Управление конфликтами в системе деятельности ДОУ в целях обеспечения психологического здоровья участников образовательного процесса

В условиях социально-экономического обновления России наблюдается заметное повышение напряженности и конфликтности во всех сферах жизнедеятельности социума, в том числе в системе образования.

На разных этапах развития и в разных обществах вырабатываются приемлемые способы социального управления, целью которых является регулирование конфликтогенных тенденций, редуцирование социальных конфликтов, недопущение их эскалации, рационализация использования потенциала конфликтов в целях общественного развития.

В обществах, отличающихся эффективными механизмами социального управления, конфликты находят разрешение, как правило, на микро- и мезоуровне. В таком случае социальные конфликты оказывают позитивное воздействие не только на развитие отдельных индивидов, групп, но и общества в целом.

Локальные социальные конфликты, массовые акции протеста негативно влияют на функционирование системы образования, ухудшают здоровье, социальное самочувствие работников, снижают их жизненный уровень. К сожалению, работники системы образования часто сами занимают пассивную позицию в конфликте, предпочитая их не замечать или уклоняться, полагаясь на случай или действия третьей стороны, что снижает эффективность регулирования социальных конфликтов. [9]

Сегодня изучение проблемы конфликтов приобретает особую остроту в менеджменте образования, поскольку профессиональная деятельность педагога в значительной мере наполнена различными ситуациями, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования и нервного напряжения. Неизбежным явлением становятся конфликты, в которые могут быть вовлечены все участники образовательного процесса: воспитанники, педагоги, родители и администрация.

Причины конфликтных ситуаций в педагогической среде могут быть разнообразны: межличностные и деловые отношения, организационные и методические трудности, неудовлетворенность условиями труда, неспособность педагогов реализовывать требования новых образовательных стандартов и внедрять инновации, недооценка личностных результатов и др. Конфликты ухудшают качество деятельности всего образовательного учреждения, а ответственность за последствия часто несет администрация и лично руководитель. [2, с. 567-569]

Часто психологи называют конфликтом «актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. «oррonentis» – «возражающий») и даже столкновения самих оппонентов» [6, с. 479].

Существующие методы, механизмы регулирования социальных конфликтов в системе образования не позволяют позитивно разрешать проблемы работников правовыми способами. Исследованию этих механизмов уделяют внимание как зарубежные, так и российские учёные. Однако управление конфликтами в системе образования изучено недостаточно. Социально-психологический и управленческий анализ социальных конфликтов на уровне дошкольного, общего и профессионального образования необходим в силу их чрезвычайного многообразия и существенного влияния на общественные процессы.

Научные исследования разных аспектов социальных конфликтов опираются на солидную теоретическую и эмпирическую базу, созданную трудами отечественных и зарубежных конфликтологов, социологов, философов, психологов, юристов.

Конфликты, являясь естественным проявлением назревших противоречий в сфере образования, оказывают существенное влияние на жизнедеятельность самих образовательных систем, качество их функционирования и развития во времени. В мире, наполненном экономическими и политическими кризисами, терроризмом, социальными, техногенными и природными катастрофами, участники образовательного процесса оказываются не защищенными перед лицом новых противоречий, носящих по отношению к ним независимый и неподконтрольный характер. Следовательно, управление конфликтами в сфере образования должно быть основано на понимании и следовании целям функционирования института образования.

Таким образом, актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью теоретико-методологических проблем конфликта в условиях социальной нестабильности и неопределенности, слабой изученностью конкретных типов конфликтного поведения участников образовательного процесса, неразработанностью механизмов внешнего регулирования социальных конфликтов в образовательной среде.

Анализ теории и практики управления конфликтами показал, что существует ряд противоречий между:

- законодательно определенной базой регулирования социальных конфликтов в обществе и реальными возможностями, предоставляемыми участникам конфликтного взаимодействия;

- ростом конфликтогенности в образовательной среде и общественной потребностью в эффективном управлении социальными конфликтами в условиях социальной нестабильности и неопределенности;

- неизбежностью разнообразных социально-педагогических конфликтов в системе образования и отрицанием этой неизбежности, стремлением подавить конфликт, избежать его любым способом со стороны работников образовательных учреждений. [9]

В зависимости от названных взаимосвязей в коллективе можно выделить три основных группы конфликтов:

- профессиональные конфликты, возникающие как реакция на препятствия к достижению целей профессиональной деятельности и являющиеся следствием некомпетентности сотрудника, непонимания целей деятельности, безынициативности в работе;

- конфликты ожиданий, возникающих в тех случаях, когда поведение работника не соответствует нормам взаимоотношений в коллективе;

- конфликты личной несовместимости, обусловленные личностными особенностями, характером и темпераментом участников и проявляющиеся в несдержанности, завышенной самооценке и самомнении, эмоциональной неустойчивости и чрезмерной обидчивости. [8, с. 240]

Нагрузки на нервную систему увеличиваются. Высокая психическая активность и эмоциональные перегрузки вызывают срыв нервной системы, организм человека испытывает стресс. Это проявляется в несдержанности, раздражительности, беспокойстве, торопливости. Такое состояние часто является причиной возникновения конфликтов. Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор. У людей разные интересы, представления, роли, эмоции, потребности, ценности и жизненный опыт. При возникновении какой –то проблемы каждый видит ее по своему и предлагает свое решение. Разные мнения порождают конфликты.

Поэтому так важно научиться мирному решению спорных вопросов, умению избегать конфликтов. Для предупреждения конфликтов необходимо осознать доброжелательную обстановку, уметь выслушать других, быть уступчивым.

Для сохранения здорового организма нужно развивать силу воли, сдержанность, умение управлять своими эмоциями, избегать конфликтов. Этому поможет чувство юмора, которое положительно влияет на здоровье человека. Есть старая поговорка: «Если ты смеёшься, то весь мир смеется с тобой; если ты плачешь, то плачешь один». [6, с. 479].

Смех нормализует душевное состояние. Хорошему настроению сопутствуют чувство радости, покоя и доброты. Люди, которые любят шутку и смех, не только реже болеют, но и быстрее поправляются после болезни. Чаще улыбайся! Улыбка поднимает настроение тебе и окружающим.

 

Литература

1. Волчкова В.И. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе //Высшее образование в России, 2009. № 1. С. 167-170.

2. Денисова Е. В., Наумова Т. В. Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации // Молодой ученый. — 2017. — №15. — URL https://moluch.ru/archive/149/42218/

3. Коллинз Р. Теория конфликта в современной макроисторической социологии //Философская и социологическая мысль. - 1993. - №6; Крисберг Л. Миро-созидание, миро-сохранение и разрешение конфликтов //Социологические исследования. - 1990. - № 11;

4. Панфилова А.П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 240 с.

5. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат в коллективе. Пути и методы изучения. М.: Феникс, 2006. 344 с.

6. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004.

7. Трофимов Г.Д. Разрешение конфликтов в трудовых коллективах. М.: Лаборатория книги, 2010. 190 с.

8. Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Общая конфликтология // Учебник для бакалавров. М.: ИТК Дашков и К, 2015.

9. Интернет-ресурсы: http://www.dslib.net/sociologia-upravlenia/upravlenie-konfliktami-v-sisteme-obrazovanija.html



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему:…

Конспект НОД по физической культуре в старшей группе на тему: «Космическое путешествие» Цель: создание условий для развития физических качеств, накопления двигательного...

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД»

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 – 7 лет) Цель: сформировать у детей устойчивые знания и...

Проект «Чудесница вода»

Проект «Чудесница вода» Тип проекта: познавательно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Актуальность: В настоящее время перед...

Читайте также

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры»…

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры», по мотивам хохломской росписи

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд»

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд» Пояснительная записка. В последнее время все большее значение отводится активным формам и средствам образования...

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Царевна лягушка»…

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Царевна лягушка» в старшей группе Цель: Обогащение словарного запаса. Задачи: - Формировать умение правильно употреблять в речи слова...