Методы развития межполушарных взаимодействий у дошкольников с ТНР
Растущее с каждым годом число детей с тяжелыми нарушениями речи вызывает беспокойство специалистов всех уровней и сфер. Дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) обладают рядом особенностей - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
С психологической точки зрения, дети с ТНР – это группа детей, постоянно нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. У большинства детей с ТНР нарушена память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, и отсюда страдает весь процесс обучения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. [4]
Стоит отметить, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Моторная неловкость характерна для большинства детей с ОВЗ. В работе с детьми с ТНР помимо общего речевого развития, важное место занимает развитие высших психических функций и мелкой моторики рук.
Особое внимание стоит уделить развитию межполушарных взаимодействий для успешного развития детей с ТНР.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Необходимо помнить, что мозг, состоящий из двух полушариев, всегда работает как единое целое. При этом каждое из полушариев делает свой специфический вклад в обеспечение конкретной функции. [5].
За что отвечает правое полушарие:
- обработка невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентация в пространстве;
- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);
- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
За что отвечает левое полушарие:
- логика, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработка вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена между правым и левым полушариями, каждый из которых постигает внешний мир по – своему. [3]
Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности работы обоих полушарий.
Межполушарные взаимодействия можно развивать в ходе выполнения упражнений по развитию и совершенствованию мелкой моторики, общей моторики и т.д.
Выполняя любые упражнения сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими одновременно, мы тем самым развиваем межполушарные взаимодействия, повышаем возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшаем усидчивость, развиваем зрительно-моторную координацию, расширяем возможности координации обеих рук, укрепляем кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелко моторных движений. Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль. Позже эти навыки пригодятся ребёнку в любой ситуации.
В детском саду логопед использует следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
- Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
- Специальные упражнения без речевого сопровождения – пальчиковая гимнастика.
- Игры и действия с игрушками и предметами: пуговицы, палочки, зерна, бусы, мозаика и т.д.
- Изобразительная деятельность: раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование разными способами, печатание букв.
Выполнение этих видов работ одновременно двумя руками или попеременно способствует развитию межполушарных взаимодействий. В рамках этих направлений деятельности рассмотрим следующие упражнения:
Пальчиковая гимнастика, в виде мудр, выполняемых правой и левой рукой, или двумя одновременно по сути – это идеальный способ развития межполушарных взаимодействий, а заодно и высших психических функций. Мудры — особые комбинации пальцев, влияющие на физическое и эмоциональное состояние.
Мудры связаны с понятие буддизма и индуизма, соответственно с практиками, которые применяют йоги. С их помощью можно снять стресс, избавиться от чувства тревоги или усталости, обрести внутреннюю силу и душевное спокойствие. Руки человека - это рефлексогенные зоны, и кончики пальцев – это точки, отвечающие за мозг. [1]
Сначала упражнения разучиваются на одной руке, потом выполняются на обеих руках. Затем просим детей фигуры на обеих руках одинаковые выполнять, потом можно просить детей их менять: на одной «зайчик» на другой «коза».
Отдельно хочется отметить динамическую мудру, хорошо известную как упражнение «колечки», когда последовательно соединяются большой палец с остальными. Если это упражнение проводить одновременно двумя руками получается прекрасное упражнение для улучшения межполушарных взаимодействий. Это упражнение в самом сложном варианте можно выполнять так: на левой руке соединяются большой и указательный палец, а на правой – большой и мизинец и так далее.
Существуют мудры для которых необходимо придать определенную позу пальцам на обеих руках, они также способствуют улучшению состояния организма.
Далее представлены мудры с игровыми детскими названиями, рисунки взяты из книги, указанной в списке литературы [1]
Рисунок 1- «зайчик», 2 – «коза», 3 – «зуб дракона», 4 – «хомячок»
Мудры с использованием обеих рук:
- «пирамидка», 2 «ракушка», 3 – «дракон»
Кулак-ребро-ладонь. Это упражнение создано на основе проб, предложенных Лурия А.Р. [2] Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.
Ухо-нос. Данные движения были предложены известным нейропсихологом начала 20 века Г. Хэдом. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». [5]
Рисование обеими руками является более сложным заданием для детей с ТНР. К нему можно переходить после освоения графических заданий одной рукой. Развитие графомоторных навыков является важным этапов в работе учителя-логопда. Сначала осваиваются простые графические задания одной рукой. Обучение рисованию обеими руками начинается с простых вертикальных и горизонтальных линий и далее, в зависимости от умений детей, постепенно усложняется. Ниже приведены варианты для развития графомоторных навыков обеими руками. [3]
Примеры графо-моторных заданий:
Разнообразные упражнения по развитию межполушарных взаимодействий могут успешно и органично применяться в работе учителя-логопеда для коррекции особенностей развития детей с ТНР, в рамках развития мелкой моторики, графо-моторных навыков. Развивая межполушарные взаимодействия вышеперечисленными способами, мы тем самым будем способствовать развитию высших психических функций и речи в целом.
Список литературы:
- Иванов С.Е. Йога для пальцев. Исцеляющие мудры. – Минск.: Попурри, 2014.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1962 – 1-е изд.; 1969 – 2-е изд.; М.: Академ.проект, 2000 – 3-е изд.; СПб.: Питер, 2008 – 4-е изд/
- Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей/ прописи.- Ростов н/Д.: Феникс, 2020.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
Читайте также |
---|
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»
Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки» Срок реализации программы 1 год.Возраст детей 5-6 лет. 1. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»...
Проект «Наш календарь природы»
Проект «Наш календарь природы» Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: экологический, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы. Сроки реализации проекта: со 2...