Формирование готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст является возрастом для серьезной подготовки детей к обучению грамоте. Проблема готовности ребенка к овладению грамотой – одно из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

У достаточно большого количества воспитанников дошкольных образовательных учреждений во время поступления в школу трудности проявляются уже в период обучения грамоте. Поэтому еще до поступления в школу надо уделять достаточно большое внимание формированию готовности детей к успешному освоению грамоты, освоению первоначальным навыкам чтения и письма.

Грамота – умение читать и писать (М.Р. Львов). Овладение грамотой – первое условие дальнейшего обучения в школе [1]. 

Понятие готовности к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы [2].

В своей практике мы активно проводим работу по формированию готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста, которая включает следующие направления:

1 направление – формирование вербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников. 

2 направление – формирование невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников. 

В таблице 1 и 2 представлено содержание работы по формированию вербального и невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников, реализуемое нами в условиях дошкольной образовательной организации. 

Таблица 1 

Формирование вербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников

Направления  Содержание работы 
Формирование фонематического восприятия   «Узнавание неречевых звуков» 
 «Различение слов, близких по звуковому составу» 
«Воспроизведение и дифференциация слогов» 
 «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения» 
Формирование звуковой культуры речи   «Рыбалка».
 «Веселый урожай»
 «Украсим ёлочку», наряжая её, игрушками (например, со звуком С). 
Кто быстрее поможет Буратино подняться на гору «Петух и петушки» 
 «Звуковые домики»
Повторите с ребенком скороговорку 
Чистоговорки 
Формирование словарного запаса  Развитие ассоциаций. 
Классификация предметов по картинкам. 
«Найди лишний предмет». 
«Лишнее» слово среди глаголов: 
«Пара к паре» (подобрать слова по аналогии). 
Трамвай, водитель, троллейбус. 
«Назови части». 
Формирование грамматического строя речи   «Один-много» 
 «Назови ласково» 
 «Какой, какая, какие» 
Игра «Чей хвост?»
Формирование связной речи  - Составление предложений по двум предметным картинкам; 
-Восстановление различного рода деформированных предложений; 
- Составление предложений по «живым картинкам» (по предметным картинкам, вырезанным по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.
-Составить рассказ-описание любимой игрушки или игрушки, которую хочешь получить в день рождения. 
- Пересказать короткий текст.

Таблица 2 

Формирование невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников

Направления  Содержание работы 
Формирование двигательной сферы  Праксис позы – кисти руки 
Динамический праксис 
Конструктивный праксис 
Оральный праксис:
Формирование зрительного восприятия  «Разрезаные картинки» 
 «Контуры» 
 «Дорисуй-ка»
 «Точечный рисунок» 
Формирование акустического гнозиса  «Кто, что услышит» 
 «Помоги игрушкам» 
 «Дождь» 
 «Кто рассказывает» 
Формирование слухоречевой памяти  «Магазин» 
«Пары слов». 
 «Восстанови пропущенное слово». 
«Рыба, птица, зверь». 
«Повтори и продолжи». 
Формирование зрительно-предметной памяти  «Назови предметы по их контурам». Нарисуй их по памяти в рамках справа, раскрась. 
«Найди знакомые геометрические фигуры».
«Игры – головоломки»  
 «Запомни картинки» 
«Какие буквы изменили своё место». 
Формирование процессов внимания  «Птица – не птица».
«Запрещенное движение» 
«Пожалуйста» 
«Топ – хлоп» 
Упражнение «Не ошибись» 

Приведем примеры некоторых игр. 

«Узнавание неречевых звуков». Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока учащийся не уловит характер звука. 

 «Рыбалка». В аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими «рыбками». 

«Найди лишний предмет». Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя. 

«Назови предметы по их контурам». Задание: рассмотри и запомни рисунки. Нарисуй их по памяти в рамках справа, раскрась. 

Упражнение «Не ошибись»: взрослый произносит какие-либо слова, ребенок должен, например, хлопнуть в ладоши, если услышит название транспорта (одежды, инструмента и т.д.), если услышит слово с определенным звуком и т.д. 

Таким образом, формирование готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста включает два направления: формирование вербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников, формирование невербального компонента готовности к обучению грамоте старших дошкольников. Важным аспектом выступает методически правильный подбор игровых упражнений и заданий по формированию готовности к обучению грамоте детей, учитывая выделенные направления, а также особенности детей старшего дошкольного возраста. 

Библиографический список 

  1. Львов М.Р. Основы теории речи. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 154 с 
  2. Триггер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. – Смоленск, 2000. – 80 с. 


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...

Проект: «Динозавры»

Проект: «Динозавры»

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку»

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку» Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 14 марта – 26 марта. Тип – социальный, игровой. Участники проекта:...

Читайте также

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Дидактические игры для детей 2-3 лет

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем...

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для…

Использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре для детей дошкольного возраста Интерес к кинезиологии растёт очень активно. Она помогает...