Как продуктивно организовать работу по профилактике речевых расстройств в ДОO

В последнее время количество речевых нарушений у детей дошкольного возраста растет, и актуальность проблемы профилактики речевых нарушений приобретает глобальный характер.

Целью профилактической работы является создание благоприятных условий, направленных на стимулирование развития и совершенствование речевой деятельности дошкольников.

Задачи профилактики:

  • Соблюдение здоровьесберегающих технологий и профилактика нервно-психических расстройств;
  • Своевременное выявление детей "группы риска»;
  • Подготовка рабочих планов по единому подходу в деятельности всех специалистов дошкольного образования;
  • Организация личностно-ориентированной образовательной деятельности, а также коррекционно-развивающего сопровождения процесса;
  • Информационно информационная и практическая поддержка учителей и родителей.

Исходя из цели и задач профилактики можно выделить следующие направления в работе.

Остановимся на каждой из них поподробнее.

1. Охрана физического и нервно-психического здоровья детей (обеспечение сохранности их речевых органов).

Прежде всего, это осуществляется медицинскими работниками. При поступлении ребенка в детский сад врач дошкольного учреждения изучает историю болезни, беседует с родителями, проводит анкетирование, а затем подробно заполняет медицинскую карту. Затем, в начале каждого учебного года, после проведения логопедического обследования, учитель-логопед и врач сравнивают полученную информацию и дополняют данные друг друга. При необходимости врач назначает направление на обследование у специалистов. После получения результатов происходит обмен мнениями и при необходимости вовлечение в этот процесс других специалистов дошкольного образования.

Одновременно это направления осуществляют воспитатели на группах, предупреждая случаи сосания пальца во время сна и подкладывания рук под щеку, что может привести к деформации челюсти и образованию перекрёстного прикуса.

Прежде всего, это создание благоприятного климата для общения, предотвращение негатива, сглаживание спада речевой активности в связи с вхождением в новую дошкольную среду.

В это время логопед помогает подобрать речевой материал для игр, дыхательных и пальчиковых упражнений, а также дает рекомендации по индивидуально-ориентированному подходу и дозировке нагрузки с учетом контингента группы.

2. Аналитико-диагностическое направление.

Работа этого направления регулируется ПМПК (психолого-медико-педагогическим советом). Ежегодно в состав Совета входят педагоги подготовительных групп, медицинские работники, педагог-психолог, логопед, старший воспитатель. Инициирует работу-логопед. После выявления детей, нуждающихся в специальной помощи, назначается индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения (рекомендации для групп) или дети записываются на занятия с педагогом-психологом или логопедом. Рекомендации для специалистов ДОУ по реализации индивидуального личностно-ориентированного подхода в работе каждого из них написаны коллективно.

3. Организационно-методическое направление.

В первой младшей группе для успешной адаптации педагог-психолог совместно с педагогом систематически проводит комплексные занятия, направленные на снятие напряжения, установление доверительных отношений с одноклассниками и разными взрослыми. Игры подбираются так, чтобы дети запоминали и называли имена учителей и друг друга, могли расширить границы, обеспечить эмоционально комфортный климат в группе.

В дальнейшем работа педагога-психолога строится в тесной взаимосвязи с логопедом. Практикуется взаимное посещение занятий, их дополнение и коррекция. Учитель-логопед насыщает занятия психолога соответствующим индивидуально подобранным речевым материалом и дает рекомендации по контролю заданного звучания, а учитель-психолог, в свою очередь, предлагает методы и приемы повышения эффективности и продуктивности логопедической работы.

В период адаптации, воспитатель на группе ежедневно обеспечивает благоприятное речевое окружение, закрепляет полученные на занятиях со специалистами навыки и осуществляет индивидуальный подход, в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда (контролируя речь детей не только на занятиях, но и в свободной деятельности).

Со второй половины года в более молодом возрасте к тандему присоединяются инструктор по физкультуре и музыкальный руководитель. Поскольку занятия физкультурой и музыкой способствуют формированию у детей правильного речевого дыхания, сильного гибкого голоса, чувства ритма и координации движений, развитию общей и мелкой моторики, а также предупреждают темпоритмические нарушения и невнятность речи, учитель-логопед просто не может не участвовать в их организации.

Совместно с инструктором по физкультуре занятия адаптируются таким образом, чтобы они выполняли логопедические задания, насыщались дыхательными упражнениями, звукоподражанием, ритмичной ходьбой и другими элементами логоритмики. Текст песнопений для физкультурных игр подбирается согласованно, с учетом контингента каждой группы. Рекомендуется следить за двигательной и речевой активностью отдельных детей, а если это невозможно, то и за их речевой активностью.

Совместно с психологом отбираются дети для публичных выступлений. Логопед утверждает сценарии утренников, выбранных на роли детей. Заучивает стихотворения и другой речевой материал, в случаях затруднённой автоматизации. И так на протяжении всего учебного года.

«Один в поле не воин» как нельзя лучше отражает суть организации профилактической речевой работы в ДОO.

4. Консультационно-пропедевтическое направление.

Это одно из самых важных направлений в профилактике, т.к. порой наладить тесное доверительное сотрудничество с семьёй порой становится невыполнимой задачей. Отыскать правильный подход, донести необходимую информацию очень важно. Для реализации этого направления проводится обширная работа, которая начинается в медицинском кабинете, продолжается в кабинетах логопеда и психолога и ежедневно осуществляется на группах. Проводя в течение года динамическое обследование, и наблюдая за детьми, логопед даёт ежемесячные рекомендации по речевой активности отдельных ребят. Воспитатель соблюдает рекомендации, учитывая направленность своих занятий. Дорабатывает во время свободной деятельности индивидуально. На группах размещается актуальная информация по развитию речи, предупреждению и профилактике различных отставаний. В виде папок с подбором игр с комментариями для родителей, логопедических уголков с различными видами гимнастик.

В течении года ведутся тетради взаимодействия логопеда и воспитателей на группах с конкретными рекомендациями по каждому ребёнку. Проводятся консультации с педагогами по отдельным детям, даются рекомендации, подбирается необходимый речевой материал. В старшей и подготовительной группе прописываются задания для закрепления приобретённых навыков, по отработке поставленных звуков.

Параллельно проводятся консультации со специалистами, для корректировки их занятий и применения эффективных видов работ с данным контингентом детей.

5. Информационно-просветительское направление.

Этот вид работы проводится от поступления ребёнка в детский сад и до выпуска в школу. Начиная с анкетирования в медицинском кабинете, далее у всех специалистов, выявляются пробелы в той или иной области. Выявленные пустоты постепенно заполняются теоретическим и практическим материалом. На примере учителя-логопеда можно рассмотреть работу и остальных специалистов. Составляется перспективный годовой план работы, где учитываются данные анкет, актуальные проблемы и часто задаваемые вопросы. Планируются обучающие семинары и практические занятия для родителей; круглые столы и практические занятия для воспитателей; экспресс выступления на родительских собраниях по запросам воспитателей и родителей.

 

Список литературы:

  1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987.
  2. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М.: ТЦ Сфера, 2003.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы Зал украшен осенними листьями. Под медленную музыку в зал входят дети, садятся на стульчики. Ведущий: Здравствуйте...

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного…

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Волшебные палочки – наши выручалочки» Цель: Создать условия для развития...

Читайте также

Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль»

Проектно-исследовательская работа. Тема: «Волшебная соль» Введение Актуальность. Прошлым летом мы всей семьёй отдыхали в Соль-Илецке. Я обратил внимание, что в солёной воде плавать...

Конспект занятия «Город Мастеров» (работа с прищепками) в подготовительной к…

Конспект занятия «Город Мастеров» (работа с прищепками) в подготовительной к школе группе Программное содержание. Закрепить порядковый счёт от 1 до 10 и...

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы Образовательная область: познавательное развитие ФЭМП. Вид деятельности: познавательно-исследовательская. Форма проведения: игра-путешествие. Цель: закрепить знания, умения и навыки детей...