Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы
Актуальность
На современном этапе развития дошкольного образования ФГОС ДО ориентирует образовательную деятельность на воспитание личностных качеств ребенка, формирование его различных способностей, в том числе интеллектуальных.
Дошкольники с развитым интеллектом более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Успешное обучение ребёнка в начальной школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.
Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах, в том числе и в России.
Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались достоинства шахмат. Отмечалась важная роль шахмат для: формирования творческих качеств личности учащегося (Б.С.Гершунский); развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б.Богоявленская ); повышения уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в овладении учебными предметами (Н.Ф.Талызина ), развития интеллектуальных способностей (Н.Г.Алексеев); полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В.А.Сухомлинский ); формирования образного мышления (Л.А.Венгер). А Ш.А.Амонашвили, указал, что шахматы - это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс.
О роли шахмат в формировании подрастающего поколения говорит и президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов: “Шахматы — чуть ли не единственная чисто соревновательная, т. е. наглядная форма фиксации интеллекта личности”.
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д.
Таким образом я отметила, что игра в шахматы является уникальным средством, способствующим формированию интеллектуальных способностей у детей.
Весной 2019 года я побывала на МО в детском саду при гимназии №17. В данном детском саду были представлены различные педагогические методики, в том числе и методика обучения детей игре в шахматы. На данном МО было наглядно показано как и где лучше проводить обучение ребят.
Затем изучив педагогические технологии в «ГОРОДСКОМ ЦЕНТРЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» я получила сертификат участия в работе семинара «Методика преподавания шахмат в дошкольных образовательных учреждениях», и приступила к обучению ребят.
Игра в шахматы
Развивает:
- изобретательность,
- внимательность,
- усидчивость,
- силу воли.
Расширяет:
- Кругозор.
Вырабатывает:
- Выдержку.
Учит:
- думать,
- запоминать,
- сравнивать,
- самостоятельно принимать решения.
Перед началом организации кружковой деятельности, была проведена первичная диагностика детей, которая показала, что:
95 % детей в старшей группе не знакомы с игрой в шахматы, у 5% детей – начальный уровень знаний и умений.
95% детей не знают:
• шахматные термины;
• названия шахматных фигур;
• правила хода и взятия фигур;
• размещение доски между партнерами;
• начальное положение фигур;
• не различают линии шахматной доски;
Анкетирование родителей выявило тот факт, что только 5 % родителей умеют играть в шахматы. Также родители высказали свое желания начать обучение игре в шахматы детей в группе. (Образец анкеты можно посмотреть в Приложении №1.)
В соответствии с интересом детей и желанием родителей был организован шахматный кружок, деятельность проходила 2 раза в неделю (с воспитанниками группы №3 МКДОУ 465).
Цель
Развитие интеллекта, познавательных процессов и творческой активности у детей
старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы.
Задачи
- Развитие познавательных интересов, воспитание самоорганизации и самоконтроля;
- Развитие диалоговых форм общения, формирование умений слушать и взаимодействовать с другими детьми;
- Расширение кругозора детей;
- Формирование навыков ориентирования в пространстве;
- Создание в предметно-развивающей среде группы возможность беспрепятственно пользоваться шахматами;
- Вовлечение родителей в процесс обучения игре в шахматы.
Методы работы
1. Работа по авторской методике Карповой Е.С. и Громыко Л.Н.
Основные пособия, которые использовались в работе – это авторские книга и рабочая тетрадь «Увлекательный мир ШАХМАТЕНКА», Карпова Е.С., Громыко Л.Н. . Всем ребятам, которые занимались шахматами родители приобрели рабочие тетради. Задания в тетрадях дети выполняли не только в группе, но и дома. При обучении я использовала шахматную доску с фигурами, либо копии заданий из рабочей тетради. Особенно ребятам нравилась обезьянка Молли, которая часто присутствовала на занятиях и задавала много интересных вопросов.
2. Стихи
Видимо, ладья упряма, Потому что ходит прямо,
Не петляет прыг да скок,
Не свернет на искосок
Пешка-маленький солдат,
Лишь команду ждет, чтоб
С квадрата на квадрат
Двинуться вперед!
Запомни!
Основную роль играет в шахматы король!
У коня особый скок, Раз, второй и сразу в бок!
Слон по линии косой
Побежал за стрекозой!
3. Шахматные игры
Игра «Непослушные фигурки»: Педагог обращается к детям: « У нас есть непослушные фигуры. Они могут стоять не на своих местах. Все закрываем глазки и не подсматриваем! В это время меняем местами одну белую и одну черную фигуру. «А теперь открываем глазки и смотрим какие фигуры стоят не на своих местах? Кто догадался?» На первых занятиях меняем местами фигуры белого и черного цвета. На втором- фигуры одного цвета, постепенно усложняя задания. Игра очень развивает внимание, память;
Игра «На каком поле посется корова»: Педагог ставит на демонстрационную доску фигурку коровы и спрашивает на каком поле посется корова? Место положения коровы педагог меняет, учащиеся называют шахматное поле;
Игра «Ипподром»: Смысл игры заключается в том, чтобы дети научились делать ход конем из разных мест шахматной доски. Играют по два игрока, каждый из которых по очереди делает ход конем. Задача каждого игрока- сделать по 10 правильных ходов;
Игра «Пешечный бой»: На доске расставляются только пешки. «Все шахматные фигуры улетели отдыхать на море, а пешки остались охранять поле. Белые-смелые, черные-хитрые». Бой начинается с трех белых и трех черных пешек. Дети играют друг с другом, попеременно разным цветом. Затем можно добавлять по одной пешке. Главная задача этой игры- отработать как ходит и как бьет пешка. Выигрывает тот у кого осталось больше пешек;
Игра «Такси»: Мышка пригласила ладью в гости. На улице шел дождь. И ладья решила поехать к мышке на такси (используется телефон, по которому вызываем такси для ладьи и маленькая игрушечная машинка – такси). Диалог: -Это такси?; - Да; -Я ладья, мне нужно заказать такси. Я поеду в гости к мышке; -По какому адресу подать такси? (И ребенок называет сначала букву, а потом цифру – g2) ;- А куда доставить ладью? По какому адресу живет мышка? (Ребенок называет поле где находится мышка- a8). Затем приглашается ребенок-таксист и везет ладью в гости к мышке. Таким образом дети легко усваивают название вертикалей и обозначение полей;
Мероприятия
- «Шахматный турнир», внутри группы;
- «Шахматный турнир» между первым и вторым корпусом МКДОУ 465;
- Участие Куропаткина Захара в городском турнире «Шахматный Новосибирск» по классическим шахматам (октябрь 2020 г.)
Результаты работы по теме: «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
- В результате обучения игре в шахматы, в 2019-2020 учебном году, из 19 ребят моей группы: 5 детей -научились расставлять шахматы и выучили название фигур, 7 детей- играют в шахматы с помощью взрослого; 5 детей – играют самостоятельно; 2 ребенка- играют на уровне взрослого (см. Приложение №2);
- В сентябре 2020 года было проведено анкетирование родителей с просьбой оценить кружковую деятельность воспитателя Соколовой А.С., в результате анкетирования было получено: 0-негативных отзывов, 3 человека остались безразличны, 16 человек сделали оценку-хорошо и 10-очень хорошо (см. Приложение №3);
- Участие Куропаткина Захара в городском турнире «Шахматный Новосибирск» по классическим шахматам (октябрь 2020 г.);
- В 2020-2021 учебном году: ребята, которые успешно освоили шахматы, продолжают заниматься, так же набрана новая группа ребят из 6-ти детей, которых обучаются игре в шахматы «с нуля».
Приложение №1
Приложение №2: результаты обучения игре в шахматы детей старшего возраста
Приложение №3: Оценка кружковой деятельности воспитателя Соколовой А.С. родителями группы №3
Изученная литература
- Карпова Е.С., Громыко Л.Н. «Увлекательный мир шахматенка»;
- Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы»;
- Сухих И.Г. «Шахматы для самых маленьких»;
- Барский В.Л. «Шахматная школа. Первый год обучения.»;
- Костров В.В. «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей»;
- Интернет источники:https://vse-kursy.com/read/380-uroki-shahmat-dlya-detei.html ; https://habr.com/ru/post/410883/
Читайте также |
---|
Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят»
Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Задачи: Образовательные: - формировать у детей...
«Добрые слова» занятие для детей старшей группы
«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...
«День здоровья»
«День здоровья» Средняя группа Ход мероприятия: Ведущая. - Все, кто хочет быть здоров Закаляйтесь вы со мной Утром бег и душ бодрящий Как для взрослых, настоящий На ночь...