Организация игровой развивающей среды в разных возрастных группах

Введение

Актуальность курсовой работы заключается в том, что игровая развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования, и проблема воспитателя состоит в том, чтобы правильно подобрать соответствующие методики для организации этой среды и введения дошкольника в эту среду. Она должна соответствовать реализации всех компонентов образования и воспитания детей, соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС).

В отечественной педагогике и психологии в настоящее время накоплен достаточно большой опыт воспитания и обучения дошкольников основываясь созданием развивающей среды в детском саду, благодаря работам зарубежных и отечественных педагогов (В.И.Андреев, В.И. Гинецинский, Г.Г.Григорьева, Э.Н.Гусинский, П.Ф.Каптерев, М.Монтессори, Л.И.Новикова, С.Л.Новоселова, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и другие) и психологов (Р.Баркер, Дж.Гилфорд, А.В.Запорожец, К.Левин, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина и другие). Особенностью всех этих исследований является усиливающееся внимание к построению предметно-развивающей среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

Игра является ведущим видом их деятельности. Хорошо построенная игровая деятельность детей дошкольного возраста важна для развития психики, физического развития и овладения социальным опытом. Возможна организация такой среды, направленной на "гармонизацию всех ее компонентов, которая будет влиять на развитие личности дошкольника. При этом окружающая среда, должна быть с правильной организацией и умело включать ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром. Такое условие эффективности педагогического процесса, что среда, в которой существует ребенок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях враждебной. Окружающий ребенка старшего дошкольного возраста мир

предметов должен заинтересовать, дать желание преобразовывать и усовершенствовать. Особо важны условия для развития личности, творчества и самостоятельности. Необходимо дать каждому ребенку возможность заниматься любимым делом.

При организации игровой среды в групповом помещении необходимо учитывать всё для становления основных характеристик личности малыша, способствовать развитию его навыков и интересов.

Игровая развивающая среда должна меняться в зависимости от возраста воспитанников, сроков обучения и использованной программы. На практике выявляется однообразие предметно-развивающей среды и недостаточность её содержания. Наблюдается отсутствие средств, позволяющих детям самосовершенствоваться, в освоении познавательно-игровой деятельности мало объектов, заинтересовывающих дошкольников (занимательный интеллектуальный материал материалы для игр - экспериментирования, и т.п.). Всё это тормозит развитие мотиваций для взаимодействия дошкольников и не дает возможности реализовать всю суть предметно-развивающей среды как основного фактора развития познавательных интересов. Отмечается противоречие от недостаточного использования в предметно-развивающей среде в дошкольном учреждении и насущной необходимостью развития игровой деятельности дошкольников при изучении психолого-педагогической литературы.

Цель работы:

- теоретическое исследование проблемы организации игровой среды в группах дошкольной образовательной организации (далее ДОО).

Задачи:

1. Изучить педагогическую литературу по проблеме организации игровой среды в группах ДОО.

2. Проанализировать сущность игровой развивающей среды в ДОО и основные принципы ее организации.

3. Разработать рекомендации, направленные на построение игровой развивающей среды в группе раннего дошкольного возраста.

Объект исследования: развивающая среда в разных возрастных группах.

Предмет исследования: игровая деятельность детей раннего возраста.

Методологическая база исследования: ГБОУ ООШ №6 структурное подразделение «Детский сад «Бабочка», группа раннего возраста «Ромашка».

Методы исследования: изучение литературы, проведение анализа игровой развивающей среды в СП «Детский сад «Бабочка».

 

Глава 1. Теоретический анализ о роли игровой среды в воспитании детей дошкольного возраста

1.1. Исследование характеристики игровой развивающей среды в разных возрастных группах

Познавательная активность дошкольников имеет разные проблемы развития – важная в детской психологии, непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности является активность её самостоятельности и инициативности. На современном этапе надо давать детям возможность познать действительность, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, что и было в обычной системе умственного воспитания. Развивающая игровая среда детства должна быть построена по принципам обогащенности и наукоемкости, иметь в своем арсенале природные и социальные средства с возможностью разнообразить деятельности ребенка (С.Л.Новоселова, Л.И.Новикова). Среда помогает ребенку брать из нее информацию, нужную для постановки и решения задач различной деятельности и моменты для творческого духовного развития.

Для дошкольника "игра - единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком". Для взрослого - "единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым". [2. с.18] Родители покупают игрушки, поощряют их самостоятельные игры, знают, что дети любят играть. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Многие думают, что игра необходима для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения ребенка от шалостей, капризов. Игра, по их мнению, заполняет его свободное время, чтобы был при деле. Постоянно играя с детьми, родители наблюдают за игрой, они ценят её, как одно из значимых средств воспитания.

Вопрос организации игровой развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Понятие игровая развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что, благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Игровая развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 – рабочая,

2 – активная,

3 – спокойная.

Активный сектор, занимающий самую большую площадь в группе, включает в себя: центр игры, центр двигательной деятельности, центр конструирования, центр музыкально-театрализованной деятельности.

Спокойный сектор содержит в себе: центр книги, центр отдыха, центр природы. Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной деятельности: - центр познавательной и исследовательской деятельности;

- центр продуктивной и творческой деятельности;

- центр правильной речи и моторики.

Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие технике чтения, изучения математики (печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу).

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная игровая развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна включать: организацию и транспортируемость образовательного пространства, полифункциональность материалов, вариативность, доступность и безопасность.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Транспортируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования, различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

- наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает:

- наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

По мнению А.В. Запорожца, игровая среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации игровой развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.

При организации игровой развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

На четвёртом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Не менее важным условием является многофункциональность игровой развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные центры для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей в групповых помещениях, должны отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.

При организации игровой пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОО. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: организующей, воспитательной, развивающей.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Создавая игровую развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Игровая развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Игровая развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников и реализуемой педагогами программы. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.

Таким образом, создавая игровую развивающую среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

1.2. Анализ игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста

Игровая развивающая среда представляет собой систему натуральных элементов деятельности малыша, единство социума и вещественных средств обеспечения разнообразной детской деятельности. Многообразие игрушек не является главным условием развития детей. Для успешной предметно-пространственной среды в детском саду необходима работа педагогов ДОО. Нужно уделять внимание развивающему характеру среды (Л.И.Новикова, А.В.Запорожец), создавая "среду обитания" для воспитанников. Мир многообразия предметов должен способствовать удовлетворению потребности воспитанника в активном и разноплановом действии. Благодаря предметно-развивающей среде можно включить в активную познавательную деятельность всех детей группы, необходимо расширить опыт эмоционально-практического взаимодействия воспитанника со сверстниками и педагогом. Благодаря среде дети воплощают свои способности, дается стимул развития самостоятельности, проявления инициативы.

Предметно-игровая среда имеет в своем составе:

- игровое поле больших размеров организующее;

- оборудование для игры;

- широкий ассортимент игрушек;

- разноплановая игровая атрибутика;

Материалы для игры. Весь набор игровых средств расположен обычно не в закрытом абстрактном игровом пространстве. Он находится в группе, зале для игр, на веранде озелененного участка детского сада. При создании развивающей среды группы, необходимо, чтобы вокруг ребенка была комфортная и эстетичная обстановка. Надо придавать значение эстетике уголка - красота формирует малыша. Хорошо и красиво оформленный уголок должен быть привлекательным для детей и побуждать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо воспитывать бережное отношение к игрушкам, пытаться учить детей поддерживать порядок в уголке. Игрушка занимает важное место в предметной среде ребенка (Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, В.С.Мухина). Она может быть соучастником, партнером, другом в игровой деятельности. Борьбу с неуверенностью, стеснительностью, создать эмоциональную устойчивость и саморегуляцию позволяет провести куклотерапия. Игра и игрушка – неразделимое понятие. Игрушка побуждает к развитию игры, а игра, расширяясь, требует многообразия игрушек. Игрушка выступает для воспитанника своеобразным обобщенным эталоном окружающей среды в познавательном отношении. Игрушки все должны отвечать определенным педагогическим требованиям, хотя по сути они могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию. Игрушка должна соответствовать разным видам игр. Главное правило соответствовать возрасту. Ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки в зависимости от возраста: технические, сюжетные, игрушки-забавы игрушки-орудия труда, театральные, спортивные, музыкальные. Игрушки, которые позволяют ярко выделить специфические функции настоящих предметов, необходимы для развития активности и самостоятельности. Размер игрушек должен соответствовать размерам руки ребенка (ложка, утюг, тарелка, молоток, телефон и т.п.), соответствовать его росту (кукольная мебель, машины, домики, коляски и т.п.), игрушки-партнеры (в виде зверей, птиц, куклы, мишки и т.д.). Создание для каждого воспитанника разностороннюю развивающую среду - важная задача воспитателя с целью дать ему повод проявить себя.

Все групповое пространство поделено на центры. Они в доступности для детей: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать где находятся бумага, природный материал, краски, карандаши, костюмы и принадлежности для игр-инсценировок. Можно организовать в группе центр уединения - за ширмой, здесь воспитанник может просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива или полистать любимую книжку. Этим простым способом ребенок получает создание "своего" личного пространства. В группах необходим специальный игровой уголок, оборудованный по отдельным игровым зонам: "больница", "кинотеатр", "автобус", "столовая", "спальня", "вокзал", "почта". Строительный материал должен располагаться в отдельных нижних ящиках, которым дети во время игры с удовольствием пользуются. В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры "почта": штемпели, бланки, ручки, печати, посылки, письма, квитанции, почтовый ящик. В уголке по художественной деятельности - книжный уголок - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки, портреты писателей и поэтов. Уголок настольных и дидактических игр должен быть в каждой группе. Игровое оборудование и материал для творческой деятельности в основном должен быть сделан руками воспитателей. Каждый ребенок должен иметь возможность заниматься любимым делом. Именно с такой целью должна быть организована предметно-игровая среда групп детского сада. Необходимо в предметно-пространственную среду каждой группы включать естественные, природные объекты. Это центры природы в группах, где воспитанники ухаживают за растениями. В группах для проведения элементарных опытов, экспериментов необходимо оборудовать центры экспериментирования. Ведение календаря погоды дает детям возможность обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы.

Таким образом, особая роль в развитии детей принадлежит игре. По мнению Ушинского, игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции. [5. 8] Она занимает огромное место в мире физического, эстетического, нравственного, трудового воспитания дошкольников. Созданная игровая развивающая среда побуждает детей к чувству радости, эмоционально положительному отношению к детскому саду, желанию посещать его, увеличивает новыми впечатлениями и знаниями, способствует активной творческой деятельности, положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

 

Глава 2. Практическое применение игровой деятельности в ДОО

2.1. Использование различных методик для проведения игровой деятельности в разных возрастных группах

В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески. У ребенка формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека. Полуторагодовалый - двухлетний малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком действует совершенно иначе, чем шести -восьмимесячный ребенок, т. е. активность ребенка более старшего возраста с этими предметами носит характер, соответствующий их общекультурному назначению [5, с. 97].

Представление о большинстве предметов домашнего обихода, способах их использования дети усваивают на втором году жизни. Возникающая на этой основе предметная деятельность постепенно заменяет собой естественные, природой и устройством организма обусловленные движения ребенка. К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере, в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется.

В отличие от младенца ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Если младенец, получив их в руки, просто начинает манипулировать ими, то ребенок двух-трех лет, прежде всего, приступает к детальному и внимательному изучению и только после этого обращается к использованию вещи в своей практической деятельности. Ребенок раннего возраста сначала должен выяснить функциональное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос «что это?», рассчитывая в ответ получить как раз такую информацию.

С первого полугодия второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Куклу малыш укладывает спать, кормит ее, водит на прогулку, везет машину, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т. д. Около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению. Благодаря совершенствованию символической функции дети не только используют в игре предметы по их прямому назначению, но подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентацией на его физические качества и свойства [10, с. 113].

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая, игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируют ими, но, конструируя, строят из них что-либо новое. Появляются первые попытки обращения к изобразительной деятельности в форме рисования на бумаге.

На втором и третьем годах жизни развитие символического действия проявляется в том, что рисунки детей становятся более сложными. Сначала дети изображают каракули, которые могут представлять все что угодно: кошку, собаку или человека, любой другой знакомый ребенку объект. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже больше сходства с изображаемым объектом. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее - с формированием у ребенка определенных личностных качеств.

Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра-исследование, игра-конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка, определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии [10, с. 114].

Непосредственное взаимодействие между детьми на первом году жизни практически не наблюдается. Десятимесячные младенцы относятся друг к другу как к живым игрушкам: что-то лепечут, проявляя живой интерес, дергают за волосы, трогают пальцами глаза и т. п. В возрасте около 18--20 месяцев у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста, дети стремятся больше играть друг с другом. Однако двухлетние дети еще не в состоянии играть вместе в игры с правилами.

Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. Ее возникновение в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств. Во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми-детьми и взрослыми в игре [17, с. 62].

В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях [17, с. 63].

В раннем возрасте у ребенка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности. Связанные с этим действия мы называем произвольными по той причине, что они возникают не под воздействием каких-либо внешних стимулов в форме реакции на них, а вследствие некоторого внутреннего замысла, который руководит действиями и движениями ребенка вне зависимости от внешних обстоятельств, в которых они разворачиваются. Произвольные действия - это целенаправленные действия, так как они регулируются определенной целью. Вначале целенаправленные действия детей раннего возраста бывают неустойчивыми. Начав их выполнять с определенной целью, ребенок довольно скоро теряет ее из поля зрения, отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных внешних обстоятельств.

Рассмотрим развитие подражания как механизма учения в раннем возрасте, так как через механизм подражания детям передаются формы поведения родителей, и дети лучше усваивают личностные качества, свойственные, взрослым. Годовалый ребенок вполне может подражать увиденному и услышанному: жестам, звукам, различным движениям. В начале второго года жизни возникает способность детей к отсроченному подражанию: они могут повторять то, что видели некоторое время назад.

С наибольшей готовностью вначале дети воспроизводят движения, затем появляется подражание действиям, связанным с общением людей. Объектами для подражания первоначально являются живые люди, затем - люди, представленные в фильмах, в книгах, в рассказах. Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка. Когда он умело и забавно подражает кому-либо, взрослые обычно улыбаются и тем самым эмоционально подкрепляют действия ребенка, хвалят его. Это развивает у ребенка склонность к усвоению нового через подражание, влияет на выбор им форм подражательного поведения.

На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формирования у детей ролевого поведения через подражание. Ребенок начинает больше подражать взрослому одного с ним пола, причем своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым.

В трехлетнем возрасте подражание другим уже мотивировано. Подражание зависит от степени уверенности ребенка в том, справляется ли он с соответствующей задачей. Дети обычно не имитируют легко или трудновоспроизводимые действия и сильно огорчаются, если подражание не удалось [10, с. 116].

Таким образом, действия и способы обращения ребенка раннего возраста с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека. У детей возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая, игра. Большое значение в развитии ребёнка имеют предметные игры-подражания.

 

Заключение

Познавательное развитие - это развитие всех психических процессов. Важнейшим показателем развития ребенка - дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения. Главную, определяющую роль в познавательном развитии ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Условиями освоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым в предметно-развивающей образовательной среде.

Психолого-педагогические основы развивающего образования и основы организации развивающей среды, применительно к дошкольной ступени, освещены в трудах отечественных ученых двадцатого столетия: Н.А. Ветлугиной, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Н.Н. Поддякова, С.Л. Рубинштейна, Л.П. Стрелковой, Д.Б. Эльконина и др.

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация игровой развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда - это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта [6].

Игровая развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать особый, неповторимый колорит. С учетом всех приведенных требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях.

Таким образом, при учете принципов построения игровой развивающей среды будут созданы комфортные, благоприятные условия для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающие разные виды его активности, а благодаря повышению уровня профессионального мастерства педагогов и их творческий активности, пространство ДОО и групп будет иметь неповторимый облик и восприниматься как особый мир культурной, эстетической и оздоровительной деятельности детей, педагогов и родителей.

В ходе проводимой работы мы рассматривали игровую пространственную образовательную среду в познавательном развитии дошкольника. Мы предполагали, что организованная в соответствии с требованиями ФГОС ДО игровая развивающая образовательная среда будет способствовать познавательному развитию дошкольников.

Целью нашей работы было: изучить особенности организации игровой развивающей среды в развитии дошкольника.

В процессе проводимого исследования нами были проанализированы проблемы познавательного развития дошкольников в психолого-педагогической литературе, было раскрыто понятие «игровая развивающая образовательная среда» в ДОО и особенности организации игровой развивающей среды в познавательном развитии дошкольника.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Таким образом, организованная в соответствии с ФГОС ДО игровая развивающая среда будет способствовать познавательному развитию дошкольников. Следовательно, предложенная нами гипотеза в начале исследования, доказана.

Можно сделать выводы, что окружающая среда, играющая особую роль в развитии ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. При создании игровой развивающей, пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т. е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У ребенка появится чувство уверенности, к нему придет возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.

Вышесказанное позволяет понять, почему профессионально грамотно должен решаться вопрос организации игровой пространственной среды в ДОО. И можно согласиться с мнением педагогов-практиков, что в основе его решения лежит творческая интерпретация, т.е. идея, цель, которой руководствуется коллектив сотрудников данной группы и детского сада в целом.

 

Список литературы.

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. - № 5. - 2009.

2.Ашиков В.Дошкольное воспитание в новом веке// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 1.- С.8-11.

3. Абузярова Л. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - № 6. - 2004.

4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - №4. - 2007. С. 37-42.

5. Абульханова-Славская К.Я. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 2008. - 335с.

6. Аванесова В. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. - М.: Просвещение, 1979. - 176 с.

7. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Наука, 2008. - 208с.

8. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. - 2007. - №5. - С.36-41.

9.Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды в 2-х т. - М.: Просвещение, 2007. - Т. 2. - 287

10. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В.Запорожца и В.В.Давыдова. - М.: Просвещение, 2007. - 445 с.

11. Афанасьев Ю.Н., Строгалов А.С., Шеховцов С.Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде. - М.: РГПУ, 1999. - 55с.

12. Бирюков Б.В. и др. Моделирование // БСЭ. 3-е изд. - М.: Наука, 2006. - С. 393-395.

13. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: ЭКСМО, 2007. - 464с.

14. Бочарова В.Г. Социальная макросреда как фактор формирования личности школьника. - М.: АсТ, 2006. - 401 с.

15. Бродский Ю.С. Педагогизации среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (организационно-технологический аспект): Дисс. канд. пед. наук Екатеринбург, 2007. - 212 с.

16. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образовательной политики // Педагогика. - 2009.- № 5.- С. 21-25.

17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 2006. - 192 с.

18. [Электронный ресурс] edu35.ru/uchitelyam/639-fgos-s-izmeneniymi-дата обращения 10.01.2018.

19. Гогоберидзе А.Г. Вербенец А.М Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - №4. - 2010. С. 64.

20. Годовикова Д.Б. Форма общения с взрослым и познавательная активность дошкольника // Проблемы возрастной психологии. - М.: Просвещение, 2008. - 321 с.

21. Годовикова Д.Б. Как измерить детскую любознательность // Семья и школа. - 2009. - № 10. С. 24-26.

22. Доронова Т. Об эстетике оформления групповых помещений // Ребенок в детском саду. - №1. - 2008.

23. Короткова Н. Предметная развивающая среда // Ребенок в детском саду. - № 6. - 2008.

24. Настольная книга старшего воспитателя/авт.-сост. Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович- Волгоград: Учитель,2015-153с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованная игра «Веселая мышка»

Театрализованная игра «Веселая мышка» Аннотация: Речевая игра «Веселая мышка» может быть использована при работе с детьми второго раннего возраста. Посредством игры у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние…

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние птицы» Цели: развитие интонационной выразительности речи детей. Образовательные: Закреплять знания детей о голосах домашних...

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!»

Сценарий мероприятия по социокультурным истокам «Наши добрые, старые сказки!» (Для детей средней группы) Люди перестают мыслить, когда перестают читать.Д.Дидро. Цель: Расширить представление родителей...

Читайте также

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего…

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего возраста Тема: «Разноцветные шары» Образовательная область: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие. Цель:...

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала)…

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала) Дидактическая игра «Гусеница» Цель: Развитие мелкой моторики, способствовать пассивному массажу пальцев рук, закрепление основных цветов. Дидактические...

Проект профориентация «Пожарные – МЧС»

Проект профориентация «Пожарные – МЧС»