Управление конфликтными ситуациями среди детей дошкольного возраста, посредством проектной деятельности

В условиях социально-экономического обновления России наблюдается заметное повышение напряженности и конфликтности во всех сферах жизнедеятельности социума, в том числе в системе образования.

На разных этапах развития и в разных обществах вырабатываются приемлемые способы социального управления, целью которых является регулирование конфликтогенных тенденций, редуцирование социальных конфликтов, недопущение их эскалации, рационализация использования потенциала конфликтов в целях общественного развития.

Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью теоретико-методологических проблем конфликта в условиях социальной нестабильности и неопределенности, слабой изученностью конкретных типов конфликтного поведения участников образовательного процесса, неразработанностью механизмов внешнего регулирования социальных конфликтов в образовательной среде.

Анализ теории и практики управления конфликтами показал, что существует ряд противоречий между:

- законодательно определенной базой регулирования социальных конфликтов в обществе и реальными возможностями, предоставляемыми участникам конфликтного взаимодействия;

- ростом конфликтогенности в образовательной среде и общественной потребностью в эффективном управлении социальными конфликтами в условиях социальной нестабильности и неопределенности;

- неизбежностью разнообразных социально-педагогических конфликтов в системе образования и отрицанием этой неизбежности, стремлением подавить конфликт, избежать его любым способом со стороны работников образовательных учреждений. [7]

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС) приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности.

И если само понятие конфликта достаточно хорошо изучено, то проектная деятельность в ДОУ только начинает внедряться. И немного найдется литературы, посвященной разрешению конфликтов дошкольников средствами проектной деятельности.

Конфликт между детьми – это, прежде всего следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры, которая является своего рода проверкой способности детей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. И важнейшая задача педагога – научить детей не доводить свои взаимоотношения до конфликта. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.

Работать над разрешением конфликтов необходимо, не смотря на то, что это достаточно трудоемко. Но правильнее и легче конфликты в детском коллективе предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, отчуждение ребенка от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта [2].

Полностью предотвратить конфликты между детьми в детском саду нельзя, да и не нужно. Эти ситуации и выход из них – основа социализации ребенка в будущем. Помочь дошкольнику правильно вести себя в ссорах и спорах – первая задача педагога [4].

Одним из способов предотвращения конфликтов между детьми, а так же в детско-родительских отношениях, является проектная деятельность. Она является одним из методов развивающего обучения и направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Необходимо понимать, что проектная деятельность в дошкольном учреждении это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей. Она позволяет объединить всех, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребенок сможет проявить себя и почувствовать себя нужным.

Проекты могут быть индивидуальные и парные, фронтальные и групповые, проводимые внутри группы или с другими группами детей, с семьей или общественными организациями.

Проекты могут иметь целью получение сведений о явлениях природы или жизни в обществе, развитие творческих способностей или усвоение культурных норм.

Проекты могут быть долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными.

Ребенок в проекте может быть просто участником-исполнителем, а может выступать заказчиком или экспертом.

Каждый проект должен иметь четкую структуру и ясные цели, быть актуальным и социально значимым, только в этом случае проектная деятельность в ДОУ педагогов, детей и их родителей будет успешной.

Работа в группе должна строиться на трех принципах: свобода, самостоятельность, совместная работа. Вместе с тем, эти «три принципа» хороши в том случае, если чем-то объединены, как например, темой, содержанием [6].

Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

В процессе чего и происходит формирование чувства ответственности, которое помогает в разрешении конфликтов.

Таким образом, проблема конфликтов занимает весомое место в отношениях детей с окружающими. И детский сад не является исключением. Здесь дети проходят социализацию, налаживают общение, учатся преодолевать трудности, разрешать конфликтные ситуации - а это необходимая составляющая гармоничного развития ребенка.

 

Литература

  1. Агеева, Л. Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие / Л. Г. Агеева. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. // Бесплатная электронная библиотека - Режим доступа: http://diss.seluk.ru/m-filosofiya/30007748-1-l-ageeva-konfliktologiya-kratkiy-teoreticheskiy-kurs-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-obuchayuschihsya-specialnosti-08050765-menedzhment.php
  2. Гришина, Н. В. Психология конфликта. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2015.
  3. Анцупов, А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов - 5 изд. - СПб.: Питер, 2013.
  4. Евлюхинцева, Е. В. Профилактика детских конфликтов в детском саду или как научить детей дружить. 25.03.2014 // БУ ВО «Областной центр ППМСП» - Режим доступа: http://ocpmcc.edu 35.ru/toparents/frompsy/480-toparchconf
  5. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода - М.: АРКТИ, 2013.
  6. Коллинз Р. Теория конфликта в современной макроисторической социологии //Философская и социологическая мысль. - 1993. - №6; Крисберг Л. Миро-созидание, миро-сохранение и разрешение конфликтов //Социологические исследования. - 1990. - № 11;
  7. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова-Свирская. - Москва: Просвещение, 2015.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами…

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: - закрепить...

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд»

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд» Пояснительная записка. В последнее время все большее значение отводится активным формам и средствам образования...

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами…

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир» Включается тихая спокойная музыка, на экран...

Читайте также

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя»

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя» Программные задачи: познакомить детей с историей родного города, с архитектурно-историческим центром Казанского...

Флипбук «Как появляется хлеб»

Флипбук «Как появляется хлеб»Для детей 3-4 лет Аннотация: Флипбук «Как появляется хлеб» предназначен для детей 3-4 лет. Это пособие направлена на развитие...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...