Управление конфликтами в системе деятельности ДОУ в целях обеспечения психологического здоровья участников образовательного процесса

В условиях социально-экономического обновления России наблюдается заметное повышение напряженности и конфликтности во всех сферах жизнедеятельности социума, в том числе в системе образования.

На разных этапах развития и в разных обществах вырабатываются приемлемые способы социального управления, целью которых является регулирование конфликтогенных тенденций, редуцирование социальных конфликтов, недопущение их эскалации, рационализация использования потенциала конфликтов в целях общественного развития.

В обществах, отличающихся эффективными механизмами социального управления, конфликты находят разрешение, как правило, на микро- и мезоуровне. В таком случае социальные конфликты оказывают позитивное воздействие не только на развитие отдельных индивидов, групп, но и общества в целом.

Локальные социальные конфликты, массовые акции протеста негативно влияют на функционирование системы образования, ухудшают здоровье, социальное самочувствие работников, снижают их жизненный уровень. К сожалению, работники системы образования часто сами занимают пассивную позицию в конфликте, предпочитая их не замечать или уклоняться, полагаясь на случай или действия третьей стороны, что снижает эффективность регулирования социальных конфликтов. [9]

Сегодня изучение проблемы конфликтов приобретает особую остроту в менеджменте образования, поскольку профессиональная деятельность педагога в значительной мере наполнена различными ситуациями, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования и нервного напряжения. Неизбежным явлением становятся конфликты, в которые могут быть вовлечены все участники образовательного процесса: воспитанники, педагоги, родители и администрация.

Причины конфликтных ситуаций в педагогической среде могут быть разнообразны: межличностные и деловые отношения, организационные и методические трудности, неудовлетворенность условиями труда, неспособность педагогов реализовывать требования новых образовательных стандартов и внедрять инновации, недооценка личностных результатов и др. Конфликты ухудшают качество деятельности всего образовательного учреждения, а ответственность за последствия часто несет администрация и лично руководитель. [2, с. 567-569]

Часто психологи называют конфликтом «актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. «oррonentis» – «возражающий») и даже столкновения самих оппонентов» [6, с. 479].

Существующие методы, механизмы регулирования социальных конфликтов в системе образования не позволяют позитивно разрешать проблемы работников правовыми способами. Исследованию этих механизмов уделяют внимание как зарубежные, так и российские учёные. Однако управление конфликтами в системе образования изучено недостаточно. Социально-психологический и управленческий анализ социальных конфликтов на уровне дошкольного, общего и профессионального образования необходим в силу их чрезвычайного многообразия и существенного влияния на общественные процессы.

Научные исследования разных аспектов социальных конфликтов опираются на солидную теоретическую и эмпирическую базу, созданную трудами отечественных и зарубежных конфликтологов, социологов, философов, психологов, юристов.

Конфликты, являясь естественным проявлением назревших противоречий в сфере образования, оказывают существенное влияние на жизнедеятельность самих образовательных систем, качество их функционирования и развития во времени. В мире, наполненном экономическими и политическими кризисами, терроризмом, социальными, техногенными и природными катастрофами, участники образовательного процесса оказываются не защищенными перед лицом новых противоречий, носящих по отношению к ним независимый и неподконтрольный характер. Следовательно, управление конфликтами в сфере образования должно быть основано на понимании и следовании целям функционирования института образования.

Таким образом, актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью теоретико-методологических проблем конфликта в условиях социальной нестабильности и неопределенности, слабой изученностью конкретных типов конфликтного поведения участников образовательного процесса, неразработанностью механизмов внешнего регулирования социальных конфликтов в образовательной среде.

Анализ теории и практики управления конфликтами показал, что существует ряд противоречий между:

- законодательно определенной базой регулирования социальных конфликтов в обществе и реальными возможностями, предоставляемыми участникам конфликтного взаимодействия;

- ростом конфликтогенности в образовательной среде и общественной потребностью в эффективном управлении социальными конфликтами в условиях социальной нестабильности и неопределенности;

- неизбежностью разнообразных социально-педагогических конфликтов в системе образования и отрицанием этой неизбежности, стремлением подавить конфликт, избежать его любым способом со стороны работников образовательных учреждений. [9]

В зависимости от названных взаимосвязей в коллективе можно выделить три основных группы конфликтов:

- профессиональные конфликты, возникающие как реакция на препятствия к достижению целей профессиональной деятельности и являющиеся следствием некомпетентности сотрудника, непонимания целей деятельности, безынициативности в работе;

- конфликты ожиданий, возникающих в тех случаях, когда поведение работника не соответствует нормам взаимоотношений в коллективе;

- конфликты личной несовместимости, обусловленные личностными особенностями, характером и темпераментом участников и проявляющиеся в несдержанности, завышенной самооценке и самомнении, эмоциональной неустойчивости и чрезмерной обидчивости. [8, с. 240]

Нагрузки на нервную систему увеличиваются. Высокая психическая активность и эмоциональные перегрузки вызывают срыв нервной системы, организм человека испытывает стресс. Это проявляется в несдержанности, раздражительности, беспокойстве, торопливости. Такое состояние часто является причиной возникновения конфликтов. Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор. У людей разные интересы, представления, роли, эмоции, потребности, ценности и жизненный опыт. При возникновении какой –то проблемы каждый видит ее по своему и предлагает свое решение. Разные мнения порождают конфликты.

Поэтому так важно научиться мирному решению спорных вопросов, умению избегать конфликтов. Для предупреждения конфликтов необходимо осознать доброжелательную обстановку, уметь выслушать других, быть уступчивым.

Для сохранения здорового организма нужно развивать силу воли, сдержанность, умение управлять своими эмоциями, избегать конфликтов. Этому поможет чувство юмора, которое положительно влияет на здоровье человека. Есть старая поговорка: «Если ты смеёшься, то весь мир смеется с тобой; если ты плачешь, то плачешь один». [6, с. 479].

Смех нормализует душевное состояние. Хорошему настроению сопутствуют чувство радости, покоя и доброты. Люди, которые любят шутку и смех, не только реже болеют, но и быстрее поправляются после болезни. Чаще улыбайся! Улыбка поднимает настроение тебе и окружающим.

 

Литература

1. Волчкова В.И. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе //Высшее образование в России, 2009. № 1. С. 167-170.

2. Денисова Е. В., Наумова Т. В. Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации // Молодой ученый. — 2017. — №15. — URL https://moluch.ru/archive/149/42218/

3. Коллинз Р. Теория конфликта в современной макроисторической социологии //Философская и социологическая мысль. - 1993. - №6; Крисберг Л. Миро-созидание, миро-сохранение и разрешение конфликтов //Социологические исследования. - 1990. - № 11;

4. Панфилова А.П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 240 с.

5. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат в коллективе. Пути и методы изучения. М.: Феникс, 2006. 344 с.

6. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004.

7. Трофимов Г.Д. Разрешение конфликтов в трудовых коллективах. М.: Лаборатория книги, 2010. 190 с.

8. Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Общая конфликтология // Учебник для бакалавров. М.: ИТК Дашков и К, 2015.

9. Интернет-ресурсы: http://www.dslib.net/sociologia-upravlenia/upravlenie-konfliktami-v-sisteme-obrazovanija.html



Новые публикации

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Лес. Грибы, ягоды» Цель: формировать представление о растениях леса: грибах и...

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...

Спортивный праздник «Зимушка-зима»

Спортивный праздник «Зимушка-зима» (Средняя группа) Ход мероприятия: 1-й ребёнок С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые снежинки. 2-й ребёнок Нужно глубоко вздохнуть, Чтобы на снежинку нам...

Читайте также

Развитие читательской культуры у детей дошкольного возраста

Развитие читательской культуры у детей дошкольного возраста Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный...

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста…

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста Квест «Вместе с мамой» Цель: совершенствование эмоционально-доверительных взаимоотношений между воспитанниками и родителями посредством...

Проект по теме: «Пожарная безопасность во второй младшей группе»

Проект по теме: «Пожарная безопасность во второй младшей группе»

Читайте также

Совместный праздник здоровья для детей и их родителей «Путешествие в…

Совместный праздник здоровья для детей и их родителей «Путешествие в страну здоровья» Этот праздник был проведён в рамках проекта «Мы за...

Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников

Фестиваль как форма взаимодействия с родителями воспитанников «Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя». Семья и детский сад –...

Проект по нравственному воспитанию «Широка страна моя родная»

Проект по нравственному воспитанию «Широка страна моя родная»





В блогах

День защитника Отечества

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. Сценарий праздника для детей средней группы Звучит музыка. В зал входят дети и становятся полукругом у центральной стены. Ведущий: Сегодня все мамы и девочки знают, Что пап и мальчишек они поздравляют – Ведь праздник февральский всегда для...

ООД Познавательное развитие в старшей группе. Тема: «Что у нас под ногами»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития. Задачи: создать условия для: - знакомства детей с некоторыми свойствами камней; - обучения видеть необычное в обычном; - развития речевой и познавательной активности, умения делать выводы, умозаключения. Ход Воспитатель: Мне передали письмо...

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» младшая группа

  СИСТЕМЕ РАБОТЫ   Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»  младшая группа Воспитатель Лисогурская Марина Владимировна 2021 – 2022 учебного года Информационная справка. Ф.И.О. : Лисогурская Марина Владимировна Занимаемая должность : воспитатель...

Особенности развития и формирования памяти у детей

Особенности развития и формирования памяти у детей. Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими...