Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте рисование выступает одним из ведущих видов деятельности детей. Ведь именно рисование способствует развитию способности различать цвета, формированию, с одной стороны, цветовых штампов, с другой, именно в рисовании ребёнок познаёт насколько широка палитра и, что один и тот же предмет одного и того же цвета в разных условиях может иметь различные оттенки. Именно в этом виде деятельности старший дошкольник формирует определённую культуру цветоупотребления, начинает понимать, что с помощью цвета можно передавать не только изображаемую действительность, но и передавать своё настроение, свои чувства и эмоции, отношение [1].

В настоящее время особую актуальность в работе с детьми 5 - 7 лет приобретают нетрадиционные техники рисования, поскольку одним из наиболее важных условий успешного развития данного качества у детей 3-7 лет является разнообразие и вариативность работы в процессе образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные, разноцветные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора цветовой гаммы обеспечивают живость и непосредственность проявления детской фантазии, воображения.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес, возможности. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников [2].

Нетрадиционные техники рисования имеют определенную классификацию, использование некоторых видов рисования напрямую зависит возраста и индивидуального опыта детей. Выделим нетрадиционные техники рисования доступные для детей старшей возрастной группы.

Рисование цветным песком.

Данная техника нетрадиционного рисования способствует развитию мелкой моторики у детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Песок, будучи цветным, способен влиять на детей через цвет: желтый - наполняет теплом, красный - добавляет оптимизма, синий - действует успокаивающе, зеленый - вдохновляет свежестью. Наблюдение и опыт показывает, что игра с песком, позитивно влияет на общее самочувствие детей.

Рисование мятой бумагой.

Существует два способа рисования мятой бумагой.

На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

Второй способ начинается с того, что для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Использование данной техники способствует не только тому, что ребенок сможет научиться лучше различать и запоминать цвета, а так же воспитывает аккуратность при работе с красками.

Кляксография с трубочкой.

Нетрадиционная техника «кляксография с трубочкой» - приём рисования с помощью направленной выдыхаемой струи воздуха полезен для детей. Эта техника также способствует развитию дыхательного аппарата, контролирует силу дыхания. На лист наливается чуть-чуть краски, и дети дуют на капли, управляя их движением. Застенчивым детям такая игра придает уверенность в себе, заставляя капли краски двигаться по бумаге. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали.

Яркие и цветные изображения вызывают у детей сильные положительные эмоции. Дошкольники сами выбирают палитру красок для своей работы, тем самым выражают эмоциональное отношение к изображаемому.

Монотипия

Техника монотипия от греч. «моно» - один и «typos» - отпечаток, оттиск, касание, образ.

Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Существует два вида монотипии.

Первый способ состоит в том, что на гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Второй - монотипия предметная. Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Монотипия позволяет ощутить и создать элемент «игры» в творчестве. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение и неординарное мышление. Воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельное решение. На бумаге образуются оттиски с необычными узорами, которые носят случайный характер. Задания по монотипии помогают дошкольникам больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, учат свободному владению кистью. Дети узнают о теплых и холодных тонах, о том, как цвет влияет на настроение.

Ниткография.

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

Данная техника оказывает положительное влияние на развитие зрительного восприятия, в процессе выполнения работы дети учатся внимательно вглядываться в предметы и видеть конструктивные части. Дошкольник приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца. У детей развивается глазомер, фантазия, воображение, математические способности. Игра с нитками способствует развитию художественного вкуса, умению подбирать цвета, способствует умению сравнивать, наблюдать, сопоставлять.

Пластилинография.

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Данная техника представляет собой одну из эффективных форм не только развития мелкой моторики рук у дошкольников, но так же способствует сенсорному развитию. Здесь происходит развитие восприятия цвета (выбор цвета, смешивание цветов, получение оттенков), формы, величины.

Рисование мыльными пузырями.

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Данная техника рисования учить детей работать с гуашью, воспитывает интерес к творчеству, а так же способствовать развитию творческого воображения, мышления, цветовосприятия, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания [3].

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник рисования несет в себе неоценимый вклад в развитие дошкольника. Во - первых, положительно влияет на развитие мелкой моторики рук. Во- вторых, нетрадиционное рисование способствует развитию интереса к творчеству, закреплению навыков правильного обращения с художественными материалами, что положительно влияет на усовершенствование изобразительных навыков и умений, развитие наблюдательности, цветовосприятия, эмоциональной отзывчивости.

 

Литература

1. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 41-43 с.

2. Кудейко, М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров: учебное пособие/ М. В. Кудейко. - М.: Содействие, 2016. - 17-25 с.

3. Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования/ Т. А. Цквитария. - М.: Сфера, 2017. - 65 с.



Новые публикации

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети...

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Читайте также

Конспект занятия «В мире театров»

Конспект занятия «В мире театров» Воспитатель: Вы хотите отправиться туда, где всегда присутствует хорошее настроение? Воспитатель: А куда мы с вами отправимся...

Создание интерактивных игр для использования на музыкальных занятиях по приобщению…

Создание интерактивных игр для использования на музыкальных занятиях по приобщению детей к народной культуре Цель: повышение ИКТ - компетентности педагогов ДОУ...

Дидактическая игра «Наряди матрешку» в группе второго раннего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Наряди матрешку» в группе второго раннего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическая игра «Наряди матрешку» предназначена для детей 2-3 лет и направлена...

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”. Цель: -Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок. -Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль.  Программные задачи:  Образовательные:  -Обогатить и активизировать словарь...

Мини-проект о безопасности «Лето-территория безопасности»

Подготовила Калинина Юлия Юрьевна и Гатауллина Елена Гелаевна   Цель: Содействие формированию у детей осознанного выполнения правил поведения , обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта в летний период с учетом индивидуальных особенностей и...

Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022

  Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022 Цель: Приобщение детей к русским народным традициям. Задачи: Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас". Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей...

Конспект музыкально-логоритмической деятельности "У кошки новоселье"

«У кошки новоселье». Ход занятия. Педагог: У кого усатая, Морда полосатая, Спинка, словно мостик, За мосточком хвостик? (кошка) Мы сегодня не ребята, А веселые котята. Будем, как котята жить, Спать, мяукать и шалить. 1. Динамические упражнения. Дети ложатся на ковер...