Создание развивающей предметно-пространственной среды в в практике работы воспитателя ДОУ
Общественная функция дошкольного образовательного учреждения заключается в обеспечении условий, развивающих у детей положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности. Это достаточно длительный процесс, требующий немалых усилий от значимых взрослый и соблюдения взаимосвязанных этапов педагогической технологии социально - личностного развития наших воспитанников. [2]. Одним из значимых этапов профессиональной деятельности педагога является:
- создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, включающей систему условий индивидуализации, гендерных особенностей детей и социализации;
Кроме возрастных и индивидуальных особенностей детей, основными критериями оценки РППС являются требования СанПиН 2.4.1.3049–13 и ФГОС (Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155.) Требования СанПиН – это требования к санитарному содержанию и освещению групповых помещений, маркировке мебели и крупного игрового оборудования в соответствии с возрастом детей, исправности и сохранности материалов.
Согласно требованиям ФГОС развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Кроме того, развивающая среда должна обеспечивать эмоциональное благополучие детей и быть благоприятной для их развития. [4]
При разработке проекта оформления пространства группы для детей старшего возраста выделяем основные направления образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС. [1] Зонируем группу с помощью стационарных и сменяемых разделителей: стеллажей, игровой мебели на колесах, ширм, мягких модулей, ковриков, индивидуальных перегородок.
Полифункциональность. В старших группах не нужно устанавливать игровые модули конкретной «закрепленной» тематической направленности. Старшие дошкольники уже понимают, как и во что будут играть, поэтому мебель должна быть «безликой». Одна и та же конструкция может стать театром, через час супермаркетом, потом больницей и, наконец, лабораторией. Здесь важны маркеры игры: картинки, атрибуты.
Мобильность. Чтобы дошкольники могли играть в том месте, где им комфортно, храним всю атрибутику для игр в переносных контейнерах с крышками и ручками.
Доступность. Игрушки и игровое оборудование должны быть доступными для детей в любое время дня. Например, если в группе есть стационарная доска (грифельная, магнитная, интерактивная), «закрепите» ее за художественно-творческим центром или центром элементарного экспериментирования, чтобы дети рисовали, выкладывали фигуры на магните, когда захотят.
Насыщенность. В старших и подготовительных группах необходим широкий спектр тематических творческих и подвижных игр, опытов и экспериментов. Поэтому развивающая среда должна быть наполнена объектами, которые будут максимально развивать творчество детей, их познавательную деятельность в играх, экспериментировании, общении друг с другом.
При разработке проекта оформления уголка экспериментирования для детей подготовительной к школе группы с погодным календарем и живыми растениями анализируем его оснащение
- какие плюсы (положительные стороны) у этого элемента среды?
- какие минусы (отрицательные стороны) у этого элемента среды?
- что необходимо изменить в среде группы?
- как необходимо изменить среду группы?
После тщательного анализа делаем выводы:
- Материалы в уголке достаточно разнообразные. Есть сыпучий материал, природный, предметы манипулирования. Все материалы на виду и доступны детям. Также много познавательной, иллюстрированной литературы.
- Весь материал в уголке размещен «по витринному» принципу, то есть разложен на поверхности тумбы, что мешает ребенку/детям развить эксперимент. Погодный календарь находится за тумбой для экспериментирования и слишком высоко. Сразу видно, что дети не могут заполнить его самостоятельно. Тумба тяжелая и не двигается. По бокам стоят большие горшки с растениями, которые не дают воспитанникам подойти к тумбе сбоку.
- Необходимо изменить размещение и хранение материала, убрать небезопасные элементы, заменить их на более эргономичные и полезные. Нужно сделать уголок экспериментирования мобильным и трансформируемым.
- Тяжелую тумбу с дверцами нужно заменить на более легкий открытый стеллаж, возможно, на колесиках. Так в одном центре сможет действовать сразу группа детей. Также воспитанники смогут освободить проход к погодному календарю. Все материалы лучше разместить в прозрачные короба для хранения. Маркировку или символы на коробах могут сделать сами дети. Из центра нужно убрать напольные горшки с растениями. В них нет необходимости и они небезопасны. Их можно заменить на миниатюрные флорариумы, а также добавить вертикальный пластиковый лабиринт для бобовых культур. Это будет стильно и эргономично.
В процессе анализа приходит понимание того, что привычная среда в группе не всегда отвечает требованиям к качеству дошкольного образования. Определяем, что проблемы и (или) пути совершенствования развивающей среды есть всегда, что не всегда нужны внушительные материальные затраты, чтобы изменить РППС. В результате проделанной работы мы разбираем на практике понятия «безопасность», «трансформируемость», «насыщенность», «доступность», «полифункциональность». Правильно организованная развивающая среда становится базой для самовыражения и инициативы детей.
Список литературы
- Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: Коллективная монография [Текст] / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ». – 158 с.
- Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста. // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов. - М., 2001
- Михальцова, Л.Ф. Инновационный потенциал педагогического образовательного пространства для творческого саморазвития обучающихся в системе непрерывного образования: теория и практика
Л.Ф. Михальцова // Пед. образование и наука. - 2014. - №1. - С.129-132. - Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
- Петерсон, Л.Г. Как научить учиться: технология деятельностного метода в системе непрерывного образования (детский сад - школа - вуз) / Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева // Пед. образование и наука. - 2014. - №2. - С.52-58.
Читайте также |
---|
Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника
Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника Рисование имеет огромную роль в развитии дошкольника. В процессе рисования у ребёнка...
ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина»
ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина» Цель: Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить...
Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»
Кружок по театрализованной деятельности для детей 3-7 лет «Театральная мозаика»