Особенности формирования временных представлений у детей дошкольного возраста

Время - ткань, из которой состоит жизнь.

Бенджамин Франклин. 

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

Время – это отражение развития природы, общества, человека, где информация о частях суток, о наступлении праздника или дня рождения, ребенок усваивает на опыте личной жизни или жизни, окружающих его людей.

Современная жизнь характеризуется невиданными скоростями резкой сменой ритмов и нехватки времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее его использовать и гораздо больше ценить. Нынешние производственные технологии также рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней необходимости жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как бедующему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, формировать предпосылки учебной деятельности.

Развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляет через повседневную жизнь и непосредственно образовательную деятельность.

Значительную роль в освоении временных представлений детьми принадлежат образовательной деятельности в повседневной жизни. Полезно опираться на режим дня. Четкий распорядок в чередовании видов деятельности в течение дня служит ребенку надежной опорой в различении суток. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а также природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознание частей суток, сезонов.

В образовательной деятельности очень важно опираться на особенности воспитания времени ребенком и закономерности развития его познавательной деятельности. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка.

Положительный эффект дает парное сопоставление контрастных, но взаимосвязанных между собой категорий: день-ночь, утро-вечер, секунда-минута, быстро-медленно, осень-лето, зима-весна и др. Большой интерес вызывает у детей знакомство с такими особенностями времени, как его связь с повседневной жизнью, текучесть, непрерывность, периодическая сменяемость. Познание временной длительности должно сочетаться с познанием временной последовательности, которые связаны друг с другом (части суток, дни недели, месяцы, сезоны и их последовательность, периодичность событий во времени и т.д.).

Познание мер времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) должно основываться на развитии «чувства времени» у ребенка, осознании им своего настоящего прошлого и будущего. Формальное манипулирование временными категориями, попытки заучить их, без осознания смысла и понимания взаимосвязи не только неэффективны, но и вредны. Такой подход может существенно затормозить развитие временных представлений у детей.

Поскольку время - чрезвычайно трудная для познания ребенка сфера действительности, необходимо использовать в работе самые различные способы и средства его «материализации»: картинки, модели, символы-знаки, календари и такие приборы для измерения времени, как песочные часы, секундомер, часы-конструктор, другие виды часов. С помощью таких способов можно определить окончание срока деятельности по песочным часам (сделать что-то за 1 мин., контролируя время по песочным часам). Проследить за секундомером: сколько кругов сделает стрелка. Рисовать на листе круги в течение 1 минуты, сосчитать, сколько кругов успел нарисовать. Посчитать, сколько вещей можно снять с куклы за 1 минуту. Просидеть 1 минуту, когда покажется, что минута прошла, поднять руку. В приёмной комнате детям одеться за одну минуту. 

Во второй младшей группе детей учат ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений, осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы (вопросы), объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры и др. Применение этих методов во многом зависит от возраста детей и особенностей конкретных дидактических задач, решаемых на данном занятии. У детей младшей группы формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения, затем дети 100 раз закрепляют свои знания о том, что делают взрослые и дети в беседах по картинкам, в сюжетно-дидактических играх и др. Малыши рассказывают, что они делают утром дома и в детском саду, что делают днем в детском саду, а что делают вечером дома. Воспитатель следит за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер».

В средней группе у детей расширяют представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро-день-вечер-ночь). Объясняют значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня», «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было у нас вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию (дети повторяют). Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии?» и т. д. Внимание детей обращается на текучесть времени. Детям объясняется, что то, что было сегодня постепенно отступает, а будущее постепенно приближается. Именно это и превращает «сегодня» во «вчера», а «завтра» в «сегодня». После этого детям предлагается загадка: «Что было вчера, а будет завтра?» (Сегодняшний день.) Чтобы предоставить детям возможность упражняться в локализации действий и явлений во времени, устанавливать их логическую последовательность, в этой возрастной группе на занятиях можно использовать 2-3 сюжетно связанных картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть их, разложить в последовательности. Важно, чтобы все дети правильно выполнили эту работу. Понятия «быстро», «медленно» формируются у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц и др. Например, ворона ходила медленно, гусеница ползла медленно, воробей прыгал быстро, одни рыбки, плавая в аквариуме, быстро двигались, а другие — медленно. Для закрепления и уточнения этих знаний можно также использовать картинки, игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Придумай предложение со словом, которое я назову»

В старшей группе детям дают представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Учат на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. В неделе семь суток. Для лучшего запоминания дней недели можно использовать картинки, короткие стихи, модели и т. д. Чтобы дети лучше запомнили последовательность дней недели, можно рекомендовать родителям закреплять эти знания дома. В обучении детей этого возраста используются дидактические игры, различные упражнения: «Назови следующий день», «Назови соседей названного дня» и т. д. Дошкольникам можно показать, что если неделя начинается с понедельника, то заканчивается она в воскресенье, а если с четверга, то заканчивается в среду

В подготовительной группе детям дают элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учат пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Развивают «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час) Учат определять время по часам с точностью до 1 часа.

На примере конкретных ситуаций показывается возможность точного определения времени. Специфика времени не позволяет организовывать непосредственные действия с единицами его измерения. Поэтому формирование знаний о неделе, годе и др. следует проводить на основе оперирования с эквивалентами — символами. В этой возрастной группе углубляются представления детей о временах года и самой единице — годе. Используются четырехцветные круги, фишки, что позволяет будущим школьникам лучше усвоить последовательность времен года, осознать, что длительность года не изменяется, если начать счет с любого времени года (от лета до лета или от зимы до зимы). Дети усваивают последовательность месяцев, соотносят месяцы и сезоны. Практикуются такие упражнения: «Выложи на круге месяцы, соответствующие весне, лету, осени» и т. д

Работа по ознакомлению детей со временем должна иметь ярко выраженную практическую направленность. Это проявляется в определении и измерении времени дошкольниками с помощью доступным им средств и способов действия. Возможность определения времени ребенком связана в значительной мере со значением чисел. Поэтому количественные и временные представления целесообразно развивать в единстве и взаимосвязи друг с другом.

Практическую ориентировку во времени следует рассматривать не как самоцель, а как условие интеллектуального развития дошкольников, средство совершенствования разных видов деятельности и формирования предпосылок к учебной деятельности.

Для этого используются разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки).

Наблюдение. Воспитатель проводит наблюдения индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Их содержанием является состояние природы, окружающей среды, виды, особенности деятельности детей и взрослых в то или иное время.

В процессе дидактических игр могут использоваться поэтические произведения, в которых воспеваются картины природы, созидательный труд людей. В этих случаях требуется тщательный отбор художественных произведений, небольшие по объёму(4-12 строк), доступных по содержанию, включающих знакомые детям временные категории. Такие занятия должны быть «особой игрой мысли и чувств, слова и образа» короткие.

При подготовке к ним воспитатель обращает внимание на интонации, логические ударения, паузы, продумывает различные способы общения с детьми; в ходе игры поощряет их стремление выразить в слове отношение, переживание "Утренние лучи", К. Уминского; "Негритенок Бимбо", Н. Васильева; "С добрым утром", Н. Пикулева; "Добрый вечер", И. Мазнин; "Ночь", С. Есенин; "Про маленького Мишку - упрямого сынишку", В. Орлов. "Как осленок Ляпа в футбол играл", В. Житомирский; "Сказка про вчерашний день", Е.Я. Ильина; "Наташа", А. Дрозд; "Завтра", Б.М. Федоров; "Хороший день", С.Я. Маршак и другие.

Многие настольно-печатные дидактические игры с природоведческим содержанием способствуют также и развитию представлений о времени у детей. Так, в игре « Кто, когда спит?» следует определить, кто спит днем, а кто ночью (например: сова, летучая мышь-днем, курица ,бабочка-ночью и т.п.).. В этой игре ребенок использует имеющиеся у него знания о мире живой природы и соединяет их со своими ощущениями времени. 

В подвижных играх слова-названия частей суток, дней недели, месяцев, сезонов могут служить сигналом для выполнения определенных движений или действий. В качестве такого же сигнала могут и использоваться малые формы фольклора и короткие поэтические четверостишия, в строках которые встречаются слова «день», «ночь», «утро», «вечер» и другие временные категории, например игра «Солнышко и лучики» , где дети стоят в кругу и по сигналу воспитателя выполняют соответствующие действия ,например: по сигналу «Утро!» -дети поднимают медленно руки вверх и тянутся на носочках» День»-дети разбегаются по группе или на участке ,»Вечер»-бегут к солнышку, «Ночь» -садятся на колени и закрывают глаза.

2 игра « Что нам солнышко покажет» .По сигналу воспитателя дети выполняют движения . «Утро» -дети встают на носочках и тянут руки вверх, «День»-производят движение рук вперед-назад, «Вечер»-поднимают вверх и опускают руки вниз, садятся на ковер, «Ночь» - дети закрывают руками лицо, открывают изображая луну, сжимают и разжимают кулачки , имитируя звезды в небе.

Беседы способствуют развитию у детей различных временных представлений. Ознакомление с месяцами можно начинать например с сказки

С. Маршака «12 месяцев», рассказ К. Ушинского «Четыре желания», стихотворение С.Я. Маршака «Открываем календарь – начинается январь». В.И. Даль «Старик – годовик».

Познавательные ситуации можно создавать и в играх – инсценировках. В них с помощью куклы воспроизводятся действия, на основе которых дети должны угадать, о каком времени идет речь. Кукла встает с постели, одевается, причесывается - утро, играет с мячом, ловит бабочку с сочком, обедает - день, раздевается перед сном - вечер. Дети могут выполнять роли дней недели, месяцев, часов в играх: «Неделя, стройся», «Найди соседей», «Найди свой день», «Назови свой месяц».

Уважаемые коллеги, проведем игру «Неделя, стройся»

Дидактическая игра «Неделя, стройся»

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы: набор карточек от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход:

На столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры. Вы, под музыку выполняете различные движения, а по окончанию вам нужно взять цифры со стола и построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 (вторник) и т д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Найди соседей»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, называть «соседей» недели

Материал: набор карточек цветных от 1до7

Ход:

Сейчас я разложу на столе карточки разного цвета от 1 до 7 и перемешаю их. Вы берите карточки и выстраиваетесь по порядку в соответствии с цветом, указанной на карточке. Вы «превратились» в дни недели.

Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»

Выстраиваются в указанном порядке.

Воспитатель: «Назовите свой день недели!»

Называют свой день недели.

Дети, которым не хватило карточек, по очереди обращаются к «неделе». Например: «Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)»

Игровое упражнение «Двенадцать месяцев».

Воспитатель раскладывает на столе карточки с числами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев.

Педагог задаёт вопросы:

Первый месяц, как тебя зовут?

Двенадцатый месяц, назови себя.

Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется.

Рисование и другие виды изобразительной деятельности. Детские представления о том, что происходит в то или иное время, особенно наглядно и ярко отражаются в изобразительной деятельности. Абстрактность, присущая времени, конкретные действия, совершающиеся в нем, стимулируют неуемное детское творчество. Этому способствуют и специально предлагаемые педагогом темы: «Зимнее небо», «Солнце ложится спать», «Самый красивый закат», «Что я люблю делать днем (или в другое время)», «Звездное время», «Лето красное», «Золотая осень», «Мой портрет», «Мир будущего». Изобразительное творчество детей будет более продуктивным, если оно опирается на опыт наблюдений за явлениями природы, изучение художественных картин и иллюстраций, а также знания о времени.

Чтение художественных произведений и рассказывание. Для закрепления знаний о частях суток и временах года используются небольшие рассказы, сказки, стихотворения и малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, потешки.

Предлагаю вашему вниманию короткое литературное произведение про девочку, а вы внимательно его послушайте и скажите мне, о каком времени года говорится в этом произведении.

Холодно. Девочка идет по снегу, слегка укрывшись стареньким платком. Ей нужно, во что бы то ни стало найти подснежники и наполнить ими корзину. Неожиданно она вышла на ярко освещенную поляну и увидела странные фигуры. Она приветливо поздоровалась с обитателями поляны и рассказала им о том, что ей нужно в лесу. Месяцы, а это были они. Стали оживленно и сочувственно переговариваться. Месяц Апрель, пожалев девочку, предложил ей свои услуги, ведь подснежники появляются именно в это время года. Девочка принесла цветы домой. Мачеха обрадовалась, но не поблагодарила девочку…..

О каком времени года говорится в этом произведении? (Весна.)

Рекомендуемые стихотворения о временах года

Я.Купала «Зима»

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала-

В поле вьюга загуляла.

Разбежалась с песней звонкой,

Все укрыла, как пеленкой,

Запушила снежным пухом-

Стало всюду пусто, глухо.

Загадки, которые помогают детям узнать о времени года

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется-

Это время года как у нас зовется? (Осенью)

Почему так происходит?

Через песни дети узнают о временах года:

Оживилась природа,

Расцветает земля ,

Это время пришло

Для тебя, для меня

Расцветает земля,

Оживилась природа,

И на пляжах песчаных

Собралась ребятня…. (Лето.)

В них в условной образной форме изображено время действия, течение времени, изменение времени. Они стимулируют познавательную деятельность, развивают способность к самостоятельному мышлению, учат рассуждать.

При чтении художественных произведений целесообразно обращать внимание детей на время, когда происходит действие. С этой целью полезно после чтения произведения задать несколько уточняющих вопросов. Очень важно перед чтением художественного произведения создать психологическую установку на его восприятие детьми: Я буду читать стихотворение (лучше всего наизусть или по карточке), а вы послушайте. Читать буду два раза. Первый раз - вы как будто встречаетесь писателем, знакомитесь с тем, о чем он написал. А когда буду читать второй раз, вы слушайте и думаете, о каком времени писал поэт. Как будто он спрашивает: «Какое это время года?» Что вы о нем узнали?» Что запомнилось и что понравилось?»

Г. Османова

1. Жил на свете старый дед,

Звали деда ГОДОМ,

На земле он много лет

Правил небосводом.

2. Утро солнышко будил,

И в добре, и в мире

Дочерей своих растил,

Было их четыре.

3. Жили дружною семьёй,

Старших уважали,

Друг за другом чередой

По земле гуляли.

4. Первая сестра-Зима

Нежно укрывала

Все дорожки и дома

Снежным одеялом

5. А за нею шла ВЕСНА,

Ручейком бурлила,

Листья новые она

Веточкам дарила.

Поднимала сонный лес

Звонкою капелью,

Разносилось до небес

Шумное веселье.

6. После Лето приходило

В платье с васильками

К морю теплому манило,

Знойными деньками.

В пляску бабочек звало,

Пело с соловьями,

Рядом с нею все цвело

Яркими цветами

7.ОСЕНЬ младшенькой была

И любимой дочкой,

Кисти яркие брала,

Красила листочки,

Собирала урожай,

Птичек провожала,

И с дождями невзначай

Слёзы проливала…

На земле их хоровод

Бесконечно длится…

Дни летели, с ними ГОД

Пролетал, как птица.
Модели и детские календари. Эти средства познания временных отношений начинаются использоваться в работе с детьми пятого года жизни, но в основном применяются в старшем дошкольном возрасте.

Модель и календарь – это своеобразный способ «материализация» времени, отражение его в наглядной, условно - схематизированной форме. Их предназначение – помочь детям легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прийти к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы общей системы.

Фани Наумовна Блехер рекомендовала использовать в работе с детьми календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени.

Так как отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц — наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени.

Дети легко усваивают, что листок — это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.

Для развития представлений о времени существуют различные виды моделей и календарей: простые и сложные, статичные и динамичные, плоские и объемные, круговые и линейные. Все они могут служить наглядными пособиями. Для их изготовления применяется бумага, пластик, картон, тонкая фанера, проволока и др. материалы. Дети, как правило, принимают посильное участие в этом, что уже само по себе способствует развитию у них временных представлений.

Моделироваться могут разные отрезки времени: сутки, неделя, год. Большую роль в этом играет цвет. Цветочные решение модели или календаря для детей связано с той или иной окраской объектов живой и неживой природы в разное время (года, суток). В отдельных случаях цвета подбираются условно: для обозначений дней недели могут браться цвета радуги.

Проблемные ситуации, задачи и вопросы могут применяться для развития представлений о времени у детей разного возраста, но чаще используется в работе со старшими детьми. По содержанию они чрезвычайно разнообразны.

Внимание детей постарше следует обращать на положение солнца на небе, степень освещенности земли и неба, ведущую цветовую гамму в разное время суток: преобладание голубого цвета утром, желтого – днем, серого – вечером, черного – ночью. Во время целевых прогулок, занимаясь ежедневными наблюдениями, можно спросить у старших детей: «Какое сейчас время суток? Что говорит в природе о том, что сейчас утро (день, вечер, ночь)? Где находится солнце на небе? (Высоко) Как оно светит? Какого цвета утреннее (дневное, вечернее, ночное) небо? На что похоже небо? Когда бывает рассвет? А закат?». Дети могут полюбоваться в конце дня красочным закатом солнца, утром послушать пение птиц, вечером - кваканье лягушек и стрекотание кузнечиков, днем - шум на улице, ночью почувствовать тишину, рассмотреть звездное небо и т.д. На основе наблюдений дети выделяют отдельные признаки, связанные с сезонными изменениями в природе: зимою холодно, идет снег, солнце светит, но греет мало, летом тепло, все растет и овощи, и фрукты, и цветы, и ягоды. Из отдельных признаков возникает постепенно общая характеристика сезона: погода, температура воздуха, длительность дня, состояние животных, растений, характерные виды деятельности человека в природе, сезонные изменения в одежде, праздники и развлечения. В процессе наблюдений воспитатель опирается на непосредственные, чувственно воспринимаемые детьми факты, их признаки, особенности и проявления, определяет и закрепляет в речи соответствующие им временные категории. Для младших детей в процессе наблюдений выбираются наиболее типичные и конкретные признаки, причем их количество должно быть небольшим. С возрастом объем выделяемых признаков может существенно увеличиваться. Они дают возможность в комплексе решать задачи умственного, эмоционального и речевого развития, способствует накоплению у детей представлений о времени. В процесс наблюдения полезно включать художественное слово: Пословицы, поговорки, загадки о времени, небольшие стихотворения.

Беседы проводятся в ходе НОД и вне. В процессе беседы воспитатель активизирует личный опыт ребенка, использует вопросы, начинающиеся со слов «что?», «когда?», (Что делают дети утром, когда просыпаются? Когда они делают гимнастику? Когда обедают? И т.д.). Эти вопросы следует варировать, учитывая, что на первый вопрос («Что?») ребенку отвечать легче, чем на второй («Когда?»). Дети могут рассказывать во время беседы, чем они занимались утром, днем, вечером (сегодня, вчера, завтра или в какой-либо день недели), перечисляют разные виды деятельности, осмысливают связи между содержанием деятельности и соответствующим временным отрезком, упражняются в его названии.

Показателем чувства времени для ребенка в первую очередь является его собственная деятельность, а потом уже деятельность других, в том числе и взрослых. Этот факт следует учитывать при работе с малышами. В разное время суток дети заняты многими видами деятельности.

Самые простые проблемные ситуации требуют от ребенка на основе нескольких признаков определить часть суток. Проблемные ситуации, задачи и вопросы, включающие знакомые детям временные категории, широко используются на занятиях, в процессе повседневной жизни, при проведении вечеров развлечений и досуга, викторин и других форм работы. Они могут инициироваться педагогом, самими детьми, предлагаться от имени знакомого литературного персонажа (Незнайки, Буратино, Почемучки и т.д.). Технология создания таких проблемных ситуации строится на использовании маловероятных условий и сказочных (волшебных) образов: «Зеркала времени», «Машина времени».

Проблемная ситуация создается и решается педагогом совместно с детьми. Вытекающие из проблемной ситуации последствия обсуждаются с помощью цепочки вопросов, адресованных детьми в процессе нахождения правильного решения.

Воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, необходимо очень активно использовать разнообразие дидактических средств и методов обучения при выполнении такой важной и общественно – значимой задачи, как формирование и развитие в сознании ребенка представлений о времени через наглядный материал:

-репродукции картин художников (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», а также работы И. Левитана, Н. Рериха и др),

-альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);

-плакаты (времена года, часы - определяем время и т.д.);

- настольно – печатные «Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня»;

- дидактические игры («Когда это бывает?», «Назови соседей», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «Найди ошибку», «Не ошибись!», «День и ночь», «Части суток», «Неделя стройся!», «Когда это бывает», «Будильник».

С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени должны использоваться различные методы:

- наглядные (показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов и т.д.);

- словесные (чтение сказок, отгадывание загадок);

- практические (игры, упражнения, опыты).

Ведущим является - практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д.).

Характерные особенности практического метода при формировании элементарных математических представлений:

- выполнение разнообразных практических действий;

- широкое использование дидактического материала;

- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом:

- выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме;

- широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности.

Данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом.

Упражнения бывают коллективными — выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя. 

Заключение:

С момента своего рождения ребенок ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов жизни: сон сменяют время кормления, время общения с миром. Дошкольник погружен в нерасчлененное время - пространство, ведь его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимым взрослым. Он ориентируется во времени в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой. 

Дети рассуждают так: "Время вообще есть, но без часов оно не заметно", "Часы не главное, часы - точное время, а настоящее время в днях, сутках". Дошкольник живет в собственных представлениях "здесь и теперь", где "минутка" - это слово, не соотносимое с физической мерой времени.

Воспитатель выполняет главную роль во всестороннем развитии ребенка. От воспитателя зависит многое. Чем больше он будет уделять ребенку внимания, тем более развитым будет ребенок. Если воспитатель стремится дать детям знания, эмоционально излагает новый материал, то с уверенностью можно сказать, что успех будет достигнут.

Используемая литература:

1. Бабаева, Т.И. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. -М.: Детство-Пресс, 2014. – 352 с.

2. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. – М.: Владос, 2005. – 160 с.

3. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2007. – 175 с.

4. Лебеденко Е.Н. Формиорвание представлений у дошкольников. – СПб.: Детство – пресс, 2003 г.

5. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика — это интересно. Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 185

6. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез. 2000. – 112 с.

7. Рихтерман Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.

8. Тихоненко В.И. Время. Круглый год. – М.: Просвещение, 2003г.

9. Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. -М., 2004.96 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения

Зрительные тренажёры для детей с нарушением зрения В своей группе «Сказка» я разместила зрительные тренажеры. Использование таких тренажёров является эффективным средством...

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде»

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде» Цели: Обеспечение физического развития детей с учетом индивидуальных возможностей развития путем реализации оздоровительного...

Безопасность в сети интернет

Безопасность в сети интернет Что такое Интернет? Интернет – эта Всемирная информационная сеть. Получив доступ к сети, можно сделать многое. При...

Читайте также

Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства»

Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства» Цель: Формировать представлений о традициях русского гостеприимства, знакомство с основными правилами этикета. Рассказать об...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...

Проект на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Проект на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Краткое описание проекта: Данный проект представляет собой работу по созданию развивающей среды...