Психолого-педагогические условия формирования культуры общения у детей подготовительной к школе группы

Одной из актуальных задач дошкольного образования является формирование гармоничной личности ребенка, при этом готовность к эффективному общению с другими людьми выступает необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Формирование культуры общения является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире.

Проблемой воспитания культуры общения у старших дошкольников занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Л.Ф. Островская и др.

С.В. Петерина определяет культуру общения ребенка как совокупность норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, владение формами вежливого обращения, умения вступать в контакт и поддерживать его, учитывать особенности других людей.

Возраст 6-7 лет является благоприятным периодом для развития культуры общения детей. Психологическими предпосылками воспитания культуры общения в подготовительной группе выступают следующие возрастные особенности усвоение моральных чувств и нравственных представлений; развитие новых форм общения со взрослым и со сверстниками; усвоение норм поведения и общения; развитие коллективного характера деятельности.

Проблема воспитания культуры общения у старших дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность ее очевидна, поскольку именно в культуре общения заложены этические инстанции, нормы и правила общения в социуме, выступающие базой для зарождения индивидуальных вариантов отношения к себе и к другому, основных нравственных качеств личности.

Содержанием работы по воспитанию культуры общения у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения является:

- обучение детей выполнению норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,

- использование соответствующего словарного запаса и форм обращения в зависимости от ситуации общения;

- обучение вежливому поведению в общественных местах;

- формирование умения не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

Процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста вызывает необходимость подбора и внедрения в воспитательный процесс особых педагогических условий.

Н. Колпакова считает, что одним из основных педагогических условий, которого должны придерживаться воспитатели в ходе воспитания культуры общения у старших дошкольников выступает построение содержания работы, с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности. При этом, воспитателям важно помнить, что данная работа также должна быть направлена на:

- закрепление уже знакомых правил общения;

- ознакомление детей с новыми, еще не усвоенными ими правилами культуры общения;

- расширение возможной для детей сферы их применения.

Согласно исследованиям С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, Л.Ф. Островской в старшей группе содержание процесса воспитания культуры общения следует включать обучение детей:

- умению держаться естественно в ситуациях общения;

- смотреть в лицо партнеру по общению;

- умению отвечать на вопросы и самому их формулировать;

- ждать окончания разговора, вести себя сдержанно;

- следить за своей позой, жестами, мимикой во время разговора.

В дополнение к этому содержанию, С.В. Петерина утверждает, что у детей 6-7 лет также необходимо формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам общения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений.

Немаловажным педагогическим условием является использование разнообразных методов и приемов в процессе воспитания культуры общения у старших дошкольников.

В частности, Л.Ф. Островская говорят о том, что в данном процессе воспитатель может использовать следующие методы:

- прослушивание произведений художественной литературы;

- этические беседы;

- коллективные игры в их многообразии;

- создание проблемных ситуаций;

- просмотр мультфильмов.

Сюжетно-ролевую игру как один из наиболее эффективных методов воспитания культуры общения у старших дошкольников называют Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова.

С.В. Петерина, также ставит на первое место игровые методы в процессе воспитания культуры общения у детей. При этом, она рекомендует воспитателям включать в воспитательный процесс коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею.

По мнению Л.Дубиной для эффективного воспитания культуры общения у старших дошкольников воспитателям следует использовать методику вспомогательных средств общения. Эти вспомогательные средства должны быть направлены на работу по двум направлениям:

- обучение старших дошкольников навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций;

- активизацию отдельных видов неречевого общения.

В качестве таких вспомогательных средств автор называет:

- мимику в рисунках (изображение лиц, выражающих разные эмоции);

- пантомимику в рисунках (изображение эмоций, настроения в позах);

- свободное и тематическое рисование;

- музыкальное сопровождение.

Значимым педагогическим условием воспитания культуры общения у старших дошкольников, как указывает Е.О. Смирнова, выступает учет воспитателем в ходе работы возможных трудностей, которые могут возникать у детей во время общения, присущих им форм поведения в разных ситуациях общения для того, чтобы оказывать профессиональную помощь детям по мере необходимости.

И.В. Курочкина считает, что для воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста важное значение имеет осуществление данного процесса в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Важно, чтобы в процессе активизации у старших дошкольников стремления к общению воспитатели поддерживали попытки детей самостоятельно организовывать игры друг с другом, а также помогали тем детям, у которых не наблюдается стремления завязывать контакты со сверстниками, и детям, которые являются зачинщиками конфликтов, при этом, предварительно, выяснив причины тех или иных трудностей общения у данных детей.

Для формирования у старших дошкольников навыков коллективизма возможно организовывать совместную деятельность детей, в ходе выполнения которой они смогут почувствовать удовлетворение от соучастия в общем деле, установить отношения на основе доброжелательности. Переполненные впечатлениями от совместной деятельности, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Таким образом, общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

Выполнение совместных видов деятельности способствует тому, что дети попадают в условия, когда необходимо строить диалог, договариваться, делать что-то вместе, распределять обязанности и т.д. Все это вызывает побуждение поделиться впечатлениями, что-то уточнить, а также способствует формированию у старших дошкольников таких умений как:

- внимательно относиться к сверстникам;

- выслушивать сверстников, высказывать свою точку зрения, идеи;

- согласовывать свои действия с действиями сверстников;

- строить диалог, договариваться.

Использование в процессе воспитания культуры общения ведущего вида деятельности дошкольного периода детства – игры, также является одним из педагогических условий, поскольку именно игра предоставляет детям возможности закрепить полученные знания о нормах и правилах общения в ходе проигрывания различных ситуаций общения. Для старших дошкольников характерна сюжетно-ролевая игра.

По мнению Т.В. Антоновой, именно сюжетно-ролевые игры предлагают целый ряд возможностей для коллективного обсуждения, рефлексивного мышления и совместного решения проблем. Сообща старшие дошкольники договариваются о взаимоприемлемых условиях и сюжетных линиях игры и совместно вырабатывают ее структуру.

Немаловажным педагогическим условием является пример взрослых в процессе их общения с детьми, особенности их стиля общения. Для этого можно организовывать прием в группе различных гостей (заведующей, медсестры и т.д.). Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.

Таким образом, анализ литературы показывает, что основными педагогическими условиями воспитания культуры общения у старших дошкольников выступают: создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, развитие коммуникативных навыков и умений;

накопление и обогащение знаний детей о культуре общения и формах ее проявления; перенос усвоенных знаний и правил общения в речевую и др. виды деятельности.

 

Литература.

  1. Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2010. 23 с.
  2. Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.: Просвещение, 2010. 79 с.
  3. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. 2015. № 10. С. 26-36.
  4. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения // Дошкольное воспитание. 2010. №10. С. 12-15.
  5. Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М.: Владос, 2013. 224с.
  6. Островская Л.Ф. Поведение – результат воспитания. Учебное пособие. Дошкольное воспитание – 5-е издание. - М.: Просвещение, 2011. 120с.
  7. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2011. 96 с.
  8. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. М.: Мозаика-синтез, 2012. 192 с.




Новые публикации

«Пальчиковый игротренинг»

«Пальчиковый игротренинг» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию». В.М. Бехтерев. Пальчиковый игротренинг - это развитие мелкой моторики в...

Подвижные игры дошкольников

Подвижные игры дошкольников Введение Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Одна из характерных особенностей подвижных игр...

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня»

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня» Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. Образовательные задачи: развивать разговорную речь...

Читайте также

Конструирование из бумаги «Лыжник»

Конструирование из бумаги «Лыжник» Цель: обучение детей созданию творческих работ на занятиях по конструированию. Задачи: Образовательные: обучать детей навыкам работы с бумагой, картоном. Познавательные:...

План-конспект занятия в старшей группе по физической культуре «Веселые поросята»

План-конспект занятия в старшей группе по физической культуре «Веселые поросята» Задачи: Закрепить выполнение упражнений танцевально-ритмической гимнастики с предметами. Повторить выполнение кувырков и...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Такие разные…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Такие разные куклы»   Цель: научить детей любить и уважать народную культуру через образ тряпичной куклы. Задачи: -...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

Игровые технологии в ДОУ

В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды игр: 1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении ( «Прогулка в парах» ,  «По узенькой дорожке» ,  «Ай-да»  и др.). 2...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребенка».

Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, коммуникативной компетентности педагогов. «Знакомство». Я вас всех приветствую и предлагаю, передавая по кругу мягкую игрушку, представиться и сказать, с какой игрушкой вы себя ассоциируете. «Мое качество». Психолог: Сейчас у нас будет возможность больше...

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве...

Консультации для родителей «Воспитание ответственности у детей»

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство