Менеджмент в системе управления дошкольным образовательным учреждением
Современная концепция дошкольного образования характеризуется разнообразием видов детских садов, расширением диапазона используемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и проектной деятельности. В подобных обстоятельствах необходимо обновление системы управления ДОУ, которая должна обладать стимулирующим, развивающимся и демократическим характером. А это, в свою очередь, подразумевает появление "нового" руководителя, имеющего потребность и готовность:
- реализовывать дифференцированный, системный подход к организации работы всего коллектива, принимая во внимание его индивидуальные способности, возможности, профессиональные требования;
- решать управленческие проблемы в детском саду в русле изменившихся социально-культурных ценностей и приоритетов;
- совершенствовать творческий процесс и инициативу каждого воспитателя и педагога, создавать условия для вариативности образования;
- привлекать родителей воспитанников в деятельность ДОУ и стимулировать образовательные инициативы.
Само содержание управленческой деятельности и основные функции управления определили Ю.А. Конаржевский, М.И, Кондаков, В.Ю. Кричевский, И.И, Легостаев, А.А, Орлов, В.М, Птовичев, М.М, Поташник, Н.С, Сунцов и др.
Ученые акцентируют внимание на том, что качество образовательного процесса обуславливается не только деятельностью всех сотрудников ДОУ, но и работой каждого воспитателя или педагога. Важная роль в этом отводится деятельности руководителя, а именно управленческой культуре.
Большая часть исследователей по философским и политическим наукам не рассматривает развитие дошкольного образования как самостоятельное направление, в лучшем случае включает его в общую концепцию общего образования. Это обстоятельство практически доказывает отсутствие статей по этой тематике и дает возможность рассматривать как отражение подсознательной недооценки роли дошкольного образования.
В последнее время теория управления системой дошкольного образования развивалась динамично, рассматривались вопросы планирования и организации деятельности руководителя ДОУ, выявлялись отдельные формы развития детской организации (К.Ю. Белая, Т.С. Комарова, Л.В. Поздняк, А,Н. Поздняк, Е.В. Чернобай).
Однако вопросы управления в условиях реструктуризации дошкольного управления практически не исследовались. Не рассматривались методика отслеживания работы системы ДОУ, технология практики и преодоления трудностей в управлении качеством образования и функционированием самой организации. Это в значительной степени снижает качество управления и жизнестойкость дошкольного образования. [3]
Функции педагогического менеджмента разнообразны: прогнозирование и планирование деятельности образовательной организации, постановка целей и их ранжирование по степени важности и фактору времени, установление связей между подсистемами и управление этими связями, контроль, анализ и современная реакция на изменение внутренней и внешней среды.
Грамотное и эффективное управление отличает плодотворное, активное, добровольное, ответственное сотрудничество всех членов команды. Руководитель подобен дирижеру, который слышит и чувствует каждый инструмент в своем оркестре. Грамотный управленец должен уметь сочетать в себе и своей работе различные типы лидерства, нести опыт разностороннего построения образовательной действительности как среды полноценного формирования личности воспитанников и творческого труда педагогического коллектива. В этой связи весьма важен опыт управления, который приобретается в течение всего периода профессионального развития и невозможен без стремления руководителя к самосовершенствованию и готовности учиться. [5]
Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя. Качество образования и воспитания возможно обеспечить лишь при рациональном управлении персоналом образовательного учреждения, разработке и реализации изменений в образовательном процессе соответственно внешней и внутренней среде, а также учитывая нормативно-правовые, экономические, политические, социальные и психологические факторы.
Государственная политика в области образования направлена на качественные изменения деятельности общеобразовательных учреждений, предъявляет высокие требования к руководителю, поэтому сегодня руководитель Дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) должен суметь обеспечить переход своего учреждения на новый уровень развития. [4]
Литература
1. Агеева, Л. Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие / Л. Г. Агеева. – Ульяновск: УлГТУ, 2010.
2. Бодренко, Г. В. Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3110/
3. Козилова Л.В., Губарева О.Б. Отечественный и зарубежный опыт реструктуризации дошкольных образовательных организаций //Управление дошкольным образовательным учреждением, №8/2019, с. 12-14..
4. Романенко, Е. В. Управление ДОУ в современных условиях //Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7494.
5. Чугайнова О.Г. Главный редактор журнала // Управление дошкольным образовательным учреждением. №6/2019, с. 5.
.
Читайте также |
---|
Социальный педагогический проект на тему «Твори добро»
Социальный педагогический проект на тему «Твори добро» Паспорт проекта Вид проекта – творческий. По содержанию – социально-педагогический. По числу контактов – совместная деятельность педагогов...
Рабочая программа кружка «Английский язык»
Рабочая программа кружка «Английский язык»
Дыхание весны
Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...