Ценностный потенциал готовности педагога к позитивному взаимодействию с ребёнком как условие поддержки детской инициативы и самостоятельности

В ФГООС ДО результат дошкольного образования сформулирован как целостные ориентиры, в качестве которых выступают психологические характеристики ребенка, отражающие его личностное развитие. Первой из них выступает инициатива и самостоятельность ребенка.

Какого же ребенка можно считать инициативным?

Инициативного ребенка отличают содержательность интересов и компетентность в различных видах деятельности, хорошо развитое воображение, уверенность в себе, умение взаимодействовать с другими людьми (сверстниками, взрослыми), ориентация в социальных нормах и правилах поведения.

Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Чтобы развивать инициативность ребенка, нужно поддержать его деятельностные проявления, поощрять активность и инициативы.

Условием развития инициативного поведения у ребенка является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Как отмечают исследователи, педагогу важно воспринимать ребенка как равного себе, но со своими проблемами, желаниями и интересами. Недопустимо ограничивать общение с детьми только дисциплинарными указаниями, связанными с выполнением развивающих задач или режимных моментов. Педагогу необходимо чаще разговаривать с детьми, интересоваться их настроением, планами сегодняшней жизни в детском саду, использовать для такого общения все подходящие моменты повседневной жизни.

Установлено, что существует тесная связь между инициативой воспитателя при общении к детям и возникновением инициативного поведения детей. Частые индивидуальные эмоциональные обращения педагога стимулируют активность ребенка. Возникает возможность влиять на его позицию, на освоение интереса к окружающему. При том дружелюбное, открытое поведение воспитателя вызывает подобное поведение и у детей на основе подражания.

Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны семи силами поддержать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может блокироваться, если взрослые (родители, воспитатели) не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно будут опекать или наказывать его.

Для развития инициативности у детей дошкольного возраста рекомендуется:

  1. давать простые задания для развития уверенности в своих силах (снимать страх «не справлюсь»);
  2. давать интересные задания или задания, где у ребенка есть личный интерес что- то делать;
  3. поддержать инициативы ребенка, показывать свою заинтересованность в них.

Воспитателям важно оказывать дошкольнику поддержку в его начинаниях. Например, следует обратить внимание на то, что интересует ребенка. С этой целью педагогу следует выявлять детские интересы через наблюдения за предпочтениями детей, беседы с ребенком.

Приведем несколько вариантов, которые помогут воспитателю глубже понять то, что интересует конкретного ребенка.

Ситуация «что мне интересно?»

Педагог предлагает детям рассказать о том, что им интересно. Чтобы получить более полную информацию, задает три вопроса: «Что вам интересно делать?», «Чем вы любите заниматься в детском саду?», «Что хотите узнать?». Ответы детей записываются. На основе анализа степени активности ребенка в процессе беседы и анализа содержания детских ответов делается вывод об особенностях содержания детских интересов и степени проявления ими любознательности.

Образовательная ситуация «Копилка интересов».

Педагог показывает детям привлекательную коробочку или шкатулку и говорит, что это копилка интересов. Предлагает собрать в нее все детские интересы, спрашивает детей: «Что вам интересно делать?», «Чем вы любите заниматься?», «Что хотите узнать?». Ответы детей записываются и помещаются в копилку. Педагог имеет возможность проанализировать полученные данные, разделить их на группы интересов.

Содержание детских интересов следует отразить в предметно- пространственной среде, дающей дошкольнику возможность накапливать и обогащать опыт разнообразной деятельности и самостоятельных выборов. Однако развивающая среда обеспечит разнообразные возможности выбора для старших дошкольников и будет способствовать развитию инициатив ребенка в том случае, если будет организована с учетом конкретных интересов и склонностей воспитанников группы, если будет обеспечено включение старших дошкольников в процесс ее создания и преобразования.

В своей практической деятельности, я заметила, что дошкольники редко являются активными участниками организации и изменения предметно- пространственной среды группы. Например, вопрос к ребенку «Что бы ты хотел изменить в обстановке нашей группы, что переставить, то новое внести, что убрать?» обычно вызывал один и тот же ответ; «Ничего. Все хорошо». Из этих ответов я поняла, что ребята привыкли что все изменения в среде идут от «педагога», дошкольники даже не помышляют о возможности собственного участия в ее создании и преобразовании. Поэтому часто дети не способны выбрать себе желаемое занятия, ждут совета воспитателя.

Для развития детских инициатив я включила дошкольников в ее изменение. Я беседовала с детьми о среде группы, выясняя ее достоинства и недостатки (по мнению детей), узнать, какие центры активности им больше нравятся и почему, а какие не нравятся; как дети хотели бы изменить группу. Из ФГОС ДО мы знаем что среда должна быть вариативной, предполагает разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов.

Я попыталась включать детей в оформление и среды, размещение в ней материалов, с ними обсуждаю, какие материалы менять, какие оставлять в группе.

Например, многим детям нравилось играть в центре конструирования, но из- за перегруженности полок и набора одинаковых коробок с игровым материалом детям приходилось вытаскивать и открывать коробки, чтобы найти предпочитаемый строительный материал. До этого я поменяла коробки и не успела наклеить маркеры. Я обсудила вместе с ребятами, почему сложно отыскать желаемый игровой материал в таких коробках, что можно сделать, чтобы узнать, что в какой коробке лежит. Настя предложила: «А давайте приклеим на коробки наклейки или картинки с изображением того, что находится внутри». Дети поддержали девочку, стали искать в журналах- каталогах сетевых магазинов «Лента», «Пятерочка», «Магнит» нужные картинки и вместе наклеивать их на коробки. Когда дети наклеили картинки к коробкам с игровым материалом, вдруг обнаружили, что для некоторых игр нужных картинок не нашлось. Тогда Егор и Арсений стали придумывать, как эти игры можно обозначить. Дети решили, что сами нарисуют специальные значки для коробок, оставшихся без картинок. Так, например, контурами фигур они оформили коробку с конструктором, где лежат кирпичи, цилиндры. Позже, во время самостоятельных игр, я услышала, что дети переговариваются между собой о том, кто какую картинку наклеил, что стало лучше, чем было: удобно и понятно, где что лежит.

Потому следует обеспечить дошкольникам педагогическую поддержку, возможность испытать, попробовать разнообразные деятельности, сюжеты, игры, из которых каждый ребенок будет выбирать то, что для него значимее, интереснее, близкое, результативнее.

В связи с этим важно обогащать у дошкольников опыт творческого инициирования. Для этого можно использовать проблемные и творческие задания, обучающие ситуации, в которых дети придумывают и создают нечто новое.

Приведем примеры таких ситуаций.

Игра- дискуссия

Содержание игры заключается в том, что дети выдвигают свой аргумент признак отличия, а педагог опровергает версию детей и приводит антиаргумент.

Игра заканчивается, когда инициатива детей иссякает, и они с трудом выдвигают последнюю версию.

Игра – дискуссия «Чем человек отличается от страуса.

Примерный вариант дискуссии.

Дети. Страус не разговаривает.

Педагог. Значит, немой человек это страус?

Дети. У человека нет крыльев.

Педагог. Значит, если человеку приделать крылья, он станет страусом?

Дети. Страусы не строят себе дом.

Педагог. Значит, пещерные люди были страусами? И разве гнездо птицы нельзя считать домом.

Ситуация «Инициируем детские вопросы».

Берется любая коробочка. В нее помещается небольшой предмет, довольно часто встречающейся в жизни: яблоко, мячик, карандаш и т. д.

Педагог говорит, что в коробочке- сюрприз. Чтобы догадаться, что в ней лежит, нужно задавать вопросы. В случае затруднения педагог помогает: «Спросите, какой формы; для чего нужен этот предмет?».

Таким образом, наиболее значимыми условиями развития детской инициативности являются:

  • обеспечение педагогической поддержки субъектных проявлений ребенка, в том числе инициативности, активности, самостоятельности в повседневной жизни детского сада;
  • предоставление разнообразных выборов в процессе общения и деятельности дошкольников;
  • ориентация на интересы, запросы, возможности ребенка при организации образовательного взаимодействия;
  • создание образовательной среды, способствующей проявлениям субъективности ребенка- дошкольника.




Новые публикации

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 5-7…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 5-7 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор с маской на голове (в...

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 4-5 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор с маской на голове (в...

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 3-4…

Сценарий тематического занятия «Коляда, коляда отворяй ворота» (Для детей 3-4 лет) Дети заходят ряженные в зал. Инструктор в костюме «Петушка» встречает детей...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему:…

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «В гостях у сказки»   Образовательная область: «Чтение художественной литературы». Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание»...

НОД во 2 младшей группе «Снеговик …

НОД во 2 младшей группе «Снеговик в гостях у ребят» Цель: Знакомство детей со свойствами снега. Задачи: 1) Формировать представления детей о свойствах снега; 2) Способствовать развитию умений...

Педагогический проект на тему: «Приобщение детей 5-7 лет к русской…

Педагогический проект на тему: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками»   {pdf=download/files/presentation/file362.pdf|80%|700|native}


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста "По следам сказок"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «По следам сказок»   Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели: развитие воображения, используя при этом разнообразные средства выразительности; развитие логического мышления и речи; формировать умение аргументировать свои...

Проект по ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ на тему: "Здоровый малыш"

Актуальность. Охрана жизни и укрепление физического и психического  здоровья  детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в  младшем возрасте , когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных...

Конспект совместной деятельности в группе раннего развития на тему: «Миски трех медведей»

Конспект совместной деятельности в группе раннего развития на тему: «Миски трех медведей» Программное содержание: Развивать интерес детей к лепке знакомых предметов (миски) Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями Учить сплющивать и оттягивать края мисочки...

Конспект занятия в средней группе по разделу «Здоровый образ жизни» по теме: «Будь здоров»

Конспект занятия в средней группе по разделу «Здоровый образ жизни» по теме: «Будь здоров» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения. 2. Объяснить детям, как витамины влияют на организм...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство