Скалолазание в физическом воспитании детей с общим недоразвитием речи

Скалолазание – один из экстремальных видов активного отдыха и спорта, предполагающий лазанье по природному или искусственно созданному рельефу. При этом спортсмен имеет возможность использования природных особенностей скальных образований, цепкость своих пальцев, силу своих рук, ног и всего туловища.

В современном мире нам всем не хватает достаточного уровня физических нагрузок для поддержания активной формы и попросту здорового состояния организма. Многие выбирают именно скалолазание в качестве полезного вида спорта для взрослых и детей. С помощью скалолазания можно одновременно тренировать мышцы, сердечно-сосудистую систему, работать над развитием баланса, гибкости, а также улучшить координацию движений, привести спинные мышцы в тонус. Полезным скалолазание является и с точки зрения психологов. Основной причиной, из-за которой люди приходят на подобные тренировки, является желание побороть собственные страхи, стать более уверенными в себе.

На сегодняшний день скалолазание приобретает всё большую популярность, возникают новые виды скалолазания, в некоторых странах мира оно включено в школьные программы, разрабатываются и специальные проекты для людей с ограниченными физическими возможностями.

С сентября 2009 года в нашем учреждении реализуется программа физического воспитания дошкольников с идеей организации занятий на скалолазном стенде (скалодром) «Альпиненок». Программа является частью ООП учреждения, формируемой участниками образовательных отношений, и реализуется с детьми групп компенсирующей направленности. Компенсирующие группы нашего детского сада посещают дети со сложными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне – общее недоразвитие речи. Как правило, речевая патология сопровождается:

  • Недостаточно сформированной функцией крупной моторики (движения рук, ног, туловища).

Отставание проявляется:

- в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости.

- в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

- характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений.

  • Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики (движения кистей, пальцев рук)

- у значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

- многие дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, зашнуровывают ботинки.

Такие учёные, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Общеизвестно, что удовлетворение одной из физиологических потребностей детского организма - движение в любой форме, решает множество задач воспитательных, образовательных и оздоровительных. А также предупреждает появление отклонений в речевом, моторном и физическом развитии. Поэтому, одним из важных направлений в работе с детьми с ОНР является физическое воспитание.

Цель нашей программы: содействие принятию ребенком активного, здорового образа жизни в качестве осознанной личной траектории развития. Направленность программы «Альпиненок» физкультурно-спортивная. Она рассчитана на детей среднего (4-5 лет) и старшего (5-7лет) дошкольного возраста и реализуется в течение 3-х лет. В нашем детском саду оборудован специальный комплекс для лазанья. Он состоит из тренажеров «Стенолаз» и «Скалодром».

«Стенолаз» находится в коридоре детского сада и представляет простую конструкцию, состоящую из деревянных брусков, горизонтально, вертикально или ступеньками закрепленных на стене. По всей длине бруска сверху сделаны разноцветные углубления для пальцев. Тренажер «стенолаз» предназначен для тренировки постановки ноги на опору и хвата рукой за зацепы при лазании. Важно правильно и надежно ставить ноги на опору, чтобы удержать себя в определенных позах.

Ежедневно ребятишки свободно передвигаются по «Стенолазу». Кроме этого для детей разработаны специальные упражнения на стенолазе (на месте и в движении). Упражнения на стенолазе развивают у детей тонкие движения и мелкую моторику пальцев рук, силу пальцев рук и формируют произвольность движений; укрепляют мышцы спины, плечевого пояса и ног; развивают динамическое равновесие.

«Скалодром находится в физкультурном зале и представляет собой щиты с покрытием, имитирующим природные скалы. На щитах навинчены разноцветные «зацепки». Зацепка – это то, за что можно ухватиться, приподнять себя и пройти путь любой сложности. Для более интересного и разнообразного лазанья «зацепки» крепятся на разном расстоянии, это увеличивает сложность маршрута, а от детей требует проявления гибкости, силы и выносливости. 1 раз в неделю инструктор физкультуры проводит с детьми специальное практическое занятие, на котором он знакомит детей со скалодромом, с техникой безопасности при лазании, обучает способам передвижения на скалодроме. В рамках этих занятий дети выполняют на скалодроме специальные упражнения на месте и в движении. А также для детей разработаны специальные игры на скалодроме. Основная цель таких игр: закреплять умение влезать на скалодром, слезать не спрыгивая, развивать быстроту, ловкость.

Актуальность занятий скалолазанием несомненна: они не только развивают физические способности ребенка, укрепляют здоровье и приобщают к здоровому образу жизни, но и содействуют воспитанию человека, способного к самостоятельной поисковой и творческой деятельности, способствуют формированию его навыков и привычек, развитию психических процессов, нравственных убеждений и мировоззрения. Занятия призваны стимулировать желание заниматься двигательной деятельностью, поощряя активность каждого ребенка, развивая его стремление путем упражнений добиваться всё более значимых результатов.





Новые публикации

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема:…

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема: Космические приключения Для детей средней группы (4-5 лет) Цель: формирование знаний детей...

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся)

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся) Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый...

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С…

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С Михалкова) Цель: Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей. Учить узнавать и...

Читайте также

«Семья как социально-культурный институт развития личности ребенка»

«Семья как социально-культурный институт развития личности ребенка»   В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное. Современная наука убеждена, что...

Перспективное планирование работы по формированию ЗОЖ с детьми 5 –…

Перспективное планирование работы по формированию ЗОЖ с детьми 5 – 6 лет                                Виды и формы работы                            Работа с родителями Сентябрь НОД...

Сценарий открытого занятия «Юные исследователи»

Сценарий открытого занятия «Юные исследователи»   Цель занятия. Для родителей. Познакомить с оборудование и понятием «Сенсорные коробки». Обозначение преимуществ работы с сенсорными коробками. Для детей. Развитие воображения. Развитие мелкой...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

Земля - живой организм

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга 197345, СПб, ул. Туристская, д.18, корп.2, литера А ОО "Познавательное развитие " Дидактический плакат "Сортируем мусор - бережем природу"  (Для детей от 6 - 7 лет) Разработал: воспитатель...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое? Экологическое воспитание   — это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе...

Конспект занятия по рисованию (Рисование ватными палочками)  «Жёлтые одуванчики на лужайке»

  Программное содержание: Учить детей рисовать одуванчики с натуры сначала простым карандашом, располагая их на всем листе. Учить самостоятельно подбирать цвета, обводить точками нарисованный контур ватной палочкой с гуашью; украшать изделие точками, используя ватные палочки. Расширять представления детей о весне...

ЗНАКОМИМ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ …

  ЦЕЛЬ: - Пополнить знания о первых цветущих растениях, закрепить их названия (тюльпан, нарцисс, крокус, одуванчик); - Продолжать учить рассматривать растение на примере одуванчика, выделяя его части: стебель, корень, лист, цветок; - Воспитывать бережное отношение к первоцветам, желание ухаживать за...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство