Материально-техническое обеспечение дошкольных образовательных организаций Российской Федерации: статистический аспект

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на «обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования» [7].

Требования к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Требования к материально-техническим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования включают:

– требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

– требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

– требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

– оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

– требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

В исследованиях [1–6, 8–10] обосновывается значимость определенных ФГОС ДО требований к материально-техническим условиям реализации программы дошкольного образования, подчеркивается необходимость формирования безопасных и благоприятных условий качественного дошкольного образования, соответствующих всем требованиям комфортности и безопасности образовательного процесса.

С учетом обозначенных требований ФГОС ДО дошкольные образовательные организации создают соответствующие материально-технические условия по таким образовательным областям, как «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Так, материально-техническое обеспечение образовательных областей может включать:

«Физическое развитие»: музыкальный зал; спортивный зал; игровые прогулочные площадки; спортивно-игровое оборудование; спортивные центры в группах; инвентарь и оборудование для организации двигательной активности детей в помещениях и на свежем воздухе; фонотеку с записями музыки для релаксации; картотеки занятий по физической культуре, подвижных игр, физминуток и др.; медицинский и прививочный кабинеты, изолятор, непосредственно в группах – центр физического развития, центр сохранения здоровья и т. п.;

«Познавательное развитие»: оформление в группах центров, обеспечивающих познавательное развитие (центров для организации игр с необходимым игровым оборудованием; центров экспериментирования с необходимым оборудованием; центров занимательной математики, центров конструктивной деятельности, центров науки, экологии и экспериментирования, «зеленых уголков» и т. п.);

«Речевое развитие»: создание в группах речевых центров, центров книги, центров речевого развития или уголка грамотности, оснащенных всем необходимым для речевого развития детей, кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога;

«Социально-коммуникативное развитие»: создание и соответствующее оснащение в группах центров социально-эмоционального развития, центров правил дорожного движения, центров пожарной безопасности, центров труда, уголка дежурств и т. п., а также организацию работы на огороде, в природном уголке;

«Художественно-эстетическое развитие»: музыкальный зал, необходимые музыкальные инструменты, в группах – центры искусства, центры музыкально-театрализованной деятельности, центры изобразительной деятельности.

Таким образом, материально-техническое обеспечение каждой конкретной дошкольной образовательной организации может быть разнообразным. В рамках данной статьи предлагаем сформировать общую картину уровня материально-технического обеспечения дошкольных образовательных организаций Российской Федерации.

Показатели, характеризующие материально-техническую базу дошкольных образовательных организаций в целом по Российской Федерации на конец 2019 года по данным Росстата, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели, характеризующие материально-техническую базу дошкольных образовательных организаций (ДОО) в целом по Российской Федерации на 31.12.2019

Показатель Значение показателя
Число дошкольных образовательных организаций 35 774
Общая площадь всех помещений, тыс. кв. м 64 581,820
Средняя площадь, используемая непосредственно для нужд образовательной организации из расчета на 1 ребенка, кв. м 8
Число дошкольных образовательных организаций требующих капитального ремонта 2 461 6.88%
находящихся в аварийном состоянии 89 0.25%
Число дошкольных образовательных организаций, имеющих:
музыкальный зал 29 013 81.10%
физкультурный зал 17 236 48.18%
закрытый плавательный бассейн 3 542 9.90%
зимний сад 2 536 7.09%
изолятор 22 917 64,06%
Число дошкольных образовательных организаций, имеющих персональные компьютеры 31 782 88.84%
из них:
доступные для использования детьми в ДОО государственной формы собственности 10 958 30.63%
доступные для использования детьми в ДОО частной формы собственности 9 713 27.15%
имеющие доступ к Интернету в ДОО государственной формы собственности 33 767 94.39%
имеющие доступ к Интернету в ДОО частной формы собственности 33 041 92.36%
ДОО, имеющие адрес электронной почты 31 832 88.98%

Следует отметить уменьшение на конец 2019 года в целом по Российской Федерации ДОО, требующих капитального ремонта: на 4.65 % (120 организаций) меньше по сравнению с 2018 годом. В 2461 организациях, требующих капитального ремонта, на 31.12.2019 находилось 386 435 воспитанников.

В регионах наибольшая доля организаций, требующих капитального ремонта, фиксируется в Северо-Кавказском федеральном округе (21.63 % ДОО субъекта) (рисунок).

1

Доля дошкольных образовательных организаций, требующих капитального ремонта, в субъектах Российской Федерации на 31.12.2019

 

Параллельно с постепенным снижением доли ДОО, требующих капитального ремонта, снижалась и доля ДОО в аварийном состоянии (рисунок ).

2

Доля ДОО, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии

 

На фоне постепенного увеличения общей площади всех помещений дошкольных образовательных организаций (рисунок), средняя площадь, используемая непосредственно для нужд образовательной организации из расчета на 1 ребенка (кв. м), остается на протяжении несколько лет неизменной (рисунок).

3

Общая площадь всех помещений дошкольных образовательных организаций

 

4

Средняя площадь, используемая непосредственно для нужд образовательной организации из расчета на 1 ребенка, кв. м

 

Сферу дошкольного образования, как и в целом систему образования России, затронули процессы цифровой трансформации: увеличилась доля дошкольных образовательных организаций, имеющих персональные компьютеры, доступные для использования детьми (рисунок), доля дошкольных образовательных организаций, имеющих персональные компьютеры с доступом к Интернету (рисунок), доля дошкольных образовательных организаций, имеющих адрес электронной почты (рисунок).

5

Доля дошкольных образовательных организаций, имеющих персональные компьютеры, доступные для использования детьми

 

6

Доля дошкольных образовательных организаций, имеющих персональные компьютеры с доступом к Интернету

 

7

Доля дошкольных образовательных организаций, имеющих адрес электронной почты

 

Оценивая общую картину материально-технического обеспечения ДОО, можно отметить низкий процент организаций, у которых есть закрытый плавательный бассейн и зимний сад (менее 10 %). Физкультурный зал есть только у 48 % организаций, а изолятор – у 64 %. Снижается количество организаций, требующих капитального ремонта, увеличивается количество ДОО, обеспеченных компьютерной техникой. В целом можно отметить результативность реализации мероприятий государственной политики, направленных на поддержку и развитие дошкольного образования, однако есть сферы, требующие внимания и оперативных управленческих решений.

 

Использованная литература:

  1. Бурмистрова Е. В., Кульчейко О. В., Хохлова Е. А. Социально-образовательная среда детского сада как фактор социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-obrazovatelnaya-sreda-detskogo-sada-kak-faktor-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.09.2020).
  2. Бутвина О. Ю., Гаврашенко Е. С. Сущность и характеристика понятия «развивающая среда» в ДОУ [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-harakteristika-ponyatiya-razvivayuschaya-sreda-v-dou (дата обращения: 14.09.2020).
  3. Волосовец Т. В. Стандарт дошкольного образования и перспективы реализации идеи детствосбережения [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/standart-doshkolnogo-obrazovaniya-i-perspektivy-realizatsii-idei-detstvosberezheniya (дата обращения: 14.09.2020).
  4. Дембич Н. Д. Организация предметно-пространственной среды детского образовательного учреждения [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-predmetno-prostranstvennoy-sredy-detskogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 14.09.2020).
  5. Красношлык З. П. Организация предметно-пространственной развивающей среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-predmetno-prostranstvennoy-razvivayuschey-sredy-v-usloviyah-realizatsii-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.09.2020).
  6. Лексакова Н. В. Развивающая образовательная среда в детском саду: особенности формирования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschaya-obrazovatelnaya-sreda-v-detskom-sadu-osobennosti-formirovaniya-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-federalnogo (дата обращения: 14.09.2020).
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 14.09.2020).
  8. Реморенко И. М., Шиян И. Б., Шиян О. А. и др. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-problemy-realizatsii-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-po-itogam-issledovaniya-s-ispolzovaniem-shkal-dlya-kompleksnoy-otsenki (дата обращения: 14.09.2020).
  9. Слепцова И. Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-doshkolnogo-obrazovaniyakak-edinstvo-obrazovatelnogoprotsessa-usloviy-i-rezultata (дата обращения: 14.09.2020).
  10. Шакирова Е. В. Белкина В. Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschaya-predmetno-prostranstvennaya-sreda-detskogo-sada-soderzhanie-i-podhody-k-organizatsii (дата обращения: 14.09.2020).


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе. Тема:…

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе Тема: «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» Цель: Формирование уважительного отношения...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в…

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в старшей группе на тему: «Мы – строители» Цель: развитие речи детей с применением...

Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам»

Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам» Экологический, исследовательско-творческий проект. Первая младшая группа № 3 «Капитошка» Среднесрочный, сроки реализации: декабрь 2022 г. – февраль...

Читайте также

Дидактическая игра «Геометрический ряд»

Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...

Дошкольник и компьютерная игра

Дошкольник и компьютерная игра В современном мире процесс формирования общества подразумевает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в образовании. Его применение способствует увеличению...

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей…

Конспект образовательной деятельности «Обложка для книги экологических сказок» группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет Цель: Экологическое воспитание детей, как формирование экологического...