Выступление на педсовет «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

1. Актуальность

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Наша дошкольная организация, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. И мы хорошо понимаем, что развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.
Целью моей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.

Свою деятельность я строю в соответствии с моделью организации работы по формированию представлений и навыков здорового образа жизни.
Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашей группе реализуется через все виды деятельности детей. Она проводится в системе, согласно Образовательной программе ДОУ, включающей в себя работу по оздоровлению детей через образовательную организацию детских видов деятельности, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.

Организация образовательной деятельности через виды детской деятельности по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

2. Целеполагающая стратегия здоровьесберегающих технологий

1

Работа по физическому воспитанию в нашем детском саду строится на основе диагностики, которую проводят педагогические работники с участием медицинских работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях.
Медико-педагогический контроль над организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель.

В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей:

"Физическое здоровье – это важно!" с целью охраны и укрепления здоровья детей. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с родителями.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Постоянно обновляется оборудование для физкультурного зала, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в нашей группе создан центр развития движений, который учитывает возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии - используются различные дорожки, косички, змейки. Для «подлезания» - дуги. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дня. Поэтому важным, на мой взгляд, было создание в группе уголков уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Также для решения этой проблемы в детском саду работает педагог-психолог. Он проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями.

Для формирования у детей основ безопасности в ситуациях дорожного движения ежедневно проводятся «Минутки безопасности».

Также мною разработан план «5- минутки Безопасности» и используются конспекты занятий по правилам безопасности (приложение).

Основная цель, которую я ставила перед собой - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. В своей работе я руководствовалась разработанными педагогическим коллективом ДОУ, принципами организации деятельности.

3. Принципы организации деятельности в ДОУ по работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

2

4. В процессе своей деятельности я стремилась решить следующие задачи:

4

5. Эффективные формы взаимодействия в работе с детьми:

4

На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.

Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в нашей группе включает в себя:
1. Создание системы двигательной активности:

5

2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
3. Летняя оздоровительная работа.
Медицинская сестра нашего детского сада организует лечебно-оздоровительную работу, следит за рациональным питанием и вместе с нами (воспитателями) и инструктором по физкультуре и проводит диагностику уровня физического развития.

В нашем детском саду стараются выполнять принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи. Широко используются в ежедневном меню продукты, содержащие микроэлементы (йодированные молоко и соль), витамины и растительную клетчатку, способствующие правильному функционированию процессов пищеварения, селедочные закуски для стимулирования аппетита у детей. Такой подход к детскому питанию позволяет добиваться хорошей прибавки в весе у детей, улучшения их физического развития, повышения иммунологической защиты детского организма.

6. Организация двигательного режима в детском саду

Направления и мероприятия График проведения Длительность, мин
1 Утренняя гимнастика 8.15-8.30 10-15
2 Профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, профилактика нарушений осанки, плоскостопия, зрения) В течение дня 5-7
3 Образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю 15-30
4 Динамический час 1 раз в неделю 15-30
5 Физкультминутка Во время занятий 3-5
6 Подвижные игры, физические упражнения на прогулках и самостоятельная двигательная деятельность детей Во время прогулок Не менее
2-х час.
7 Самостоятельные игры в помещении с элементами двигательной активности. Использование пособий физкультурного уголка В свободное время 30-40
8 Физкультурный досуг Один раз в месяц 20-40
9 Соревнования, эстафеты По плану 30-40
10 Спортивные праздники По плану 30-60
11 Кружок 1 раз в неделю 25-30
12 Экскурсии По плану 60-90
13 Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:
День здоровья
«Папа, мама, я – спортивная семья»
День открытых дверей
Массовые мероприятия
По плану 30-60
14 Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно 12-15

Организованной формой в этом двигательном режиме являются организация образовательной деятельности по физической культуре. При проведении образовательной деятельности по физической культуре инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Процесс обучения носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

Цели и задачи по работе с родителями воспитанников:

Цель:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

  • Сохранение условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями по охране и укреплению здоровья воспитанников.
  • Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
  • Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Предполагаемый результат:

  • Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
  • Повышение педагогической грамотности родителей по здоровьесбережению детей дошкольного возраста.
  • Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей, педагогов.
  • Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

В своей работе с родителями воспитанников использую разнообразные формы с целью создания единого образовательного пространства по охране и укреплению здоровья воспитанников.

Активные формы и методы работы с родителями:

  • Анкетирование.
  • Родительские собрания:
  • Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  • Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.
  • Консультации для родителей:
  • Не болей, малыш!
  • Правила безопасности для детей младшей группы.
  • Здоровый образ жизни.
  • Правила безопасности для детей средней группы.
  • Растить детей крепкими и закалёнными.
  • Острые детские инфекции. Профилактика.
  • Туберкулез – одна из самых распространённых инфекций в мире.
  • Выставки детских работ, изготовленные совместно с родителями
  • «Папа, мама, я – спортивная семья».
  • «Здоровье – наше богатство».
  • «Моя улица».
  • «Внимание, улица!
  • Дни открытых дверей.
  • Участие родителей в подготовке и проведение праздников.
  • Совместное создание предметно-развивающей среды.
  • Работа с родительским комитетом.
  • Беседы с детьми и родителями:
  • «Как правильно одеваться?»
  • «Правила чистки зубов».
  • «Режим дня в выходные дни».
  • Оформление родительского уголка.

Наглядно – информационное направление:

  • Родительские уголки.
  • Памятки для родителей:
  • Профилактика близорукости.
  • Режим в выходные и праздничные дни.
  • Фотовыставки:
  • «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
  • «Улица, по которой я хожу».
  • «Папа, мама, я – дружная семья!»

Формы работы через родительские уголки являются традиционной, в нем мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях, и ответственности по охране и укреплению здоровья детей…

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

10. Заключение

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Применение в работе ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровье воспитанников, при создании условий для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ.

Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, мною будут внесены необходимые поправки, в интенсивность технологических воздействий – будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребёнку, будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей воспитанников.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...

Вред интернета для детей

Вред интернета для детей Современный мир уже невозможно представить без интернета, знакомство со всемирной сетью у многих начинается с достаточно раннего...

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...

Читайте также

Лепбук «Наш театр»

Лепбук «Наш театр» У детей всегда поднимается настроение, когда они смотрят кукольный театр в детском саду. Наибольший восторг у них вызывает...

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава…

Сценарий праздника, посвященного 23 февраля для детей подготовительной группы «Слава Армии родной» Цели и задачи: Формировать представления детей о государственном празднике –...

Конспект ООД по изодеятельности во второй младшей группе «Таблетки для…

Конспект ООД по изодеятельности во второй младшей группе «Таблетки для куклы» Цель: закрепить умение рисовать предметы круглой формы. Задачи: Закреплять умения правильно держать кисточку, рисовать...