Формирование навыков сравнения у дошкольников с ОНР с помощью игр и упражнений

Дошкольники с общим недоразвитием речи, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.
У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются нарушения зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность графического образа буквы.

Одним из основных приёмов словесно-логического мышления является процесс сравнения - относительно простой логический прием, но требующий концентрации внимания. Он предусматривает установление сходства или различия предметов по признакам.
Овладение детьми таким процессом как сравнениенаиболее легко происходит с помощью различных игр и упражнений. Играя, дети учатся сравнивать предметы, буквы и находить сходства и различия. Это является одним из необходимых условий успешного обучения в школе.

Игры на сравнение

В старшем дошкольном возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа:

1 этап - выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи;

2 этап - выделяются признаки различия и выясняется, почему объекты не похожи.

Все игры и упражнения направлены на развитие словаря ребёнка, фразовой речи, речевого оформления суждений и умозаключений.

Учим ребёнка искать одинаковые свойства или признаки предметов.

Можно использовать следующие задания:

а) В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребёнка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовёт их. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые?

б) Среди нескольких игрушек или предметов ребёнку предложите отыскать два одинаковых.

1

2

Игра «Найди пару»

3

Учим ребёнка искать различные свойства предметов.

Игра «Четвертый лишний»

Задача: научить детей среди нескольких других предметов находить отличающийся по какому-либо признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: карточки с 4 предметными картинками или 4 отдельных предметных картинки, 3 предмета на которых изображены одинаковые предметы, а один - отличается от них каким-либо признаком.

Описание. Взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Какой предмет здесь лишний?»

Дети (или ребенок) должны правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему они так думают.

4

Игра «Что не подходит?»

Задача: научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от остальных по какому-либо главному признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку предметов или карточка с 3-4 предметными картинками, среди которых два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картинка) не подходит к остальным по какому-либо признаку.

Описание. Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.

5

Учим ребёнка сравнивать предметы.

Предлагаемые ниже упражнения учат сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и отличия. Кроме того, они способствуют концентрации внимания, что также потребуется от ребёнка, когда он пойдёт в школу.

а) Найди отличия в следующих картинках:

6

б) Чем отличаются две чашки?

7

Игра «Сравни пары картинок»

Цели:

1.Обогащение и активизация словаря.

2. Развитие фразовой речи.

3. Формирование навыка сравнения пар предметов, изображённых на картинках.

Оборудование: Парные картинки с предметами, отличающимися по какому-либо признаку

Описание: Детям последовательно выставляются пары картинок и предлагается найти и назвать что общего у машины и самолёта и чем они отличаются. Для усложнения игры можно не использовать картинки, а дети выполняют задание, опираясь на собственные знания и данных предметах.

8

Игра «Найди отличия»

(слова отличающие по одному признаку)

ЛАК РаК
коза косА
зимА Зина
почкА Бочка

Игра «Сравни слова»

(слова отличающие по двум признака)

9

Игра «Собери и сравни»

(образцы из палочек)

10

11

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. Как развивать логическое мышление у ребёнка 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2018
  2. Беденко М.В. Развивающие задания. Логика: тетрадь для занятий с детьми 6 – 7 лет. – М.: ВАКО, 2017
  3. Беденко М.В. Развивающие задания. Логика: тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ВАКО, 2017.
  4. Граб Л. М. «Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5 – 6 лет с ОНР» пособие для логопедов. – М.: издательство Гном, 2012.
  5. Громова О.Е, Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  6. Рындина Е. В. «Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР» методические рекомендации. – СПб: детство – пресс, 2014.
  7. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления детей» популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль «Академия развития», 1997
  8. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  9. http://nattik.ru/pesh/igry-dlja-ustanovlenija-prichinno-sleds.html
  10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/03/26/formirovanie-u-doshkolnikov-umeniya-ustanavlivat-prichinno


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой»

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой» (Для детей младшей группы) Действующие лица: ведущий, Гном – взрослые. Реквизит: ведро со снежками, корзинка, шапка и...

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности»

Конспект занятия «Путешествие в страну Безопасности» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Задачи: образовательные: на...

Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

Опыт работы. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» Согласно ФГОС ДОО содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности...

Читайте также

Сценарий познавательной игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения…

Сценарий познавательной игры «Что? Где? Когда?» по правилам дорожного движения в подготовительной группе Введение. Урбанизация и автомобилизация современного общества породило множество проблем...

«Новогодние чудеса»

«Новогодние чудеса» Ведущая. Дорогие гости наши, Мы спешим поздравить всех, Пусть придут в году грядущем К вам удача и успех! Пусть для вас, людей хороших, Не...

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала)…

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала) Дидактическая игра «Гусеница» Цель: Развитие мелкой моторики, способствовать пассивному массажу пальцев рук, закрепление основных цветов. Дидактические...