Педагогика как наука. Её предмет, задачи, отрасли педагогического знания, связь педагогики с другими науками о человеке

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитывать. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества. Этим процессом занимаются хорошо подготовленные специалисты и целая наука о воспитании, которая называется педагогикой. Свое название она получила от греческого слова «пайдес» - дети и «аго» - вести, в дословном переводе означает искусство направлять воспитание ребенка, а слово «педагог» можно перевести как «детоводитель».

В педагогическом руководстве нуждаются все люди. Но особенно остро эти вопросы стоят в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что в тот период закладывается основное качества будущего человека.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семья, образовательный и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в том случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерность, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствовании деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. Система педагогических знаний- взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Задачи педагогики:

Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникает междисциплинарные научные отрасли

Отрасли педагогики:

- педагогика школы (дидактика, или теория и общая методика обучения; теория и методика воспитания; управление, или школоведение);

- педагогика высшей школы;

- отраслевая педагогика: военная, инженерная, спортивная, медицинская и т.д.;

- специальная педагогика (или компенсаторная). Изучает особенности организации педагогического процесса:

1) сурдопедагогика – с глухонемыми детьми;

2) тифлопедагогика – со слепыми детьми;

3) олигофренопедагогика – с умственно отсталыми детьми.

- социальная педагогика (влияние общества на обучение и воспитание детей), в том числе семейная, досуговая и т.д.;

- сравнительная педагогика (изучение педагогических учений других стран);

- дошкольная педагогика;

- андрагогика (образование, обучение и воспитание взрослых);

- история педагогики.

Исключительно большое значение в развитии педагогики имеют ее связь с другими науками. Она развивает, укрепляет и совершенствуя свои связи с:

- философией (часть философии, которая занимается проблемами воспитания, называется философией воспитания);

- социологией (объясняет влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений);

- политологией (исследуя закономерности функционирования и развития политической сферы общества, опирается на события и факты);

- этикой (связь с этикой помогает решению педагогических задач нравственного воспитания учащихся);

- эстетикой (предполагает решение задачи формирования у учащихся чувства прекрасного, эстетического отношения к действительности);

-психологией (это наука, без которой педагогика вообще не может развиваться и выводить свои законы и правила. Педагогика пользуется психологическими знаниями для выявления, описания, объяснения систематизации педагогических фактов и методами исследования);

- анатомией и физиологией человека (основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном тапе – развитие высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, развитие и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы);

- этнографией (наука о бытовых и культурных особенностях народов);

- информатикой (изучают современные информационные технологии, помогает правильно использовать их в педагогическом процессе).



Новые публикации

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение…

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Паспорт педагогической практики № Параметры Описание   Авторы реализуемой практики Воскресенцева Татьяна Владимировна, Сидорова...

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...

Читайте также

Воспитание нравственности детей дошкольного возраста через русские сказки

Воспитание нравственности детей дошкольного возраста через русские сказки В детстве, в душу ребенка закладываются семена добра и зла. Можно сказать, в...

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность»

ООД по безопасности в средней группе «Путешествие в страну Безопасность» Цель: Формирование знаний о правилах безопасности в любых ситуациях. Задачи: 1. Закреплять знания детей...

Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики»

Развлечение в средней группе «Весеннее солнышко и пальчики» - Вот и к нам весна пришла, Солнце людям принесла. Солнце ярко засветило И снежок весь...

Читайте также

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 2-3…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 2-3 лет Тема: «Первое знакомство с кинетическим песком» Цель: 1. Создание условий для...

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в…

Досуг в подготовительной к школе группе по ППБ «Пожарный в гостях у ребят» Цель. Закрепление правил пожарной безопасности. Задачи: В игровой форме закреплять...

Конспект ООД по образовательной области «Социально коммуникативное развитие - ручной…

Конспект ООД по образовательной области «Социально коммуникативное развитие - ручной труд» на тему: «Животные зимнего леса» для детей старшего дошкольного...





В блогах

Конспект занятия по познавательной деятельности «Путешествие в Страну здоровья» в старшем дошкольном возрасте.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Путешествие в Страну здоровья» в старшем дошкольном возрасте.   Программное содержание: - способствовать формированию у детей ценностей здорового образа жизни; -развивать у детей представление о полезности физической активности и личной гигиены; - продолжать формировать знания...

РППС в ДОУ для детей с задержкой психического развития

В нашем детском саду функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Они предназначены для детей двух возрастных категорий (5-6 лет и 6-7 лет) и рассчитаны на 2 года обучения. Таким образом, мы обеспечиваем коррекционной помощью детей...

Консультация: «Роль дыхательной гимнастики в закаливании и оздоровлении детей»

Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится...

Проект "Русская береза".

Проект Русская береза  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Светлячок» Проект на тему: «Русская березка». Автор: Санкина Алиса 6 лет Руководитель: Гарина Ольга Владимировна село Дивеево 2023 г.     Паспорт проекта Тема проекта Русская береза Автор проекта...