Менеджмент в системе управления дошкольным образовательным учреждением

Современная концепция дошкольного образования характеризуется разнообразием видов детских садов, расширением диапазона используемых педагогических технологий, широким распространением инновационной и проектной деятельности. В подобных обстоятельствах необходимо обновление системы управления ДОУ, которая должна обладать стимулирующим, развивающимся и демократическим характером. А это, в свою очередь, подразумевает появление "нового" руководителя, имеющего потребность и готовность:

- реализовывать дифференцированный, системный подход к организации работы всего коллектива, принимая во внимание его индивидуальные способности, возможности, профессиональные требования;

- решать управленческие проблемы в детском саду в русле изменившихся социально-культурных ценностей и приоритетов;

- совершенствовать творческий процесс и инициативу каждого воспитателя и педагога, создавать условия для вариативности образования;

- привлекать родителей воспитанников в деятельность ДОУ и стимулировать образовательные инициативы.

Само содержание управленческой деятельности и основные функции управления определили Ю.А. Конаржевский, М.И, Кондаков, В.Ю. Кричевский, И.И, Легостаев, А.А, Орлов, В.М, Птовичев, М.М, Поташник, Н.С, Сунцов и др.

Ученые акцентируют внимание на том, что качество образовательного процесса обуславливается не только деятельностью всех сотрудников ДОУ, но и работой каждого воспитателя или педагога. Важная роль в этом отводится деятельности руководителя, а именно управленческой культуре.

Большая часть исследователей по философским и политическим наукам не рассматривает развитие дошкольного образования как самостоятельное направление, в лучшем случае включает его в общую концепцию общего образования. Это обстоятельство практически доказывает отсутствие статей по этой тематике и дает возможность рассматривать как отражение подсознательной недооценки роли дошкольного образования.

В последнее время теория управления системой дошкольного образования развивалась динамично, рассматривались вопросы планирования и организации деятельности руководителя ДОУ, выявлялись отдельные формы развития детской организации (К.Ю. Белая, Т.С. Комарова, Л.В. Поздняк, А,Н. Поздняк, Е.В. Чернобай).

Однако вопросы управления в условиях реструктуризации дошкольного управления практически не исследовались. Не рассматривались методика отслеживания работы системы ДОУ, технология практики и преодоления трудностей в управлении качеством образования и функционированием самой организации. Это в значительной степени снижает качество управления и жизнестойкость дошкольного образования. [3]

Функции педагогического менеджмента разнообразны: прогнозирование и планирование деятельности образовательной организации, постановка целей и их ранжирование по степени важности и фактору времени, установление связей между подсистемами и управление этими связями, контроль, анализ и современная реакция на изменение внутренней и внешней среды.

Грамотное и эффективное управление отличает плодотворное, активное, добровольное, ответственное сотрудничество всех членов команды. Руководитель подобен дирижеру, который слышит и чувствует каждый инструмент в своем оркестре. Грамотный управленец должен уметь сочетать в себе и своей работе различные типы лидерства, нести опыт разностороннего построения образовательной действительности как среды полноценного формирования личности воспитанников и творческого труда педагогического коллектива. В этой связи весьма важен опыт управления, который приобретается в течение всего периода профессионального развития и невозможен без стремления руководителя к самосовершенствованию и готовности учиться. [5]

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя. Качество образования и воспитания возможно обеспечить лишь при рациональном управлении персоналом образовательного учреждения, разработке и реализации изменений в образовательном процессе соответственно внешней и внутренней среде, а также учитывая нормативно-правовые, экономические, политические, социальные и психологические факторы.

Государственная политика в области образования направлена на качественные изменения деятельности общеобразовательных учреждений, предъявляет высокие требования к руководителю, поэтому сегодня руководитель Дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) должен суметь обеспечить переход своего учреждения на новый уровень развития. [4]

 

Литература

1. Агеева, Л. Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие / Л. Г. Агеева. – Ульяновск: УлГТУ, 2010.

2. Бодренко, Г. В. Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3110/

3. Козилова Л.В., Губарева О.Б. Отечественный и зарубежный опыт реструктуризации дошкольных образовательных организаций //Управление дошкольным образовательным учреждением, №8/2019, с. 12-14..

4. Романенко, Е. В. Управление ДОУ в современных условиях //Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7494.

5. Чугайнова О.Г. Главный редактор журнала // Управление дошкольным образовательным учреждением. №6/2019, с. 5.

.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро»

Социальный педагогический проект на тему «Твори добро» Паспорт проекта Вид проекта – творческий. По содержанию – социально-педагогический. По числу контактов – совместная деятельность педагогов...

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Дыхание весны

Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...

Читайте также

Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам

Воспитание литературой. Как развить у дошкольника интерес к книгам Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни...

Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные…

Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные предметы по величине, форме, цвету» для детей группы раннего возраста Программное...

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 –…

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 – 7 лет «За грибами»