Полоролевое воспитание дошкольников

Главная цель – осуществление полоролевого воспитания подрастающего поколения. Дефицит такого воспитания приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков, и, как следствие, появлению большого количества детей из неполных семей, опекаемых детей, плохой адаптацией юношей и девушек в трудовых или учебных коллективах.

В ракурсе этих проблем полоролевое воспитание является важным направлением. Суть полоролевого воспитания заключается в формировании адекватной полу модели поведения, правильном понимании роли мужчины и женщины в обществе и в овладении культурой в сфере взаимоотношений полов. Это означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола: учить девочку быть именно девочкой, а мальчика – именно мальчиком.

В дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются особенности мальчиков и девочек в эмоциональной, познавательной сферах, сферах деятельности, интересах и предпочтениях, характере мышления, памяти и других психических процессах, развитии речевой способности. Вместе с тем анатомические и физиологические предпосылки рассматриваются только как предпосылки, потенциальные возможности развития мальчиков и девочек, их полоролевого поведения. Этот процесс осуществляется под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания, что подтверждает необходимость целенаправленного педагогического руководства процессом становления мальчика как мужчины и девочки как женщины, формирования полоролевого поведения. На это указывают исследования Т.П. Хризман, А.И. Захарова, В.С. Мухиной, А.И. Хрипковой, Д.И. Колесова, И.П. Петрище, В.Д. Еремеевой, Т.В. Антоновой, В.А. Сопикова, Е. Маккоби и др [4].

По утверждению И.С. Кона, полноценное формирование личности ребенка не может осуществляться без учета психологических особенностей его пола, и самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое Я, – это половая принадлежность [1].

Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье, где он обнаруживает различия мужчин и женщин в их одежде и манере себя вести. Постепенно типичное поведение мужчин и женщин запечатлевается ребенком. Ребенок подражает как полезным формам поведения, которые представляют человека с лучшей стороны, так и негативному стереотипному поведению взрослых, являющемуся вредной социальной привычкой.

Взрослые сознательно или бессознательно обучают ребенка его половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируют его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Таким образом, ребенок, поступающий в детский сад, уже имеет первичные представления о своем поле.

В дошкольные годы появляются различия в интересах мальчиков и девочек, выражающиеся в тематике их игр и рисунков, предпочитаемых книг, музыкальных произведений, в особом познавательном отношении к различным сторонам действительности. Большое значение в этот период имеет направленность педагогических средств на максимальную активизацию самих детей в присвоении идеалов мужественности и женственности и варьирование различных форм воспитательных воздействий.

При таком подходе к воспитанию у мальчиков поддерживается и развивается смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки мужественности. У девочек развиваются мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, т.е. предпосылки женственности. Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста, подчеркивал В.А. Сухомлинский, отмечая, что, уже в «малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину» [2]. Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

В младшем школьном возрасте, который Э. Эриксон назвал «возрастом больших возможностей» важно продолжать полоролевое воспитание, начатое в дошкольном звене. В этом возрасте вырабатываются стереотипы полоролевого поведения [3]. Если в дошкольном детстве половые различия в большей степени воспринимались ребенком на внешнем уровне, то в младшем школьном возрасте половой дифференциации подвергаются психологические качества. Вопрос о том, что надо делать, чтобы тебя считали мальчиком или девочкой, заменяется вопросом, о том, каким для этого надо быть.

Решение этих вопросов осуществляется за счет привлечения ребенка к реально ценным занятиям, которые позволяют свободно проявлять ребенку качества, соответствующие его представлениям о мужском и женском.

Такие формы организации учебно-воспитательного процесса способствуют закреплению и обогащению полоролевого поведения, повышению учебной мотивации, раскрытию творческих способностей школьников и формированию навыков здорового образа жизни.

Итак, воспитание ребенка дошкольного возраста – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта, что даёт ему возможность адекватно ориентироваться в социальном окружении, осознавая самоценность собственной личности и других людей, выражая чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества [5].

Половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Полоролевое воспитание - составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе[6].

 

Библиографический список

1. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст]/И.С.Кон. – М.: Педагогика, 1985. - 158 с.

2. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина. - М., 1979. - Т. 1. – С. 23-24.

3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. [Текст] / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – 2-е изд.–М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352с. – (Библиотека зарубежной психологии).

4. Касьянова, Е.С. Социальные аспекты воспитания полоролевого поведения детей [Текст]/ Е. С. Касьянова// Современные проблемы науки и образования. – 2008. - №4.- С. 74-76.

5. Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. ди…канд. пед. наук: 13.00.07/ И.Н. Евтушенко. - Челябинск: Б. И.,2008 – 22с.6. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия[Текст]/В.В. Давыдов. - М., 1999. - Т. 2. - С. 166.





Новые публикации

Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию на тему «Виртуальная…

Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию на тему «Виртуальная экскурсия по музеям Челябинска» Программное содержание:1. знакомство детей с достопримечательностями родного...

Сценарий совместного с родителями развлечения на «День Матери» «В гостях…

Сценарий совместного с родителями развлечения на «День Матери» «В гостях у Козы с козлятами» Описание: сценарий непринужденного игрового развлечения, приуроченного ко Дню Матери в средней группе детского...

Эссе - консультация. Тема: «Использование кинезиологических игр и упражнений в…

Эссе - консультация. Тема: «Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Актуальность темы данного исследования обуславливается...

Читайте также

Перспективный план по ознакомлению детей с творческими профессиями в старшей…

Перспективный план по ознакомлению детей с творческими профессиями в старшей – подготовительной группе Месяц    Профессия            Цель: Методические приёмы           Сентябрь           Актёр театра - Продолжать...

Проектная деятельность в детском саду

Проектная деятельность в детском саду Одна из актуальных задач в сфере образования – профилактика «профессионального застоя», снижающего эффективность педагогической деятельности. Сегодня...

Занятие по развитию речи в старшей группе (с применением пальчиковой…

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Занятие по развитию речи в старшей группе (с применением пальчиковой игротеки) «Весна идет, весне дорогу» Программное содержание:...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

Статья. На карантине дома с дошкольником.

На карантине дома с дошкольником. Подготовила: воспитатель ГБДОУ детский сад №110 Невского района Санкт-Петербурга.          Жизнь многих родителей дошкольников мало отличается от самоизоляции. Они проводят дома кучу времени, пытаясь развлечь настойчивого трёх- или пятилетку. Поговорим о том, чем родителям...

Проект "Одаренные дети"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад комбинированного вида №30»   Проект ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ     Автор проекта: музыкальный руководитель МБДОУ№30 Ажгиревич М.В. г. Королев 2017-2018.           Участники проекта: Творческая группа...

Открытое занятие "Космическое путешествие" для старшей группы.

МАДОУ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЕВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Детский сад комбинированного вида №42 «Карусель» План-конспект открытого мероприятия для старшей  группы ДОУ «Космическое путешествие» Автор: музыкальный руководитель Ажгиревич М.В. Королев 2019.   Цель: Расширить представления детей о космосе. Образовательные задачи: Расширять знания детей...

Серия консультаций для родителей по музыкальному воспитанию.

Муниципальное образование Ленинский муниципальный район Московской области Муниципальное Автономное Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39 «Ромашка» Серия консультаций для родителей по музыкальному воспитанию детей.   Автор-составитель: Ажгиревич М.В.  музыкальный руководитель г.Видное 2019 г. СОДЕРЖАНИЕ. 1.Учимся слушать музыку дома (Сентябрь) 2.С...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство