Педагогика как наука. Её предмет, задачи, отрасли педагогического знания, связь педагогики с другими науками о человеке
Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитывать. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества. Этим процессом занимаются хорошо подготовленные специалисты и целая наука о воспитании, которая называется педагогикой. Свое название она получила от греческого слова «пайдес» - дети и «аго» - вести, в дословном переводе означает искусство направлять воспитание ребенка, а слово «педагог» можно перевести как «детоводитель».
В педагогическом руководстве нуждаются все люди. Но особенно остро эти вопросы стоят в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что в тот период закладывается основное качества будущего человека.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семья, образовательный и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в том случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерность, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствовании деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. Система педагогических знаний- взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.
Задачи педагогики:
Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникает междисциплинарные научные отрасли
Отрасли педагогики:
- педагогика школы (дидактика, или теория и общая методика обучения; теория и методика воспитания; управление, или школоведение);
- педагогика высшей школы;
- отраслевая педагогика: военная, инженерная, спортивная, медицинская и т.д.;
- специальная педагогика (или компенсаторная). Изучает особенности организации педагогического процесса:
1) сурдопедагогика – с глухонемыми детьми;
2) тифлопедагогика – со слепыми детьми;
3) олигофренопедагогика – с умственно отсталыми детьми.
- социальная педагогика (влияние общества на обучение и воспитание детей), в том числе семейная, досуговая и т.д.;
- сравнительная педагогика (изучение педагогических учений других стран);
- дошкольная педагогика;
- андрагогика (образование, обучение и воспитание взрослых);
- история педагогики.
Исключительно большое значение в развитии педагогики имеют ее связь с другими науками. Она развивает, укрепляет и совершенствуя свои связи с:
- философией (часть философии, которая занимается проблемами воспитания, называется философией воспитания);
- социологией (объясняет влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений);
- политологией (исследуя закономерности функционирования и развития политической сферы общества, опирается на события и факты);
- этикой (связь с этикой помогает решению педагогических задач нравственного воспитания учащихся);
- эстетикой (предполагает решение задачи формирования у учащихся чувства прекрасного, эстетического отношения к действительности);
-психологией (это наука, без которой педагогика вообще не может развиваться и выводить свои законы и правила. Педагогика пользуется психологическими знаниями для выявления, описания, объяснения систематизации педагогических фактов и методами исследования);
- анатомией и физиологией человека (основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном тапе – развитие высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, развитие и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы);
- этнографией (наука о бытовых и культурных особенностях народов);
- информатикой (изучают современные информационные технологии, помогает правильно использовать их в педагогическом процессе).
Читайте также |
---|
Воспитание нравственности детей дошкольного возраста через русские сказки
Воспитание нравственности детей дошкольного возраста через русские сказки В детстве, в душу ребенка закладываются семена добра и зла. Можно сказать, в...
ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»
ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...
Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики»
Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики» - Вот и к нам весна пришла, Солнце людям принесла. Солнце ярко засветило И снежок весь...