Окружающая среда и здоровье человека

Тема окружающей среды - эта проблема остро касается каждого взрослого и особенно нашего подрастающего поколения. Мы контактируем с окружающей средой с детства. Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей, даже без общения со зверьками и птицами. Мы вместе с ними живём на Земле. Все эти птицы, зверушки, бабочки, лягушата живые и требуют человеческого тепла, внимания, заботы и уважения.

Любовь к своей малой Родине y дошкольника начинается с заботливого отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, а также с зарождения любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду. Наблюдения на прогулках развивает мышление детей, способность видеть и чувствовать красочные явления природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.

Заинтересовать ребёнка можно самыми разнообразными способами, например, выращивание домашних растений, кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, необходимо всячески поощрять их интерес и развитие к росту растений, появлению новых росточков, цветов, плодов.

У ребенка развивается важное человеческое качество- ответственность, и именно его нужно будет развивать, доверяя ребенку посадить в землю косточки фруктов, а потом следить, что получится.

Ну, разве это не чудо, самостоятельно вырастить на подоконнике растение! Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к ней, желание созидать, а не разрушать!

Природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает свои первые знания, впечатления. Чтобы пробудить в детях это чувство во время прогулок читать стихи, петь песни, беседовать, проводить игры на природе.

Все мы горячо любим свою Родину, любовь эта начинается с любви к родным местам. С детских лет в сердце каждого из нас живет светлый образ родного края. Любовь к родному краю – активное, действенное чувство, неразрывно связанное со стремлением умножать славу своего города, украшать жизнь на земле, помнить, заботится о родных нам местах.

Ознакомление детей с природой родного края, воспитание правильного отношения детей к природе родного края, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в ДОУ сочетается с воздействием детей в семье. Образовательные учреждения целенаправленно прививают любовь к родной природе. В школе мы вместе с классом сажали деревья. Уроки ботаники, труда, природоведения проходили на открытом воздухе, на пришкольном участке, который включал в себя фруктовый сад, стадион, цветники, газоны.

В маленьких гражданах, воспитывали бережное отношение к среде своего обитания. Наши дворы благоухали от цветов и пестрили разнообразием растений. Они были посажены заботливыми жильцами, этих домов. Чаще всего по вине взрослых гибнут леса, реки, животные, птицы, загрязняется воздух.

Губя природу, человек не осознаёт, что гибнет сам. Ведь его здоровье и благополучие зависят от окружающей среды.

Каждое наше действие, направленное против природы, рано или поздно возвращается против нас же самих...

Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях. Создать условия для развития у детей патриотических чувств, любви к родному городу– вот задача педагогов, которую надо начинать решать уже в дошкольных учреждениях.

У детей формируются разносторонние знания о родном городе, бережном отношении к нему. Знакомя их с названиями окружающих районов, улиц, ближайших социальных учреждений они смогут узнавать исторические места и называть их, знакомить с символикой города, учить замечать и любоваться окружающей природой нашего города.

На этой большой планете в огромной такой стране есть небольшой город Зеленодольск. Наш зеленый городок находится в очень красивом месте. Город Зеленодольск расположен в северо-западной части Республики Татарстан на левобережье реки Волга, в 40 км к западу от Казани. Климатические условия характерны для районов Среднего Поволжья.

В городе действуют 14 промышленных предприятий. Крупнейшие: ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького, Федеральное государственное унитарное предприятие «Завод имени Серго», ООО «Поволжский фанерный мебельный комбинат», ОАО «Зеленодольский фанерный завод»; агрокомбинат.

К сожалению это ухудшило экологическую обстановку в городе. Выбросы с этих предприятия это особая тема.

Чем пахнет Зеленодольск?

Зеленодольцам повезло: у нас нет нефтехимии и металлургии, уранового производства. Более того мы живем в окружении лесов и водоемов, среди которых самая крупная в Европе река Волга. Но Зеленодольск - это промышленный центр. Мы задались вопросом: чем пахнут улицы нашего города?

На стыке улиц Чкалова и Заикина, К. Маркса хлебзавод №2 наполняет воздух запахом ванилина и свежеиспеченного хлеба. При западном направлении ветра с южным уклоном весь Зеленодольск, вкючая Мирный, накрывает сладко- приторным запахом «Марбумкомбината, они ощущаются вплоть до Ильинки. При южном направлении ветра, особенно зимой на улицах Гагарина, Первомайская нависает синяя дымка в перемешку с пеплом-работает котельная ПФМК.

Улицы Паратская, Рогочева, Декабристов ароматно пахнут пряниками, черным хлебом и овсяным печеньем - заслуга хлебзавода № 1. В квартале на улице Гоголя, К.Маркса ощущается запах молока, производимого на молокозаводе. Роспотребнадзор признает, что в Зеленодольске есть районы, попадающие в зону действия предприятий, которые производят залповые выбросы в атмосферу. Успокаивает то, что мониторинг состояния воздуха на территории проводится ежегодно…

Уникальные объекты нашего окружения: земля, вода и родники воздух и чистое небо должны быть сохранены. Это естественное богатство нашего края. Но всегда ли мы замечаем, как чахнет под нашим окном молодое деревце, не политое вовремя, как затаптывается кустарник пешеходами и автомобилями? А как было бы прекрасно, если бы взрослые с детьми взяли под опеку насаждения во дворах, под окнами. Какой это был бы урок воспитания любви к природе, ответственности перед ней!

Отсюда следует, что образование в наши дни надо давать комплексное. Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов...

Экология сознания каждого из нас- вот движущая сила, которая способна вывести человечество на путь устойчивого развития и ответственного отношения к среде обитания, и речь не только об экологических ценностях, но и о духовных и нравственных законах. Речь идет о внутренней культуре человека. Необходимо учить с раннего детства любить и беречь окружающий нас живой мир. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.

Подводя итог, хочу подчеркнуть, что целью экологического воспитания, является сохранение и по мере возможности, повышение уровня экологического здоровья человека. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Это способствует формированию не только экологически грамотного, но и всестороннее развитого человека. Хотелось бы быть уверенной в том, что мои воспитанники вырастут здоровыми, инициативными, думающими, творческими людьми любящими свою Родину и природу родного края.

В заключение хочу напомнить слова Махатмы Ганди: «Если желаешь, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением». Словом начни с себя!

 

Литература:

1. Журнал «Свет» №1 январь 2009 г.

2. Журнал «Природа и человек» №12 декабрь 2012 г.

3. Журнал «Природа и человек» № 10 октябрь 2012 г.

4. Журнал «Природа и человек» № 8 август 2012 г.

5. Ежемесячный научно- популярный журнал №9 сентябрь 2012 г.

6. Журнал «Наука и религия» № 12 2013 г.

8. Киреева Л.Г.Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий. М., 2008 г.

9. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.

10. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.



Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и…

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура:...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Лесная экономика»

Конспект открытого занятия в старшей группе «Лесная экономика» Программное содержание: продолжать формировать умение решать простые арифметические задачи на сложение; совершенствовать навыки счёта в пределах...

НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Добра» Старшая группа

НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Добра» Старшая группа Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель: формировать и закреплять представления о добре и зле...

Читайте также

НОД «Логоритмическое занятие в старшей группе детского сада по теме…

НОД «Логоритмическое занятие в старшей группе детского сада по теме «Зимние развлечения» (С использованием словесного материала по малым фольклорным формам) Цели занятия. Коррекционные: - Воспитывать...

Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в…

Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности У всех нас есть счастливые воспоминания о...

Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический…

Открытое занятие по математике в средней группе по сказке «Геометрический теремок» Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через использование приемов работы...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...