Педагогика как наука. Её предмет, задачи, отрасли педагогического знания, связь педагогики с другими науками о человеке

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитывать. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества. Этим процессом занимаются хорошо подготовленные специалисты и целая наука о воспитании, которая называется педагогикой. Свое название она получила от греческого слова «пайдес» - дети и «аго» - вести, в дословном переводе означает искусство направлять воспитание ребенка, а слово «педагог» можно перевести как «детоводитель».

В педагогическом руководстве нуждаются все люди. Но особенно остро эти вопросы стоят в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что в тот период закладывается основное качества будущего человека.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семья, образовательный и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в том случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерность, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствовании деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. Система педагогических знаний- взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Задачи педагогики:

Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникает междисциплинарные научные отрасли

Отрасли педагогики:

- педагогика школы (дидактика, или теория и общая методика обучения; теория и методика воспитания; управление, или школоведение);

- педагогика высшей школы;

- отраслевая педагогика: военная, инженерная, спортивная, медицинская и т.д.;

- специальная педагогика (или компенсаторная). Изучает особенности организации педагогического процесса:

1) сурдопедагогика – с глухонемыми детьми;

2) тифлопедагогика – со слепыми детьми;

3) олигофренопедагогика – с умственно отсталыми детьми.

- социальная педагогика (влияние общества на обучение и воспитание детей), в том числе семейная, досуговая и т.д.;

- сравнительная педагогика (изучение педагогических учений других стран);

- дошкольная педагогика;

- андрагогика (образование, обучение и воспитание взрослых);

- история педагогики.

Исключительно большое значение в развитии педагогики имеют ее связь с другими науками. Она развивает, укрепляет и совершенствуя свои связи с:

- философией (часть философии, которая занимается проблемами воспитания, называется философией воспитания);

- социологией (объясняет влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений);

- политологией (исследуя закономерности функционирования и развития политической сферы общества, опирается на события и факты);

- этикой (связь с этикой помогает решению педагогических задач нравственного воспитания учащихся);

- эстетикой (предполагает решение задачи формирования у учащихся чувства прекрасного, эстетического отношения к действительности);

-психологией (это наука, без которой педагогика вообще не может развиваться и выводить свои законы и правила. Педагогика пользуется психологическими знаниями для выявления, описания, объяснения систематизации педагогических фактов и методами исследования);

- анатомией и физиологией человека (основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном тапе – развитие высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, развитие и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы);

- этнографией (наука о бытовых и культурных особенностях народов);

- информатикой (изучают современные информационные технологии, помогает правильно использовать их в педагогическом процессе).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск»

Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск» Цель: воспитывать у детей патриотические чувства гордости за свою страну- Россию, за...

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы Образовательная область: познавательное развитие ФЭМП. Вид деятельности: познавательно-исследовательская. Форма проведения: игра-путешествие. Цель: закрепить знания, умения и навыки детей...

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУ Тема…

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУТема «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности» «Музыкальное воспитание −это не...

Читайте также

Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста»

Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста» Возраст детей: 5 – 7 лет. Цель: Формирование знаний у детей о...

Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных…

Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Математика» Возраст: 6 –...