Обеспечение равных стартовых возможностей всех детей 6-7 лет в подготовке к начальному обучению

В статье раскрываются вопросы одногодичной предшкольной подготовки неорганизованных детей 6-7 лет.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка – личностного, социального, когнитивного.

В связи с более ранним началом систематического обучения особого внимания требует отбор такого содержания образования детей на предшкольной ступени, которое обеспечивало бы сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы. Образование в этот период должно способствовать развитию познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности, и как следствие, формирование всесторонне развитой личности ребенка.

О значимости качественного дошкольного образования всех детей именно этой возрастной группы говорится в Постановлении Кабинета Министров Узбекистана № 132 от 9 марта 2020 г «О мерах по дальнейшему развитию системы обязательной годичной подготовки детей к начальному образованию».

Основными задачами Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан по внедрению годичного обязательного начального образования для детей являются:

  • формирование подготовительных групп для детей, не охваченных дошкольным образованием;
  • внедрение современных инновационных педагогических технологий, эффективных форм и методов обучения и воспитания в учебный процесс подготовительных групп;
  • обеспечение подготовительных групп учебно-методическими, дидактическими материалами, развивающими играми и игрушками;
  • художественной литературой, отражающей национально-культурные и исторические ценности и повышающей интерес к чтению с детства.

Вопросы предшкольной подготовки – это не только вопросы обучения, но и всестороннего интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка, формирование его личности. Так как готовность ребёнка к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

В предшкольной подготовке необходимо выделить три основные линии:

Это общее развитие ребёнка. К моменту поступления в школу развитие ребёнка должно достичь определённого уровня. В первую очередь речь идёт о развитии памяти, внимания, интеллекта.

Это умение произвольно управлять собой. Известно, что у ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая непроизвольная память. Но произвольно управлять этими процессами ребёнок ещё не научился. Ребёнок может легко и надолго запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему достаточно трудно. Именно это умение, как показывает педагогическая практика, так необходимо выработать к моменту поступления ребёнка в школу. Кроме того, необходимо развитие умения более широкого плана – делать не только то, что хочется, но и то, что надо, хотя и не совсем хочется, или даже совсем не хочется.

Формирование положительной учебной мотивации. Ввиду того, что в последние годы дети, поступающие в школу, имеют невысокий уровень физического развития, серьёзные проблемы со здоровьем в эпоху компьютеризации, в образовательный процесс предшкольной подготовки необходимо включить занятия не только физической культуры, но и ритмики.

Ещё один фактор, которым характеризуются в последнее время многие дети, это некоторая поведенческая «распущенность», результатом которой является асоциальное поведение. Дети не умеют сдерживать свои негативные эмоции, не умеют правильно общаться со сверстниками и взрослыми, не владеют навыками культурного поведения. Всё это создаёт дискомфорт в отношениях «ученик – ученик» и «ученик – учитель» и является помехой успешной учебной деятельности. Именно поэтому в Государственной учебной программе «Илк кадам» (Первый шаг) в общие ключевые компетенции ребенка дошкольника 6-7лет, включены:

Социальная компетенция – умение вести себя со взрослыми и сверстниками в жизненных ситуациях с соблюдением согласованных правил и норм поведения а также Коммуникативная компетенция – умение использовать средства общения в различных ситуациях. Игровая компетенция – творческое применение ребенком опыта, знаний и навыков в процессе игры и ее организации. Является основой для учебно-воспитательной деятельности. Познавательная компетенция – сознательное восприятие окружающего мира и применение полученных знаний, умений, навыков и ценностных установок для решения учебных и практических задач.

Общие ключевые компетенции педагог предшкольной группы реализует путём решения следующих задач:

  • формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
  • формирование положительной учебной мотивации;
  • развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
  • развитие элементарных математических представлений;
  • развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование навыков ручного труда и изобразительной деятельности;
  • развитие творчески активной личности.

У педагогического работника предшкольной группы, реализующего Государственную учебную программу «Илк кадам», должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей. Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Министерство дошкольного образования в Узбекистане прилагает усилия для того, чтобы дети смогли проходить подготовку к школе в домашних условиях. В помощь родителям в организации качественного и результативного обучения дошкольников дома Министерство дошкольного образования Республики Узбекистан при поддержке российской компании «Новый Диск» на весь период карантина был предоставлен бесплатный доступ к онлайн-курсу «Стань школьником с Робобориком!» Это обучающий курс по подготовке к школе детей 6-7 лет. Данная программа полностью отвечает требованиям Государственной учебной программы "Илк кадам".

Онлайн-курс даст возможность дошкольникам углубить знания по таким предметам, как окружающий мир, математика, основы грамоты и чтения, развитие речи, ознакомление с музыкальным и изобразительным искусством

Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Сегодня родители переживают значительные трудности: личные проблемы, усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога в связи со снижением безопасности жизни, событийные кризисы, карантины и др. В этих условиях семье необходима поддержка и сопровождение. Следует придать дошкольному образованию открытость, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.

Сегодня главная задача воспитателя – преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и настроится на сотрудничество, взаимодействие. При организации дифференцированного подхода к родителям должны соблюдаться следующие условия: соблюдение такта, чуткости, отзывчивости; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы и внедрение инноваций в образовательный процесс.

Связь с родителями осуществляется на протяжении всего периода обучения. Кроме этого, в течение года неоднократно проводятся общие родительские онлайн собрания, на которых обсуждаются вопросы учебных достижений дошкольников, даются рекомендации родителям о подготовке детей к школе.

 

Литература:

  1. Постановлении Кабинета Министров № 132 от 9 марта 2020 г «О мерах по дальнейшему развитию системы обязательной годичной подготовки детей к начальному образованию».
  2. Государственные требования к развитию детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. 18 июня 2018г № 1-мх.
  3. Государственная учебная программа « Илк кадам» дошкольного образовательного учреждения.7июля 2018г П№4.
  4. Электронные ресурсы: http://mdo.uz/
  5. https://uz.sputniknews.ru/


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка…

Конспект занятия по развитии речи в средней группе «Капризная девочка Лиза» Цель: дать детям представление о времени: утро-вечер, вчера-сегодня. Роли: две девочки...

Сценарий для праздника 8 марта в подготовительной группе «Праздничное телешоу»

Сценарий для праздника 8 марта в подготовительной группе «Праздничное телешоу» Ведущая: Добрый день дорогие, гости! Примите наши поздравленья в международный женский день! Пусть будет...

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала)…

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала) Дидактическая игра «Гусеница» Цель: Развитие мелкой моторики, способствовать пассивному массажу пальцев рук, закрепление основных цветов. Дидактические...

Читайте также

Дидактическая игра «Украсим ёлочку»

Дидактическая игра «Украсим ёлочку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по…

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи через беседу по картинке «Кот - рыбак» «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным Ему пяти словам-...

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе Цель: Дать детям представление о здоровом образе жизни, его значении, способах сохранения и...