Влияние музыкально-театрализованной деятельности, как целостной системы, на интеллектуальное, эстетическое и эмоциональное развитие дошкольников

«Ни одно из искусств не обладает

такой действенной воспитательной

силой, как музыкально – театрализованная

 деятельность, являющая средством

духовного самосознания человека…»

Г. В. Кузнецова.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их считать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Современное поколение детей более невротизировано, чем прежде. У них больше внутренних конфликтов, они встречают большее непонимание со стороны родителей, чаще конфликтуют в семье и с учителями. Возникает необходимость в индивидуальной работе с каждым ребенком. Беседы и специальные занятия, упражнения (по сути - своеобразная психотерапия) направлены на то, чтобы ребёнок мог лучше справиться с личными проблемами. Как правило, это снимает психологическую напряженность и, вслед за ней, мышечные зажимы, разрешает некоторые внутренние конфликты и, тем самым, способствует успешности обучения и реализации данной личности. Известно, что в современных условиях развития ребенка более всего страдает как раз концентрация внимания: телевидение, компьютеры, которым увлекаются уже малые дети в ущерб играм и книгам, само приковывает взгляд, то есть требует активности лишь непроизвольного внимания, когда привлекает все яркое, броское, динамичное, “из ряда вон выходящее”. Но при этом совсем не развивается произвольное внимание. Его стимулирует чтение, игры, когда ребенок сосредотачивается на внутреннем образе воображения и должен перевести словесный образ в яркое, эмоциональное переживаемое видение. Если же он увлечен чтением или игрой, произвольное внимание переходит в постпроизвольное, самое ценное и в творческом процессе. При современных издержках цивилизации не развивается в должной мере и воображение. Современные дети всё меньше играют и читают, потому что все их свободное время отнимают компьютерные игры и просмотр телевизионных передач. Родители всё меньше читают своим маленьким детям книги, а ведь книга в детстве – мощный источник нравственного развития, потому что через сопереживание образы воображаемых героев непосредственно воздействует на эмоциональную сферу, то есть на подсознание. То, что дети не доиграли в раннем детстве, не прошли этот необходимый этап развития, видно невооруженным глазом. Они увлеченно участвуют в групповых игровых упражнениях на уроке, сами просят «поиграть ещё». Как писал поэт Максимилиан Волошин, “в игре творческий ночной океан подсознания тонкими струями вливается в область дневного сознания”.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально - театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский).

А, театр, как известно, это всегда игра… С точки зрения педагогики игра – это основной вид деятельности детей, она выступает в качестве механизма познания окружающего мира и методом развития психической и интеллектуальной деятельности ребенка. Следовательно, драматизация ближе, чем какой-либо другой вид творчества, связана с игрой, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Театральное искусство, в силу своей эмоциональной наполненности, комплексного воздействия на зрителя и юного актёра, приобретает всё большее значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании детей. Именно, как целостная система, театральное воспитание в значительной мере способствует интеллектуальному, эстетическому и эмоциональному развитию ребёнка. Театрально – музыкальные занятия позволяют дошкольникам тренировать внимание, воображение, память, мышление, волю. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнёрами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, ребенок овладевает способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него формируются начальные формы волевого управления поведением. Индивидуальное выполнение различных творческих заданий в игровой форме приводит к простейшим умозаключениям, помогает детям самостоятельно проводить анализ выполненной работы, сравнивать и сопоставлять сюжеты и постановки. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное в выполнении действие, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Музыкальный компонент театрализации расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).

Таким образом, занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное — раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Все выше перечисленные качества необходимы личности в современном, динамично развивающемся обществе. В связи со сказанным представляется, что в начальных занятиях на уроках театра, да и впоследствии, игра необходима психотерапии, как средство, способствующее раскрепощению личности и развития постпроизвольного внимания и воображения. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать ВЫБОР.

Поэтому именно музыкально - театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические и психологические задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Новизна и оригинальность работы музыкального руководителя совместно с педагогом-психологом заключается в определении путей формирования творческих способностей дошкольников, улучшении их психофизического и эмоционального состояния, преодоления тревожности и развития коммуникативных навыков, использования методов психологической коррекции эмоционально-волевой и личностной сферы посредством музыкально-театрализованной деятельности, а также в синтетическом подходе к обучению детей и комплексному тематическому отбору репертуара в образовательных областях «театр», «психология» и «музыка». Главным условием остается стремление создать атмосферу искусства, сделать занятия радостными и увлекательными.

Педагогическая целесообразность музыкально – театрализованной деятельности направлена на:

• развитие природных способностей детей;
• приобщение к театральной культуре через систему искусств, историю и литературу;
• обучение навыкам грамотной речи;
• эмоциональное развитие;
• социализация ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения;
• развитие чувства партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия;
• самовыражение и самореализация ребенка.
Следовательно, театрализованная игра – универсальное средство всестороннего развития личности, - это делает работу нашей музыкально-театральной студии педагогически целесообразной.
Суммарно наши педагогические идеи используются в следующем контексте. Путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать пройти придётся немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребёнка разный. Важно набраться терпения, не ускорять, не подгонять, не спешить давать готовые решения, не "кормить" ребёнка пережеванной "духовной пищей". Всем известна истина: "Принуждение – враг творчества". Творческое развитие возможно только при наличии у ребёнка положительной мотивации. Поэтому, важным моментом в процессе организации развивающих занятий в театрально-музыкальной студии является создание мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста.
Актуальность избранной нами программы «Музыкальная тропинка сказок» на современном этапе очевидна: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, мы уяснили для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра. Мы поддерживаем те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребёнка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должны взрослые - в данном случае мы – педагог-психолог и музыкальный руководитель, связанные с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
Новые разработки по театрализованной деятельности в педагогической и психологической литературе, дали нам возможность экспериментировать, творчески подходить к работе над спектаклями.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих, музыкально-дидактических игр и психологических этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

Основным принципом развивающей деятельности педагогов является расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С.Выготский).

В основе реализации нашей театрально-музыкальной методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагоги стремятся воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

 

Литература:

  1. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет): Из опыта работы муз. Руководителей дет. Садов/ Авт. – составитель С.И.Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М: Просвещение, 1983.-208 с., ил.. нот.
  2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет): Из опыта работы муз. Руководителей дет. Садов/ Авт. – составитель С.И.Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. – М: Просвещение, 1984.-288 с., ил.. нот.
  3. Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий: усебно-методическое пособие –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2015 -64 с.
  4. Судакова Е.А. Логопедические музыкально- игровые упражнения для дошкольников.-СПб, 2013г.
  5. Родина М.И. Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности.-СПб, 2008г.
  6. КУ--КО-ША, Серия выпуско-в Кутузова Е., Коваленко С., Шарифуллина И. Сборник танцевально-игровых композиций для музыкальных руководителей и педагогам дополнительного образования. СПб 2009-2014гг.
  7. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор –сотавитель И.А. Пазухина –СПб 2008г.
  8. Буренина А.И. «Театр всевозможного» Вып.1: От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие.-2-е изд.-СПб 2002г.
  9. Антипина Е.А. Тетрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. –М.: ТЦ Сфера, 2009.-128С. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  10. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. Москва,2002г.
  11. МинаеваВ.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособия для практических работников дошкольных учреждений.- Москва, 2000г.
  12. Чистякова М.И. Психогимнастика.- Москва, 1990г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши»

Сценарий зимнего спортивного праздника «Снежные старты Маши и Миши» (Старший дошкольный возраст) Цель: Укрепление здоровья детей через физические упражнения и подвижные игры. Задачи: -...

Совместная деятельность с детьми и родителями в первой младшей группе…

Совместная деятельность с детьми и родителями в первой младшей группе «Здравствуй, зимний лес – полон чудес!» Цель: формирование добрых отношений к...

Образовательное событие «Гайд парк» как способ развития детской субъктности в…

Образовательное событие «Гайд парк» как способ развития детской субъктности в дошкольном учреждении Идея образовательного события возникла спонтанно, она появилась благодаря инициативе...

Читайте также

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе Действующие лица: взрослые - дети - Иван Ваня, Красавица. Программное содержание: 1. Повторить и закрепить потешки, заклички...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

Кружок «Юный краевед»

Кружок «Юный краевед»