Педагогика как наука. Её предмет, задачи, отрасли педагогического знания, связь педагогики с другими науками о человеке

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитывать. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества. Этим процессом занимаются хорошо подготовленные специалисты и целая наука о воспитании, которая называется педагогикой. Свое название она получила от греческого слова «пайдес» - дети и «аго» - вести, в дословном переводе означает искусство направлять воспитание ребенка, а слово «педагог» можно перевести как «детоводитель».

В педагогическом руководстве нуждаются все люди. Но особенно остро эти вопросы стоят в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что в тот период закладывается основное качества будущего человека.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семья, образовательный и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в том случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерность, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствовании деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. Система педагогических знаний- взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Задачи педагогики:

Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникает междисциплинарные научные отрасли

Отрасли педагогики:

- педагогика школы (дидактика, или теория и общая методика обучения; теория и методика воспитания; управление, или школоведение);

- педагогика высшей школы;

- отраслевая педагогика: военная, инженерная, спортивная, медицинская и т.д.;

- специальная педагогика (или компенсаторная). Изучает особенности организации педагогического процесса:

1) сурдопедагогика – с глухонемыми детьми;

2) тифлопедагогика – со слепыми детьми;

3) олигофренопедагогика – с умственно отсталыми детьми.

- социальная педагогика (влияние общества на обучение и воспитание детей), в том числе семейная, досуговая и т.д.;

- сравнительная педагогика (изучение педагогических учений других стран);

- дошкольная педагогика;

- андрагогика (образование, обучение и воспитание взрослых);

- история педагогики.

Исключительно большое значение в развитии педагогики имеют ее связь с другими науками. Она развивает, укрепляет и совершенствуя свои связи с:

- философией (часть философии, которая занимается проблемами воспитания, называется философией воспитания);

- социологией (объясняет влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений);

- политологией (исследуя закономерности функционирования и развития политической сферы общества, опирается на события и факты);

- этикой (связь с этикой помогает решению педагогических задач нравственного воспитания учащихся);

- эстетикой (предполагает решение задачи формирования у учащихся чувства прекрасного, эстетического отношения к действительности);

-психологией (это наука, без которой педагогика вообще не может развиваться и выводить свои законы и правила. Педагогика пользуется психологическими знаниями для выявления, описания, объяснения систематизации педагогических фактов и методами исследования);

- анатомией и физиологией человека (основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном тапе – развитие высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, развитие и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы);

- этнографией (наука о бытовых и культурных особенностях народов);

- информатикой (изучают современные информационные технологии, помогает правильно использовать их в педагогическом процессе).



Новые публикации

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!»

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!» Цель: Создать у детей радостное настроение в движениях и игровых, действиях под музыку...

Читайте также

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП…

«Незнайка в гостях у ребят» Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе Цель. Упражнять в счете до 10 в прямом порядке...

Чудесное завершение осени

Чудесное завершение осени Ну вот и проводили мы нашу чудесную осень! Но мы не будем грустить! Потому что в конце ноября...

Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе

Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе

Читайте также

Дидактическая игра «Осеннее дерево» в группе второго раннего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Осеннее дерево» в группе второго раннего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическая игра «Осеннее дерево» предназначена для детей 2-3 лет и направлена...

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд»

Проектная деятельность в средней группе «Удивительный мёд» 1. Тема: «Удивительный мёд». 2. Автор проекта: воспитатели. 3. Актуальность: Проблема сохранения здоровья человека является важной задачей...

Создание интерактивных игр для использования на музыкальных занятиях по приобщению…

Создание интерактивных игр для использования на музыкальных занятиях по приобщению детей к народной культуре Цель: повышение ИКТ - компетентности педагогов ДОУ...





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...