Как продуктивно организовать работу по профилактике речевых расстройств в ДОO

В последнее время количество речевых нарушений у детей дошкольного возраста растет, и актуальность проблемы профилактики речевых нарушений приобретает глобальный характер.

Целью профилактической работы является создание благоприятных условий, направленных на стимулирование развития и совершенствование речевой деятельности дошкольников.

Задачи профилактики:

  • Соблюдение здоровьесберегающих технологий и профилактика нервно-психических расстройств;
  • Своевременное выявление детей "группы риска»;
  • Подготовка рабочих планов по единому подходу в деятельности всех специалистов дошкольного образования;
  • Организация личностно-ориентированной образовательной деятельности, а также коррекционно-развивающего сопровождения процесса;
  • Информационно информационная и практическая поддержка учителей и родителей.

Исходя из цели и задач профилактики можно выделить следующие направления в работе.

Остановимся на каждой из них поподробнее.

1. Охрана физического и нервно-психического здоровья детей (обеспечение сохранности их речевых органов).

Прежде всего, это осуществляется медицинскими работниками. При поступлении ребенка в детский сад врач дошкольного учреждения изучает историю болезни, беседует с родителями, проводит анкетирование, а затем подробно заполняет медицинскую карту. Затем, в начале каждого учебного года, после проведения логопедического обследования, учитель-логопед и врач сравнивают полученную информацию и дополняют данные друг друга. При необходимости врач назначает направление на обследование у специалистов. После получения результатов происходит обмен мнениями и при необходимости вовлечение в этот процесс других специалистов дошкольного образования.

Одновременно это направления осуществляют воспитатели на группах, предупреждая случаи сосания пальца во время сна и подкладывания рук под щеку, что может привести к деформации челюсти и образованию перекрёстного прикуса.

Прежде всего, это создание благоприятного климата для общения, предотвращение негатива, сглаживание спада речевой активности в связи с вхождением в новую дошкольную среду.

В это время логопед помогает подобрать речевой материал для игр, дыхательных и пальчиковых упражнений, а также дает рекомендации по индивидуально-ориентированному подходу и дозировке нагрузки с учетом контингента группы.

2. Аналитико-диагностическое направление.

Работа этого направления регулируется ПМПК (психолого-медико-педагогическим советом). Ежегодно в состав Совета входят педагоги подготовительных групп, медицинские работники, педагог-психолог, логопед, старший воспитатель. Инициирует работу-логопед. После выявления детей, нуждающихся в специальной помощи, назначается индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения (рекомендации для групп) или дети записываются на занятия с педагогом-психологом или логопедом. Рекомендации для специалистов ДОУ по реализации индивидуального личностно-ориентированного подхода в работе каждого из них написаны коллективно.

3. Организационно-методическое направление.

В первой младшей группе для успешной адаптации педагог-психолог совместно с педагогом систематически проводит комплексные занятия, направленные на снятие напряжения, установление доверительных отношений с одноклассниками и разными взрослыми. Игры подбираются так, чтобы дети запоминали и называли имена учителей и друг друга, могли расширить границы, обеспечить эмоционально комфортный климат в группе.

В дальнейшем работа педагога-психолога строится в тесной взаимосвязи с логопедом. Практикуется взаимное посещение занятий, их дополнение и коррекция. Учитель-логопед насыщает занятия психолога соответствующим индивидуально подобранным речевым материалом и дает рекомендации по контролю заданного звучания, а учитель-психолог, в свою очередь, предлагает методы и приемы повышения эффективности и продуктивности логопедической работы.

В период адаптации, воспитатель на группе ежедневно обеспечивает благоприятное речевое окружение, закрепляет полученные на занятиях со специалистами навыки и осуществляет индивидуальный подход, в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда (контролируя речь детей не только на занятиях, но и в свободной деятельности).

Со второй половины года в более молодом возрасте к тандему присоединяются инструктор по физкультуре и музыкальный руководитель. Поскольку занятия физкультурой и музыкой способствуют формированию у детей правильного речевого дыхания, сильного гибкого голоса, чувства ритма и координации движений, развитию общей и мелкой моторики, а также предупреждают темпоритмические нарушения и невнятность речи, учитель-логопед просто не может не участвовать в их организации.

Совместно с инструктором по физкультуре занятия адаптируются таким образом, чтобы они выполняли логопедические задания, насыщались дыхательными упражнениями, звукоподражанием, ритмичной ходьбой и другими элементами логоритмики. Текст песнопений для физкультурных игр подбирается согласованно, с учетом контингента каждой группы. Рекомендуется следить за двигательной и речевой активностью отдельных детей, а если это невозможно, то и за их речевой активностью.

Совместно с психологом отбираются дети для публичных выступлений. Логопед утверждает сценарии утренников, выбранных на роли детей. Заучивает стихотворения и другой речевой материал, в случаях затруднённой автоматизации. И так на протяжении всего учебного года.

«Один в поле не воин» как нельзя лучше отражает суть организации профилактической речевой работы в ДОO.

4. Консультационно-пропедевтическое направление.

Это одно из самых важных направлений в профилактике, т.к. порой наладить тесное доверительное сотрудничество с семьёй порой становится невыполнимой задачей. Отыскать правильный подход, донести необходимую информацию очень важно. Для реализации этого направления проводится обширная работа, которая начинается в медицинском кабинете, продолжается в кабинетах логопеда и психолога и ежедневно осуществляется на группах. Проводя в течение года динамическое обследование, и наблюдая за детьми, логопед даёт ежемесячные рекомендации по речевой активности отдельных ребят. Воспитатель соблюдает рекомендации, учитывая направленность своих занятий. Дорабатывает во время свободной деятельности индивидуально. На группах размещается актуальная информация по развитию речи, предупреждению и профилактике различных отставаний. В виде папок с подбором игр с комментариями для родителей, логопедических уголков с различными видами гимнастик.

В течении года ведутся тетради взаимодействия логопеда и воспитателей на группах с конкретными рекомендациями по каждому ребёнку. Проводятся консультации с педагогами по отдельным детям, даются рекомендации, подбирается необходимый речевой материал. В старшей и подготовительной группе прописываются задания для закрепления приобретённых навыков, по отработке поставленных звуков.

Параллельно проводятся консультации со специалистами, для корректировки их занятий и применения эффективных видов работ с данным контингентом детей.

5. Информационно-просветительское направление.

Этот вид работы проводится от поступления ребёнка в детский сад и до выпуска в школу. Начиная с анкетирования в медицинском кабинете, далее у всех специалистов, выявляются пробелы в той или иной области. Выявленные пустоты постепенно заполняются теоретическим и практическим материалом. На примере учителя-логопеда можно рассмотреть работу и остальных специалистов. Составляется перспективный годовой план работы, где учитываются данные анкет, актуальные проблемы и часто задаваемые вопросы. Планируются обучающие семинары и практические занятия для родителей; круглые столы и практические занятия для воспитателей; экспресс выступления на родительских собраниях по запросам воспитателей и родителей.

 

Список литературы:

  1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987.
  2. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М.: ТЦ Сфера, 2003.




Новые публикации

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор с маской на голове (в...

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 3-4…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 3-4 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор в костюме «Петушка» встречает детей...

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Овощи - фрукты»

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Овощи - фрукты» Аннотация:Наглядно-дидактическое пособие «Фрукты - овощи» разработано для образовательной деятельности с целью формирования...

Читайте также

«Формирование культуры поведения в социальной жизни у детей дошкольного возраста…

«Формирование культуры поведения в социальной жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»   Воспитание культуры поведения в социальной жизни у детей...

Проект «Можно ли удивить дерево?»

Проект «Можно ли удивить дерево?» Тип проекта: творческий; Ориентирован на старшую группу детского сада; По содержанию: социально-психологический; По времени проведения: краткосрочный (в течение одного...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 2 младшей группы Тема…

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 2 младшей группыТема недели: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста "По следам сказок"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «По следам сказок»   Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели: развитие воображения, используя при этом разнообразные средства выразительности; развитие логического мышления и речи; формировать умение аргументировать свои...

Проект по ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на тему: "Здоровый малыш"

Актуальность. Охрана жизни и укрепление физического и психического  здоровья  детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в  младшем возрасте , когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных...

Конспект совместной деятельности в группе раннего развития на тему: «Миски трех медведей»

Конспект совместной деятельности в группе раннего развития на тему: «Миски трех медведей» Программное содержание: Развивать интерес детей к лепке знакомых предметов (миски) Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями Учить сплющивать и оттягивать края мисочки...

Конспект занятия в средней группе по разделу «Здоровый образ жизни» по теме: «Будь здоров»

Конспект занятия в средней группе по разделу «Здоровый образ жизни» по теме: «Будь здоров» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения. 2. Объяснить детям, как витамины влияют на организм...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство