки и прятать в конверики. Можно привлекать родителей для совместного с детьми изготовления наглядности. В процессе работы родители могут выяснять у самих же детей ассоциации, связанные с каким-либо предметом. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Как показывает наша практика, использование данного метода в обучении разговорному английскому языку, заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.
Читайте также |
---|
Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности -…
Конспект НОД в первой младшей группе. Развитие продуктивной деятельности - рисование. Тема: «Маша и медведь» Программное содержание: Учить правильно держать кисточку...
Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где...
Сценарий выпускного праздника «Идём учиться»
Сценарий выпускного праздника «Идём учиться» Вед: Дорогие родители, уважаемые гости! Наши воспитанники заканчивают своё пребывание в детском саду. Сегодня мы с гордостью...