Формирование готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является возрастом для серьезной подготовки детей к обучению грамоте. Проблема готовности ребенка к овладению грамотой – одно из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
У достаточно большого количества воспитанников дошкольных образовательных учреждений во время поступления в школу трудности проявляются уже в период обучения грамоте. Поэтому еще до поступления в школу надо уделять достаточно большое внимание формированию готовности детей к успешному освоению грамоты, освоению первоначальным навыкам чтения и письма.
Грамота – умение читать и писать (М.Р. Львов). Овладение грамотой – первое условие дальнейшего обучения в школе [1].
Понятие готовности к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы [2].
В своей практике мы активно проводим работу по формированию готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста, которая включает следующие направления:
1 направление – формирование вербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников.
2 направление – формирование невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников.
В таблице 1 и 2 представлено содержание работы по формированию вербального и невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников, реализуемое нами в условиях дошкольной образовательной организации.
Таблица 1
Формирование вербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников
Направления | Содержание работы |
Формирование фонематического восприятия | «Узнавание неречевых звуков» «Различение слов, близких по звуковому составу» «Воспроизведение и дифференциация слогов» «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения» |
Формирование звуковой культуры речи | «Рыбалка». «Веселый урожай» «Украсим ёлочку», наряжая её, игрушками (например, со звуком С). Кто быстрее поможет Буратино подняться на гору «Петух и петушки» «Звуковые домики» Повторите с ребенком скороговорку Чистоговорки |
Формирование словарного запаса | Развитие ассоциаций. Классификация предметов по картинкам. «Найди лишний предмет». «Лишнее» слово среди глаголов: «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии). Трамвай, водитель, троллейбус. «Назови части». |
Формирование грамматического строя речи | «Один-много» «Назови ласково» «Какой, какая, какие» Игра «Чей хвост?» |
Формирование связной речи | - Составление предложений по двум предметным картинкам; -Восстановление различного рода деформированных предложений; - Составление предложений по «живым картинкам» (по предметным картинкам, вырезанным по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе. -Составить рассказ-описание любимой игрушки или игрушки, которую хочешь получить в день рождения. - Пересказать короткий текст. |
Таблица 2
Формирование невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников
Направления | Содержание работы |
Формирование двигательной сферы | Праксис позы – кисти руки Динамический праксис Конструктивный праксис Оральный праксис: |
Формирование зрительного восприятия | «Разрезаные картинки» «Контуры» «Дорисуй-ка» «Точечный рисунок» |
Формирование акустического гнозиса | «Кто, что услышит» «Помоги игрушкам» «Дождь» «Кто рассказывает» |
Формирование слухоречевой памяти | «Магазин» «Пары слов». «Восстанови пропущенное слово». «Рыба, птица, зверь». «Повтори и продолжи». |
Формирование зрительно-предметной памяти | «Назови предметы по их контурам». Нарисуй их по памяти в рамках справа, раскрась. «Найди знакомые геометрические фигуры». «Игры – головоломки» «Запомни картинки» «Какие буквы изменили своё место». |
Формирование процессов внимания | «Птица – не птица». «Запрещенное движение» «Пожалуйста» «Топ – хлоп» Упражнение «Не ошибись» |
Приведем примеры некоторых игр.
«Узнавание неречевых звуков». Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока учащийся не уловит характер звука.
«Рыбалка». В аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими «рыбками».
«Найди лишний предмет». Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.
«Назови предметы по их контурам». Задание: рассмотри и запомни рисунки. Нарисуй их по памяти в рамках справа, раскрась.
Упражнение «Не ошибись»: взрослый произносит какие-либо слова, ребенок должен, например, хлопнуть в ладоши, если услышит название транспорта (одежды, инструмента и т.д.), если услышит слово с определенным звуком и т.д.
Таким образом, формирование готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста включает два направления: формирование вербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников, формирование невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников. Важным аспектом выступает методически правильный подбор игровых упражнений и заданий по формированию готовности к обучению грамоте детей, учитывая выделенные направления, а также особенности детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
- Львов М.Р. Основы теории речи. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 154 с
- Триггер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. – Смоленск, 2000. – 80 с.
Читайте также |
---|
Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»
Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...
Проект: «Динозавры»
Проект: «Динозавры»
Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку»
Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку» Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 14 марта – 26 марта. Тип – социальный, игровой. Участники проекта:...