Формирование готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст является возрастом для серьезной подготовки детей к обучению грамоте. Проблема готовности ребенка к овладению грамотой – одно из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

У достаточно большого количества воспитанников дошкольных образовательных учреждений во время поступления в школу трудности проявляются уже в период обучения грамоте. Поэтому еще до поступления в школу надо уделять достаточно большое внимание формированию готовности детей к успешному освоению грамоты, освоению первоначальным навыкам чтения и письма.

Грамота – умение читать и писать (М.Р. Львов). Овладение грамотой – первое условие дальнейшего обучения в школе [1]. 

Понятие готовности к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы [2].

В своей практике мы активно проводим работу по формированию готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста, которая включает следующие направления:

1 направление – формирование вербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников. 

2 направление – формирование невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников. 

В таблице 1 и 2 представлено содержание работы по формированию вербального и невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников, реализуемое нами в условиях дошкольной образовательной организации. 

Таблица 1 

Формирование вербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников

Направления  Содержание работы 
Формирование фонематического восприятия   «Узнавание неречевых звуков» 
 «Различение слов, близких по звуковому составу» 
«Воспроизведение и дифференциация слогов» 
 «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения» 
Формирование звуковой культуры речи   «Рыбалка».
 «Веселый урожай»
 «Украсим ёлочку», наряжая её, игрушками (например, со звуком С). 
Кто быстрее поможет Буратино подняться на гору «Петух и петушки» 
 «Звуковые домики»
Повторите с ребенком скороговорку 
Чистоговорки 
Формирование словарного запаса  Развитие ассоциаций. 
Классификация предметов по картинкам. 
«Найди лишний предмет». 
«Лишнее» слово среди глаголов: 
«Пара к паре» (подобрать слова по аналогии). 
Трамвай, водитель, троллейбус. 
«Назови части». 
Формирование грамматического строя речи   «Один-много» 
 «Назови ласково» 
 «Какой, какая, какие» 
Игра «Чей хвост?»
Формирование связной речи  - Составление предложений по двум предметным картинкам; 
-Восстановление различного рода деформированных предложений; 
- Составление предложений по «живым картинкам» (по предметным картинкам, вырезанным по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.
-Составить рассказ-описание любимой игрушки или игрушки, которую хочешь получить в день рождения. 
- Пересказать короткий текст.

Таблица 2 

Формирование невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников

Направления  Содержание работы 
Формирование двигательной сферы  Праксис позы – кисти руки 
Динамический праксис 
Конструктивный праксис 
Оральный праксис:
Формирование зрительного восприятия  «Разрезаные картинки» 
 «Контуры» 
 «Дорисуй-ка»
 «Точечный рисунок» 
Формирование акустического гнозиса  «Кто, что услышит» 
 «Помоги игрушкам» 
 «Дождь» 
 «Кто рассказывает» 
Формирование слухоречевой памяти  «Магазин» 
«Пары слов». 
 «Восстанови пропущенное слово». 
«Рыба, птица, зверь». 
«Повтори и продолжи». 
Формирование зрительно-предметной памяти  «Назови предметы по их контурам». Нарисуй их по памяти в рамках справа, раскрась. 
«Найди знакомые геометрические фигуры».
«Игры – головоломки»  
 «Запомни картинки» 
«Какие буквы изменили своё место». 
Формирование процессов внимания  «Птица – не птица».
«Запрещенное движение» 
«Пожалуйста» 
«Топ – хлоп» 
Упражнение «Не ошибись» 

Приведем примеры некоторых игр. 

«Узнавание неречевых звуков». Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока учащийся не уловит характер звука. 

 «Рыбалка». В аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими «рыбками». 

«Найди лишний предмет». Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя. 

«Назови предметы по их контурам». Задание: рассмотри и запомни рисунки. Нарисуй их по памяти в рамках справа, раскрась. 

Упражнение «Не ошибись»: взрослый произносит какие-либо слова, ребенок должен, например, хлопнуть в ладоши, если услышит название транспорта (одежды, инструмента и т.д.), если услышит слово с определенным звуком и т.д. 

Таким образом, формирование готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста включает два направления: формирование вербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников, формирование невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников. Важным аспектом выступает методически правильный подбор игровых упражнений и заданий по формированию готовности к обучению грамоте детей, учитывая выделенные направления, а также особенности детей старшего дошкольного возраста. 

Библиографический список 

  1. Львов М.Р. Основы теории речи. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 154 с 
  2. Триггер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. – Смоленск, 2000. – 80 с. 


Новые публикации

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Читайте также

Сценарий семейного досуга «Читать ужасно интересно!» по творчеству А.Усачева

Сценарий семейного досуга «Читать ужасно интересно!» по творчеству А.Усачева Цель: организация семейного досуга и сотрудничества с семьями воспитанников. Задачи: Вызвать интерес к творчеству...

Совместная деятельность по формированию социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста…

Совместная деятельность по формированию социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет) «Научим Карлсона ходить в гости» Задачи: - Продолжать формировать у детей навыки гостевого этикета. -...

Спортивное развлечение «Здоровая нация»

Спортивное развлечение «Здоровая нация» Цель: Пропаганда и формирование здорового образа жизни, вызвать положительные чувства. Задачи: - развивать интерес к физической культуре; - способствовать реализации...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель : создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи : создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия...

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи: создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия Воспитатель -...

ООД Познавательное развитие (ФЭМП)Тема: «Необычное животное»

    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития Задачи: создать условия для:  - развития умения у детей отвечать полными ответами; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук; - воспитания отзывчивости, желания помогать другим. Ход занятия...