Педагогика как наука. Её предмет, задачи, отрасли педагогического знания, связь педагогики с другими науками о человеке

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитывать. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества. Этим процессом занимаются хорошо подготовленные специалисты и целая наука о воспитании, которая называется педагогикой. Свое название она получила от греческого слова «пайдес» - дети и «аго» - вести, в дословном переводе означает искусство направлять воспитание ребенка, а слово «педагог» можно перевести как «детоводитель».

В педагогическом руководстве нуждаются все люди. Но особенно остро эти вопросы стоят в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что в тот период закладывается основное качества будущего человека.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семья, образовательный и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в том случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерность, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствовании деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. Система педагогических знаний- взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Задачи педагогики:

Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникает междисциплинарные научные отрасли

Отрасли педагогики:

- педагогика школы (дидактика, или теория и общая методика обучения; теория и методика воспитания; управление, или школоведение);

- педагогика высшей школы;

- отраслевая педагогика: военная, инженерная, спортивная, медицинская и т.д.;

- специальная педагогика (или компенсаторная). Изучает особенности организации педагогического процесса:

1) сурдопедагогика – с глухонемыми детьми;

2) тифлопедагогика – со слепыми детьми;

3) олигофренопедагогика – с умственно отсталыми детьми.

- социальная педагогика (влияние общества на обучение и воспитание детей), в том числе семейная, досуговая и т.д.;

- сравнительная педагогика (изучение педагогических учений других стран);

- дошкольная педагогика;

- андрагогика (образование, обучение и воспитание взрослых);

- история педагогики.

Исключительно большое значение в развитии педагогики имеют ее связь с другими науками. Она развивает, укрепляет и совершенствуя свои связи с:

- философией (часть философии, которая занимается проблемами воспитания, называется философией воспитания);

- социологией (объясняет влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений);

- политологией (исследуя закономерности функционирования и развития политической сферы общества, опирается на события и факты);

- этикой (связь с этикой помогает решению педагогических задач нравственного воспитания учащихся);

- эстетикой (предполагает решение задачи формирования у учащихся чувства прекрасного, эстетического отношения к действительности);

-психологией (это наука, без которой педагогика вообще не может развиваться и выводить свои законы и правила. Педагогика пользуется психологическими знаниями для выявления, описания, объяснения систематизации педагогических фактов и методами исследования);

- анатомией и физиологией человека (основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном тапе – развитие высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, развитие и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы);

- этнографией (наука о бытовых и культурных особенностях народов);

- информатикой (изучают современные информационные технологии, помогает правильно использовать их в педагогическом процессе).





Новые публикации

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий и нестандартного физкультурного оборудования в работе…

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий и нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками

Конспект игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Конспект игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Театр» III средняя группа Цель: Развивать коммуникативные способности детей посредством игры. Задачи: Продолжать учить выполнять роли, побуждать детей драматизировать...

Дидактические игры, как средство эффективного знакомства детей с коми орнаментом

Дидактические игры, как средство эффективного знакомства детей с коми орнаментом Отличительной особенностью народного творчества коми является орнамент, которым украшают одежду, различные...

Читайте также

Родительское собрание «Наши пернатые друзья»

Родительское собрание «Наши пернатые друзья» Цель: открыть одну из страничек удивительного мира пернатых.   Ход мероприятия Воспитатель: Добрый вечер, дорогие дети и уважаемые взрос­лые! Мы рады...

Игровые технологии для дошкольников

Игровые технологии для дошкольников   Возраст детей, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетенция называется дошкольным. Он является уникальным...

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Скоро в школу»

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Скоро в школу» Цель: 1. Психологическая подготовка детей к школе. 2. Развитие эмоционально-личностной сферы психики детей. 3. Развитие познавательных способностей. 4...


Комментарии

  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия по рисованию "Полезная еда для Винни - Пуха, витамины для здоровья" в средней…

Конспект занятия по рисованию «Полезная еда для Винни-Пуха, витамины для здоровья» в средней группе Цель: Создание условий для развития творческих способностей в процессе продуктивной деятельности. Задачи. учить детей различать полезные и вредные продукты ; объяснить детям, как витамины влияют на...

Планирование по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» Изобразительная деятельность: «Лепка» (группа раннего возраста)

Сентябрь 1.Тема: «Мячики» Цель: учить лепить округлые предметы, раскатывать формы круговыми движениями ладоней, рассматривать игрушки и предметы, вслушиваться в инструкции педагога и правильно выполнять действия; развивать умение понимать речь педагога, навык фразовой речи, побуждать к высказываниям, обогащать словарный запас. Литература:...

Планирование по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» Изобразительная деятельность: «Рисование» (группа раннего возраста)

Сентябрь 1. Тема: «Лошадка» Цель: учить рисовать животных ладонью, вслушиваться в инструкции педагога и правильно выполнять действия; развивать умение понимать речь педагога, навык фразовой речи, побуждать к высказываниям, обогащать словарный запас. Литература: Веракса Н.Е, с.9 2. Тема: «Тайна дождя» Цель:...

Мастер-класс с детьми среднего возраста «Игровая кукла «Зайчик на пальчик»

Мастер-класс «Игровая кукла «Зайчик на пальчик» Для детей средней группы. Продолжительность мастер – класса: 20 минут Цель: приобщить детей к народной культуре через совместное творчество. Задачи: - привлекать внимание к русской культуре - дать представление о разнообразии народных кукол и их...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство