Инновационная деятельность: метод проектирования в дошкольном учреждении

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию, которая проявляется в осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса стремлении к росту, самосовершенствованию.

Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Дошкольное образование не может, да и не должно быть монотехнологичным, но при разработке программ и выборе технологий важно, что все многообразные технологии должны способствовать формированию у ребенка главной потребности – саморазвития как естественного состояния.

Данному требованию в полной мере соответствует технология проектирования. Преимущество проектного метода заключается в том, что он позволяет показать детям спектр возможностей по исследованию мира, разные пути и способы достижения цели, использование разных видов детской деятельности в процессе решения задач, применение знаний, умений, навыков в различных практических ситуациях значимых для детей.

Основные теоретические позиции проектного обучения заключаются в том, что образовательный процесс выстраивается в логике деятельности, имеющей смысл для ребенка. В центре внимания педагога – ребенок. Выбирается индивидуальный темп работы над проектом, что обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень, а глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Направленность проектной деятельности базируется на принципе «я познаю то, что мне пригодится, и знаю, где и как я смогу применить полученные навыки и знания», который обеспечивает баланс между теоретическими и практическими навыками. Она позволяет активизировать природную любознательность детей и направить ее в нужное русло.

Концепция проекта включает в себя общие теоретические представления об образовательном процессе, его целях, принципах, содержании, методов, формах, а также о его материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей. Метод проектов обучает педагогов целеполаганию, планированию воспитательно-образовательной работы системно, логично и комплексно.

Д.Б. Эльконин выделял специфику дошкольного образования: обучение дошкольника является, по сути, процессом «усвоения» им содержания в разнообразных видах деятельности. Следовательно, в образовательном процессе дошкольного учреждения должны включаться и разумно чередоваться в течение дня разнообразные виды детской деятельности.

Возможности использования проектной деятельности при организации жизнедеятельности детей достаточно широки. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то конкретной проблемы, темы должны быть близки и понятны детям. В проекте, возможно, объединить содержание образования из различных областей знаний, в результате чего открываются большие возможности организации совместной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Формулировка цели призвана ответить на вопрос «Что необходимо сделать для снятия проблемы?». При этом может возникнуть множество идей, из которых нужно выбрать одну, наиболее рациональную, вокруг которой будет построена система работы по решению выявленной проблемы.

Важно отметить, что формулировка целей – очень ответственный этап проектирования педагогической системы, т.к. правильно заданная цель – это половина успеха в решении проблемы.

Длительность проекта зависит от того, насколько у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию и как педагогам удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими ее материалами, а также поддерживать проект методическими новыми идеями и ресурсами.

На основе высокой познавательной мотивации изменяется позиция ребенка: из пассивного участника он становится исследователем, открывателем. Развиваются самоконтроль, рефлексия, произвольность и другие волевые процессы, формируются нравственные качества: партнерство, принятие позиции другого, взаимопомощь, дружелюбие.

Таким образом, технология организации проектной деятельности, как формы включения детей, педагогов, родителей в совместную деятельность, наиболее результативна и отвечает современным требованиям построения модели образовательного процесса.

Список использованной литературы:

1. А.А. Сидорова «Как организовать проект с дошкольниками», Издательство «Сфера», 2016г;

2. К.Ю. Белая «Организация инновационной деятельности в ДОУ» (методическое пособие), Издательство «Сфера», 2017г;

3. Л. В. Михайлова-Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада», Издательство «Просвещение», 2015г.



Новые публикации

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!»

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!» Цель: Создать у детей радостное настроение в движениях и игровых, действиях под музыку...

Читайте также

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З.

«Мама – терапия» по методике Драпкина Б.З. Методика «Мама – терапия» применяется родителями, когда ребенок спит. Через 20-30 мин. после того...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. –...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР). Тематическая…

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы (3-5 лет ОНР) Тематическая неделя: «Домашние животные и птицы» Словарь. Существительные: животные, кот, котенок, собака, щенок, корова...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству в разновозрастной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству в разновозрастной группе Тема: «Пограничник на посту» Программное содержание.  Учить детей создавать в рисунке образ...

Конспект НОД «Экскурсия на хоздвор», старшая группа

Конспект НОД «Экскурсия на хоздвор», старшая группа Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Цель: развитие...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на…

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы» (Для детей подготовительной группы) Цель: продолжать помогать детям осваивать...





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...