Методы развития межполушарных взаимодействий у дошкольников с ТНР

Растущее с каждым годом число детей с тяжелыми нарушениями речи вызывает беспокойство специалистов всех уровней и сфер. Дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) обладают рядом особенностей - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

С психологической точки зрения, дети с ТНР – это группа детей, постоянно нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. У большинства детей с ТНР нарушена память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, и отсюда страдает весь процесс обучения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. [4]

Стоит отметить, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Моторная неловкость характерна для большинства детей с ОВЗ. В работе с детьми с ТНР помимо общего речевого развития, важное место занимает развитие высших психических функций и мелкой моторики рук.

Особое внимание стоит уделить развитию межполушарных взаимодействий для успешного развития детей с ТНР.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Необходимо помнить, что мозг, состоящий из двух полушариев, всегда работает как единое целое. При этом каждое из полушариев делает свой специфический вклад в обеспечение конкретной функции. [5].

За что отвечает правое полушарие:

  •  обработка невербальной информации, эмоциональность;
  • музыкальные и художественные способности;
  • ориентация в пространстве;
  • способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
  • обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
  • воображение;
  • отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

  • логика, память;
  • абстрактное, аналитическое мышление;
  • обработка вербальной информации;
  • анализ информации, делает вывод;
  • отвечает за правую половину тела.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена между правым и левым полушариями, каждый из которых постигает внешний мир по – своему. [3]

Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности работы обоих полушарий.

Межполушарные взаимодействия можно развивать в ходе выполнения упражнений по развитию и совершенствованию мелкой моторики, общей моторики и т.д.

Выполняя любые упражнения сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими одновременно, мы тем самым развиваем межполушарные взаимодействия, повышаем возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшаем усидчивость, развиваем зрительно-моторную координацию, расширяем возможности координации обеих рук, укрепляем кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелко моторных движений.  Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль. Позже эти навыки пригодятся ребёнку в любой ситуации.

В детском саду логопед использует следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  • Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
  • Специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика.
  • Игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зерна, бусы, мозаика и т.д.
  • Изобразительная деятельность: раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, печатание букв.

Выполнение этих видов работ одновременно двумя руками или попеременно способствует развитию межполушарных взаимодействий. В рамках этих направлений деятельности рассмотрим следующие упражнения:

Пальчиковая гимнастика, в виде мудр, выполняемых правой и левой рукой, или двумя одновременно по сути – это идеальный способ развития межполушарных взаимодействий, а заодно и высших психических функций. Мудры — особые комбинации пальцев, влияющие на физическое и эмоциональное состояние.

Мудры связаны с понятие буддизма и индуизма, соответственно с практиками, которые применяют йоги. С их помощью можно снять стресс, избавиться от чувства тревоги или усталости, обрести внутреннюю силу и душевное спокойствие. Руки человека - это рефлексогенные зоны, и кончики пальцев – это точки, отвечающие за мозг. [1]

Сначала упражнения разучиваются на одной руке, потом выполняются на обеих руках. Затем просим детей фигуры на обеих руках одинаковые выполнять, потом можно просить детей их менять: на одной «зайчик» на другой «коза».

Отдельно хочется отметить динамическую мудру, хорошо известную как упражнение «колечки», когда последовательно соединяются большой палец с остальными. Если это упражнение проводить одновременно двумя руками получается прекрасное упражнение для улучшения межполушарных взаимодействий. Это упражнение в самом сложном варианте можно выполнять так: на левой руке соединяются большой и указательный палец, а на правой – большой и мизинец и так далее.

Существуют мудры для которых необходимо придать определенную позу пальцам на обеих руках, они также способствуют улучшению состояния организма.

Далее представлены мудры с игровыми детскими названиями, рисунки взяты из книги, указанной в списке литературы [1]

Рисунок 1- «зайчик», 2 – «коза», 3 – «зуб дракона», 4 – «хомячок»

1

Мудры с использованием обеих рук:

  1. «пирамидка», 2 «ракушка», 3 – «дракон»

2

Кулак-ребро-ладонь. Это упражнение создано на основе проб, предложенных Лурия А.Р. [2] Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.

Ухо-нос. Данные движения были предложены известным нейропсихологом начала 20 века Г. Хэдом. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». [5]

Рисование обеими руками является более сложным заданием для детей с ТНР. К нему можно переходить после освоения графических заданий одной рукой. Развитие графомоторных навыков является важным этапов в работе учителя-логопда. Сначала осваиваются простые графические задания одной рукой. Обучение рисованию обеими руками начинается с простых вертикальных и горизонтальных линий и далее, в зависимости от умений детей, постепенно усложняется. Ниже приведены варианты для развития графомоторных навыков обеими руками. [3]

Примеры графо-моторных заданий:

3

4

5

6 

Разнообразные упражнения по развитию межполушарных взаимодействий могут успешно и органично применяться в работе учителя-логопеда для коррекции особенностей развития детей с ТНР, в рамках развития мелкой моторики, графо-моторных навыков. Развивая межполушарные взаимодействия вышеперечисленными способами, мы тем самым будем способствовать развитию высших психических функций и речи в целом.

Список литературы:

  1. Иванов С.Е. Йога для пальцев. Исцеляющие мудры. – Минск.: Попурри, 2014.
  2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1962 – 1-е изд.; 1969 – 2-е изд.; М.: Академ.проект, 2000 – 3-е изд.; СПб.: Питер, 2008 – 4-е изд/
  3. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей/ прописи.- Ростов н/Д.: Феникс, 2020.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004.
  5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»  Срок реализации программы 1 год.Возраст детей 5-6 лет. 1. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»...

Проект «Наш календарь природы»

Проект «Наш календарь природы» Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: экологический, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы. Сроки реализации проекта: со 2...

Читайте также

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по…

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по зоопарку» Цель: развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по названиям животных. Задачи: развитие координации...

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников (Элементы программ «Умники и умницы», системы интеллектуального развития А.З. Зака, программы развития «Одаренный ребенок»)

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В…

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в группе раннего возраста (2-3 года)» В настоящее время вопросы развития...