Экологическое воспитание через Художественно-эстетическое развитие детей в ДОУ

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно в детском возрасте усвоение основ экологических знаний с использованием различных видов художественно-эстетической деятельности наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое, что стимулируется и подкрепляется художественно-эстетическими средствами.

Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника, либо очарованием или мощью и величием разнообразных погодных явлений, то вырастут люди с обедненной душой.

Экологическое воспитание – сложный, кропотливый процесс в ходе которого дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Среди которых большое место занимают: рисование, лепка, конструирование, чтение художественной литературы, музыка.

Цель и задачи

Художественное творчество, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия по художественному творчеству являются важной составляющей формирования экологической культуры дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Знания о природных явлениях, получаемые на прогулках экскурсиях углубляются и дополняются на художественно-эстетических занятиях. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений. (Экскурсии.)

На занятиях по изо-экологии способствуют расширению представлений детей о природе, свойствах материалов. Занятия по изо-экологии включают в себя – флористику, конструирование из природного материала, аппликацию из природного материала. На занятиях дети не только работают с природным материалом, но и получают достоверную информацию о природных объектах. Проводятся беседы и по защите леса от пожаров, мусора. Как вести себя в лесу, за тем все это дети отражают в рисунках. (Рисунки.) Общение с природным материалом развивает ребёнка: деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им; воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность; знакомит с важнейшим принципом «не навреди!» (так как учит брать для работы с природным материалом для поделок- листья, желуди лежащие на земле, мох на поваленном дереве); помогает осмыслить роль человека в сохранении природы. (Тундра.)

Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое, в жизни, искусстве, литературе. Именно эти психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют сделать процесс экологического воспитания с использованием художественно-эстетических средств эффективным и действенным. Детей привлекают легкие шуточные стихи и песни о временах года, рассказы при чтении художественной литературы. (Ч,Х,Л.) Загадки, пословицы, поговорки, попевки, потешки, прибаутки, отражающие различные природные явления.

(МУЗЕЙ)Так же эффективность работы по Худ-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями: Музеями, библиотекой. В которых проводятся тематические недели по экологии: различные выставки и развлечения, которые мы посещаем с детьми.

Экологическое воспитание детей в процессе занятий по «Музыке» Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира. Дети очень остро чувствуют прекрасное, и тянутся к нему. Тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. (Музыка.)

Дети с удовольствием слушают музыкальные произведения как на музыкальных занятиях так и в группе: потешки, песенки-прибаутки, подражают в песенках крику животных и пению птиц. В песнях и сюжетах несложных танцев всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления “Пляска с листочками”, «Весенний ручей» “Дождик” и др. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведением.

Таким образом, главная роль в процессе формирования экологической культуры через художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста отводится педагогам. Педагог должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны пробудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, расположение в пространстве и многое другое, которые несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему.

Заключение. Дети слушают художественную литературу, поют, рисуют, прислушиваясь к словам взрослых, размышляют и задумываются о добром отношении ко всему живому вокруг. А забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие к миру вокруг - это и есть охрана природы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие». Тема: «Карабас…

Конспект занятия. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Карабас Барабас ищет работу» (Группа общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет) Пояснительная записка В...

Интегрированное занятие второй группы раннего возраста. Тема: «Путешествие в…

Интегрированное занятие второй группы раннего возраста Тема: «Путешествие в весенний лес!» Цель: Уточнить знания детей о весенних явлениях природы и расширить представления...

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками)…

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками). Тема: «Обезьяна» Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет). Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция...

Читайте также

Конспект НОД в группе раннего возраста по теме: «Домашние птицы»…

Конспект НОД в группе раннего возраста по теме: «Домашние птицы»«Экскурсия на птичий двор» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература». Цель:...

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников (Элементы программ «Умники и умницы», системы интеллектуального развития А.З. Зака, программы развития «Одаренный ребенок»)

Картотека STEM-образование в дошкольном учреждении. Экспериментальная деятельность

Картотека STEM-образование в дошкольном учреждении. Экспериментальная деятельность Опыты с шариками Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Тёплый воздух надувает шарик» Цели: формировать у детей интерес...