Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей с ОВЗ

Разговор о взаимоотношениях детского сада и родителей большой и нелегкий, это, пожалуй, одна из самых сложных проблем на сегодня. Контингент родителей в нашем детском саду сложный, не все благополучно в семьях наших детей. Одной из исключительно важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа. Но именно индивидуальная работа с родителями часто вызывает наибольшие затруднения у педагогов. Здесь важно установить контакт с родителями, найти верный тон разговора, дать конкретный и точный ответ.

Важно, чтобы во время беседы родители почувствовали, что мы искренне заинтересованы в правильном и глубоком решении всех поднимаемых вопросов, что не ради праздного любопытства, не формально слушаем, расспрашиваем и советуемся с ними, а что мы все хотим знать о жизни и поведении ребенка, чтобы помочь родителям. Отдельные педагоги считают, что их авторитет у родителей будет высок только в том случае, если они непременно сразу же ответят на каждый заданный им вопрос. Опыт показывает, что такие ответы не всегда удовлетворяют родителей, потому что даются порой не продуманно, наспех. Вдумчивый, серьезный педагог никогда не станет мимоходом решать серьезные вопросы воспитания и обучения ребенка, а пригласит родителей для специальной беседы, подготовившись к которой, сможет дать исчерпывающий и удовлетворяющий родителей ответ. Индивидуальные контакты помогают объединится взрослым в воспитании ребенка и успех возможен при всестороннем изучении семьи, изучении индивидуальных особенностей родителей путем наблюдения, опросов. Чтобы выявить уровень педагогической культуры родителей можно провести с ними анкетирование.

При общении с родителями важно соблюдать педагогический такт. Нужно обращать внимание на следующие моменты:

  • нельзя начинать разговор с указания на отрицательные факты поведения ребенка, надо непременно отметить положительные стороны в его развитии;
  • следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения, возражения, замечания, жалобы родителей;
  • необходимо тактично указать на ошибки;
  • желательно давать только обоснованные советы;
  • надо внушать родителям веру в своего ребенка при условии сотрудничества с детским садом;
  • нужно быть терпеливым и внимательным, щадить самолюбие родителей, помнить, что нельзя принижать их авторитет, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.

Большинство родителей не знают как помочь собственным детям с ОВЗ, они не понимают реальных причин, из-за которых их дети испытывают трудности и часто считают их просто ленивыми и дети «заряжаются» отрицательными эмоциями от недовольства раздраженных родителей.

Порой можно слышать, как родители во всеуслышание называют своего ребенка «тупицей», «оболтусом», «дураком» и прочими словами, травмирующими психику ребенка. Но часто родители и сами испытывают своего рода «комплекс неполноценности».

Перед нами стоит задача повернуть измученных каждодневными заботами родителей лицом к проблемам и потребностям их же собственных детей. Беда в том, что родители не хотят вставать в позицию ребенка, пытаться представить себя на его месте и соответственно изменять свое поведение. Родители на это не ориентированы и не испытывают в этом потребности. У них сложилось негативное отношение к психиатру, неврологу, к ПМПК – они видят в ней комиссию, которая выносит приговор им. Наши родители переживают главным образом из-за поставленного диагноза, а в помощи своим детям пассивны, малограмотны, неопытны, отказываются от сотрудничества со специалистами (не все конечно, есть приятные исключения).

Родителей тоже нужно понять, они к сожалению часто сталкиваются с далеко не гуманным отношением к своим детям со стороны других взрослых (что, твой ходит в 19 детский садик?) поэтому родители порой начинают и себя осознавать изгоями. Поэтому в беседах с ними мы должны убедить их в том, что мы хотим помочь им, но делать это нужно очень тактично, потому что для многих разговор о «проблемном» ребенке даже с глазу на глаз крайне болезнен (а упоминания об очередных его «заслугах» на групповом родительском собрании вообще воспринимаются как пытка и прилюдное унижение).

На собрании так надо построить разговор, не называя ничьих имен и фамилий, чтобы родители сами «угадывали» за нашими фразами о «типичной» проблемы своего ребенка, происходило как бы узнавание услышанного. Надо вооружить этих людей хотя бы элементарными знаниями о ребенке, о законах его развития в норме и патологии, научить их особым приемам коррекционно-развивающего воздействия. На родительские собрания нужно приглашать специалистов, например психоневролога, который может объяснить, что скрывается за терминами «олигофрения», «ЗПР», интеллектуальная недостаточность, о причинах возникновения подобных состояний и о возможностях обучения и трудоустройства детей с проблемами в развитии.

Невролог может рассказать о невротических состояниях, признаках невротических реакций и психических напряжениях, причинах быстрой утомляемости детей. Родители могут узнать, что корни таких явлений, как заикание и тики лежат гораздо глубже, чем в испуге от залаявшей собаки.

Педиатр может рассказать о проблеме энуреза, о профилактике детских заболеваний, о режиме питания, учебы, отдыха детей с ЗПР.

Психолог расскажет о том, как помочь нашим детям стать более уверенными, как воспитывать внимание, память, об игровой форме обучения.

Дефектолог и логопед в качестве практических рекомендаций дают материалы для развития памяти, мышления, внимания, фонематического слуха, мелкой моторики рук, уточнения артикуляционных движений, автоматизации отдельных звуков, советы по активизации речи детей, расширению их словарного запаса.

После всего этого я думаю, что в родителей вселится уверенность, оптимизм и осознания необходимости проведения с ребенком систематической, кропотливой работы. И первое, что необходимо ребенку для нормального развития – это любовь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического…

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду Дошкольное детство является важным периодом в психическом...

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино»

Наглядно дидактическое пособие по культуре питания «Продуктовое домино» Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «продуктовое домино» разработано для образовательной деятельности детей старшего возраста, с целью...

Конспект НОД «Новогодний календарь»

Конспект НОД «Новогодний календарь» Цель: Развитие основных физических качеств в двигательно – игровой деятельности. Задачи: Упражнять в выполнении основных движений через игровые задания. Развивать внимание...

Читайте также

Совместная деятельность с детьми и родителями в первой младшей группе…

Совместная деятельность с детьми и родителями в первой младшей группе «Здравствуй, зимний лес – полон чудес!» Цель: формирование добрых отношений к...

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли»

Сценарий День матери «Самая лучшая мама Земли» Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. Учить выразительно исполнять...

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...