Формирование навыков сравнения у дошкольников с ОНР с помощью игр и упражнений

Дошкольники с общим недоразвитием речи, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Для некоторых детей характерна ригидность мышления.
У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются нарушения зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность графического образа буквы.

Одним из основных приёмов словесно-логического мышления является процесс сравнения - относительно простой логический прием, но требующий концентрации внимания. Он предусматривает установление сходства или различия предметов по признакам.
Овладение детьми таким процессом как сравнениенаиболее легко происходит с помощью различных игр и упражнений. Играя, дети учатся сравнивать предметы, буквы и находить сходства и различия. Это является одним из необходимых условий успешного обучения в школе.

Игры на сравнение

В старшем дошкольном возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа:

1 этап - выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи;

2 этап - выделяются признаки различия и выясняется, почему объекты не похожи.

Все игры и упражнения направлены на развитие словаря ребёнка, фразовой речи, речевого оформления суждений и умозаключений.

Учим ребёнка искать одинаковые свойства или признаки предметов.

Можно использовать следующие задания:

а) В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 катушки, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребёнка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовёт их. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые?

б) Среди нескольких игрушек или предметов ребёнку предложите отыскать два одинаковых.

1

2

Игра «Найди пару»

3

Учим ребёнка искать различные свойства предметов.

Игра «Четвертый лишний»

Задача: научить детей среди нескольких других предметов находить отличающийся по какому-либо признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: карточки с 4 предметными картинками или 4 отдельных предметных картинки, 3 предмета на которых изображены одинаковые предметы, а один - отличается от них каким-либо признаком.

Описание. Взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Какой предмет здесь лишний?»

Дети (или ребенок) должны правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему они так думают.

4

Игра «Что не подходит?»

Задача: научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от остальных по какому-либо главному признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.

Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку предметов или карточка с 3-4 предметными картинками, среди которых два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картинка) не подходит к остальным по какому-либо признаку.

Описание. Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему он так думает.

5

Учим ребёнка сравнивать предметы.

Предлагаемые ниже упражнения учат сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и отличия. Кроме того, они способствуют концентрации внимания, что также потребуется от ребёнка, когда он пойдёт в школу.

а) Найди отличия в следующих картинках:

6

б) Чем отличаются две чашки?

7

Игра «Сравни пары картинок»

Цели:

1.Обогащение и активизация словаря.

2. Развитие фразовой речи.

3. Формирование навыка сравнения пар предметов, изображённых на картинках.

Оборудование: Парные картинки с предметами, отличающимися по какому-либо признаку

Описание: Детям последовательно выставляются пары картинок и предлагается найти и назвать что общего у машины и самолёта и чем они отличаются. Для усложнения игры можно не использовать картинки, а дети выполняют задание, опираясь на собственные знания и данных предметах.

8

Игра «Найди отличия»

(слова отличающие по одному признаку)

ЛАК РаК
коза косА
зимА Зина
почкА Бочка

Игра «Сравни слова»

(слова отличающие по двум признака)

9

Игра «Собери и сравни»

(образцы из палочек)

10

11

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. Как развивать логическое мышление у ребёнка 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2018
  2. Беденко М.В. Развивающие задания. Логика: тетрадь для занятий с детьми 6 – 7 лет. – М.: ВАКО, 2017
  3. Беденко М.В. Развивающие задания. Логика: тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ВАКО, 2017.
  4. Граб Л. М. «Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5 – 6 лет с ОНР» пособие для логопедов. – М.: издательство Гном, 2012.
  5. Громова О.Е, Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  6. Рындина Е. В. «Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР» методические рекомендации. – СПб: детство – пресс, 2014.
  7. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления детей» популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль «Академия развития», 1997
  8. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  9. http://nattik.ru/pesh/igry-dlja-ustanovlenija-prichinno-sleds.html
  10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/03/26/formirovanie-u-doshkolnikov-umeniya-ustanavlivat-prichinno


Новые публикации

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие по стране безопасности!» Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений…

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Сведения об авторе Иванова Ираида Леонидовна – воспитатель; образование...

Читайте также

Авторская дидактическая полифункциональная игра «Народы Поволжья» для детей старшего дошкольного…

Авторская дидактическая полифункциональная игра «Народы Поволжья» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и...

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по...

Волшебный праздник Новый год

Волшебный праздник Новый год Новый год - самый долгожданный и любимый праздник не только детей, но и взрослых. С приходом этого...

Читайте также

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу…

Конспект ООД. Беседа с элементами игры «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу» в подготовительной группе Цель: формирование у воспитанников осознанного...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Веселый снеговик» Тема: «Веселый снеговик» (рисование пальцем, тычок, закрашивание манной...

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие…

Конспект занятия в младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие в весенний лес» Цель: развивать познавательный интерес детей. Задачи: Обучающие: уточнить знания детей...





В блогах

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в группе раннего возраста Тема: «Зернышки для…

Образовательная область -Художественно-эстетическое развитие. Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционными методами рисования  (пальчиками); – продолжать знакомить с основными цветами (желтый); формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Задачи: Обучающие: учить рисовать пальчиками, продолжать знакомить с основными цветами Развивающие: развивать умение...

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в группе раннего возраста Тема: «Праздничная елочка»

Цель: Вызвать интерес к рисованию праздничной елочки. Образовательные задачи: учить вести кисть по ворсу, закрашивая готовое изображение полностью, не оставляя белых пятен. Учить аккуратно, пользоваться краской и поролоном. Развивающие задачи: продолжать освоение цвета и формы, как средств образной выразительности. Формировать...

Конспект занятия по рисованию в группе детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники — рисования…

Цели: Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования ладошкой. Задачи: Уточнять знания о солнышке ; Продолжать учить детей вести беседу, развивать речь;  Развивать эстетические чувства и любовь к окружающей природе; Упражнять в технике рисования гуашевыми красками. Предварительная работа: Наблюдения за солнышком во время прогулок. Рассказывание...

« Моя родная станица Старощербиновская».

Цель: Формирование патриотических чувств и гражданской принадлежности к своей малой Родине. Закрепить знания детей о родной станице, её истории. Задачи: -обобщать и закреплять представления детей о родной станице   (её прошлом, настоящем)  через выполнение заданий; - развивать логическое мышление, память, внимание...