Дидактическая игра и её роль в развитии восприятия величины у детей 6 лет

Многие ученые, педагоги считают дошкольный возраст вершиной детства. Ведь ребенок сохраняет еще много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, любит игры, и игра является основным видом деятельности детей в данном возрасте. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него - по мере дальнейшего обучения, поступления в школу, на подготовительные курсы к школе появляется другая логика мышления. В.М. Минаевой было отмечено, что в данный период учение представляет сбой основной вид деятельности, в которой формируется человек.

Известные ученые, педагоги Т.Н. Березина, Т.А. Апинян подчеркивают тот факт, что период дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием познавательных функций, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и так далее. Дети дошкольного возраста, как правило, с интересом и готовностью стремятся к получению новых знаний, умений и навыков.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Она является основным средством формирования психических процессов и способностей ребенка, расширение его представлений об окружающем мире.

И суть игры как ведущего вида деятельности состоит в том, что именно в игре отражаются детьми различные стороны жизни, копируются особенности взаимоотношений взрослых, уточняются и расширяются знания об окружающей действительности.

Значение игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста является уникальным, поскольку именно благодаря игре, каждый ребенок может почувствовать себя субъектом, проявить и развить основные черты своей личности. Следовательно, возможно не без основания говорить о положительном влиянии игры на формирование самооценки дошкольников, на становление таких черт характера, как коммуникативная неповторимость личности, эмоциональная стабильность, способность включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Стоит сказать, что практически любая игра всегда выступает словно в двух временных измерениях: в измерении настоящем и будущем. Стоит отметить, что, играя, дети получают сиюминутную радость, они удовлетворяют свои актуальные потребности. С другой стороны, игра устремлена в будущее, поскольку в ней могут прогнозироваться или моделироваться жизненные ситуации, либо закрепляться качества, умения, свойства, способности, которые требуются той или иной личности для реализации своих профессиональных, социальных, либо творческих функций. 

Суть игры состоит в том, что в ней первое место занимает сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями, а не результат. И, несмотря на то, что ситуации, которые проигрываются ребёнком, являются воображаемыми, но чувства, которые маленький человечек переживает, вполне реальны. По мнению Л.С. Выготского, «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». Игра в данном возрасте обладает большим количеством функций. Поэтому нехватка времени на игру или стремительное взросление малышей, которого от них сейчас добивается общество, может привести к большим проблемам и во взрослой жизни, и в жизни самих детей: так, могут возникнуть проблемы с учебным процессом у учащихся начальной школы, трудности в общении, стремление к азартным и опасным играм и многое другое. Многие современные дети часто стремятся играть в обучающие игры по правилам, заданным взрослыми, могут проводить часы у телевизоров, с трудом отрываются от компьютеров и игровых приставок, выплескивая затем свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

Значение игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста является уникальным, поскольку именно игра дает возможность каждому ребёнку почувствовать себя субъектом, проявить и развить основные черты своей личности.

Такая работа с применением игр и их элементов позволяет гармонично взаимодействовать с детьми и дома, и является стимулом для поддержания их интереса к учебе, формирования старательности и умения доводить начатые дела до успеха, постепенно вырабатывать самостоятельность в выполнении домашних заданий.

Сквозь призму содержания игр у детей может пробудиться познавательный интерес, появляются предпосылки для успешного развития их психических функций. Задания в игровой форме могут повлиять на формирование у школьников интереса, к примеру, к математике, оказывают влияние на развитие аналитического мышления. В процессе игры у школьников может быть выработана привычка самостоятельно мыслить, сосредотачиваться, быть внимательным, стремиться к знаниям. Увлекшись той ил иной игрой, как наиболее естественным процессом, они зачастую не замечают, что они могут учиться - они запоминают новое, познают, пополняют запас представлений, развивают свою фантазию. Даже самые пассивные дети чаще всего включаются в игру, особенно если эта игра командная с огромным желанием, и прилагают все усилия, чтобы не подвести своих товарищей, сделать все от них зависящее.

Самовыражаясь в игре, дети могут развить в себе такие качества, как настойчивость, самоуправление, чувство ответственности, получение удовольствия от самостоятельных решений. У детей также вырабатывается самодисциплина, которая нужна для продолжительных усилий, и, следующее за этим чувство удовлетворения представляет собой большой шаг, необходимый для формирования положительной самооценки.

Прежде всего, следует разделять игры по виду деятельности на игры интеллектуальные (умственные), физические (двигательные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса можно выделить следующие группы игр:

1) игры тренировочные, обучающие, контролирующие и обобщающие;

2) игры познавательные, воспитательные, а также развивающие;

3) игры творческие, репродуктивные, продуктивные;

4) игры диагностические, коммуникативные, профориентационные, психотехнические и прочие.

По спектру целевых ориентаций игры можно разделить на:

- Дидактические игры: они благоприятствуют расширению кругозора, познавательной деятельности; влияют на формирование определенных умений и навыков, которые необходимы в практической деятельности; способствуют развитию общеучебных умений и навыков; развитию трудовых навыков.

- Воспитывающие: оказывают влияние на воспитание таких навыков, как самостоятельность, воля; способствуют формированию определенных позиций, подходов, эстетических, нравственных, и мировоззренческих установок; воспитанию таких навыков, как коллективизм, сотрудничество, общительность, коммуникативность.

- Развивающие: благоприятствуют развитию памяти, внимания, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, мышления, речи, воображения, творческих способностей, оказывают влияние на развитие мотивации учебной деятельности.

- Социализирующие: способствуют приобщению к нормам и ценностям общества; направлены на адаптацию к условиям среды; саморегуляцию; обучение общению.

Также игры могут быть разделены по классам. Таким образом, можно выделить несколько классов игр:

- игры, которые возникают по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

- игры, которые возникают по инициативе ребенка – самостоятельные и самодеятельные игры;

- игры, что идут от исторически сформировавшихся традиций – народные игры, которые могут быть инициированы как взрослым, так и более старшими детьми. Каждый из вышеуказанных классов игр, в свою очередь, разделяется на виды и подвиды. Так, в состав первого класса необходимо отнести игры экспериментальные и сюжетно-самодеятельные – или, иначе говоря, сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры.

Дидактической игре, по мнению многих ученых, в том числе, А.А. Люблинской, принадлежит ключевая роль в обучении детей младшего дошкольного возраста. Так, в одних случаях, используя дидактические игры, можно проводить игровые формы занятий со всеми детьми группы, также, - дидактические игры широко используются в повседневной жизни.

В дидактических играх действующими одновременно являются два начала: учебное и познавательное и игровое, и начало занимательное. Соответственно этому, педагог и воспитанник одновременно являются и учителем, и участником, а ребенок учится, играя.

Каждой дидактической игре присущи определенные задачи сенсорного и умственного воспитания ребенка.

Большим значением обладает использование привлекательных для детей наглядных пособий. Наглядность в данном случае отвечает психологическим особенностям детей, поскольку именно в младшем дошкольном возрасте преобладающим у детей является наглядно- образное мышление, оно представляет собой основу для развития понятийного мышления.

Для обеспечения принципа наглядности, по мнению В.С. Мухиной, З.А. Михайловой, важным является использование дидактического материала, который используется на занятиях по математике. Наиболее плодотворной, согласно исследованиям в организации внимания дошкольников, в активизации их мыслительной деятельности станет работа с дидактическим материалом, который содержит познавательную задачу; ребенку же при этом надлежит решить ее самостоятельно.

Педагог должен обратить внимание и на то, чтобы при использовании дидактических игр деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. Иначе, дидактический материал может отвлекать детей. Каждая дидактическая задача должна находить свое конкретное воплощение в дидактическом материале. Особое значение имеют выбор такого материала в соответствие с задачами обучения, наличие в нем познавательного содержания.

При проведении дидактических игр, обучающим воздействием обладает лишь тот дидактический материал, в котором рассматриваемый признак - величины, количества, формы, пространственного расположения четко выделен.

Материалу также надлежит быть красочным, художественно выполненным, соответствующим возрасту детей. Воспитателю следует детально разъяснить последовательность действия. По мере накопления у детей математических представлений, в рамках сюжетно-дидактических игр, педагог должен использовать комбинированные задания, которые позволяют детям усваивать новые знания и закреплять уже усвоенные ранее. Аспекты использования сюжетно-дидактических игр в формировании количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста будут проанализированы нами далее, в продолжение исследования.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста Цель: Формирование сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Создать условия для развития...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и…

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и их значение» Цель: сформировать представление у детей о том, что такое...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир профессий»

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир профессий»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...