Психолого-педагогическая коррекция поведенческих отклонений игровыми методами у детей старшего дошкольного возраста

Введение

Происходящие сегодня в нашей стране в различных сферах жизни изменения, экологический и экономический кризис, социальная нестабильность, усиление влияния псевдокультуры, неблагоприятные семейно – бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей и т.п. приводят к деформации институтов социализации детей старшего дошкольного возраста. В этих условиях возникают серьезные предпосылки для зарождения у детей поведенческих отклонений, причинами возникновения которого, являются разнообразные взаимосвязанные факторы.

В отечественной педагогической науке и практике (трудах А. С. Белкина, О.В. Гершгориной, Г.В. Лаут и других) поведенческие отклонения детей старшего дошкольного возраста объясняются спецификой возраста (незавершенность развития нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточное функционирование второй сигнальной системы и т.п.). В то же время, педагогическая практика обладает достоверными сведениями о том, что поведенческие отклонения некоторых детей является настолько прогрессирующим и противоречащим нормам этики и общечеловеческим ценностям, что никак нельзя объяснить их возрастными особенностями.

Е.В. Змановская считает, что глубина и стойкость поведенческих отклонений детей старшего дошкольного возраста не велика по сравнению с подростковым возрастом. Однако, довольно сложно представить себе, например, делинквентность подростка, возникшую «не из чего». В большинстве случаев, истоками возникновения делинквентности являлся именно старший дошкольный возраст.

Психолого-педагогическая коррекционная работа всегда опирается на ведущий вид деятельности, который специфичен на каждом возрастном этапе. В старшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра.

Глава 1. теоретический обзор литературы по проблеме психолого-педагогической коррекции поведенческих отклонений игровыми методами у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Поведенческие отклонения как психолого-педагогическая проблема

Поведение человека в целом может быть представлено как ряд функциональных единиц, каждая из которых начинается с нарушения равновесия организма и заканчивается восстановлением равновесия. Такая единица обычно называется актом поведения.

Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых поведенческие отклонения занимают одно из ведущих мест [20].

Понятие «поведенческие отклонения» носит междисциплинарный характер. В настоящее время это понятие используется в двух основных значениях:

1) В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» поведенческие отклонения выступают предметом психологии, педагогики и психиатрии.

2) В значении «социальное явление, выражающее в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии.

В психологии существуют критерии поведенческих отклонений [20; 22; 26]:

1) Одним из самых распространённых и общих является статистический критерий, который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчёта частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения статистики нормально всё, что встречается часто, т.е. не реже, чем в 50% случаев. В соответствии с законом нормального распределения 2-3% людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определённому качеству, а приблизительно 20% - небольшие отклонения. Следовательно, конкретная форма поведения (например, курение) может признаваться нормальной в том случае, если она встречается у большинства людей.

2) Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни.

3) Психопатологический критерий используется в медицине. С точки зрения психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье - болезнь».

4) Социально – нормативный критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью различных социальных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся напротив – противоречит основным общественным установкам и ценностям.

5) Индивидуально – психологический критерий отражает всё возрастающую ценность личности, её индивидуальности. Современные требования предполагают умение человека принимать решения, делать выбор, нести личностную ответственность за поведение.

Специфическими особенностями поведенческих отклонений личности являются следующие:

1. Поведенческие отклонения личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным нормам [20]. То есть, это действия, не соответствующие законам, правилам, традициям и социальным установкам. Следовательно, нарушение поведения можно характеризовать как нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.

2. Поведенческие отклонения и личность его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей [2]. Негативная оценка может иметь форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к такому негативному явлению, как стигматизация личности – навешивание на неё ярлыка. Хорошо известны трудности реадаптации человека, отбывшего срок наказания и вернувшегося в «нормальную» жизнь.

Попытки человека начать новую жизнь постепенно разбиваются о недоверие и отвержение других людей. Постепенно ярлык девианта формируют девиантную идентичность (самоощущение). Таким образом, дурная репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает рецидивы девиантного поведения.

3. Особенностью поведенческих отклонений является то, что они наносят реальный ущерб самой личности или окружающим людям [2]. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение нарушение поведения зачастую является разрушительным: в зависимости от формыдеструктивным или аутодеструктивным.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократно или длительно) [10].Данное правило имеет исключения. Например, даже одна суицидальная попытка представляет собой серьёзную опасность и может рассматриваться как нарушение поведения.

5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности [10]. Поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (реакция горя) или следствием самообороны.

6. Особенностью поведенческих отклонений является то, что они рассматриваются в пределах медицинской нормы [11]. Они не должны отождествляться с психическим заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может сочетаться с последним.

7. Особенностью поведенческих отклоненийявляется то, что они сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации [14]. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.

8. В качестве последнего признака поведенческих отклоненийможно отметить их выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие [10]. Одни и те же виды поведенческих отклоненийпо-разному проявляются у различных людей в разном возрасте.

Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, динамику, частоту и степень выраженности. Другая важная индивидуальная особенность касается того, как человек переживает поведенческие отклонения– как нежелательное чуждое для себя, как временно удовлетворяющее или как обычное и привлекательное.

Необходимо отметить, что термин «поведенческие отклонения» может применяться к детям не младше 5 лет [20]. Ранее 5 лет необходимые представления о социальных нормах в сознании ребёнка отсутствуют, а самоконтроль осуществляется с помощью взрослых.

Таким образом, поведенческие отклонения в настоящее время имеют два значения, одно их которых рассматривает психология, педагогика и психиатрия, а второе - социология, право, социальная психология. Поведенческие отклонения имеют свои специфические особенности. В настоящее время выделяют специфические критерии и особенности поведенческих отклонений.

1.2. Поведенческие отклонения у детей старшего дошкольного возраста

Причины, вызывающие более или менее стойкие поведенческие отклонения у детей старшего дошкольного возраста, столь сложны и многообразны, что выделить в каждом конкретном случае какую-то одну, решающую, практически невозможно.

Учитывая взаимосвязь биологического и социального факторов, особенности физиологического, психологического развития ребенка старшего дошкольного возраста и специфику среды, можно выделить основные группы детерминант, оказывающих решающее значение на возникновение поведенческих отклонений у детей данного возраста:

1) Медико-биологические причины поведенческих отклонений детей старшего дошкольного возраста. Данную группу причин поведенческих отклонений детей старшего дошкольного возраста можно подразделить на три группы:

а) Наследственные причины вызваны поражениями генетического материала: хромосомные, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена, влияющие на созревание мозговых структур [37].

Наследственные или генетические причины — те, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Так, наследственными особенностями можно объяснить основные свойства нервной системы ребенка, лежащие в основе темперамента. От особенностей нервных процессов, заданных от рождения, зависят утомляемость и трудоспособность ребенка, его восприимчивость к окружающему, способность быстро приспосабливаться к окружающей среде, устанавливать контакты и т.п.

Кроме того, к данной группе причин относится и наследование умственной недостаточности, аномалий развития, патологической наследственности. Патологическая наследственность, в свою очередь, обусловлена алкоголизмом родителей, и проявляется в недостаточности защитно-охранительных механизмов деятельности головного мозга ребенка.

б) Врожденные медико-биологические причины поведенческих отклонений ребенка старшего дошкольного возраста обуславливаются внутриутробными поражениями плода во время беременности: токсикоз, инфекции мозга вследствие интоксикации лекарственными средствами, хронические и соматические инфекционные заболевания матери (особенно в первый триместр беременности), неполноценное и неправильное питание, образ жизни матери в период беременности (употребленияматерью алкоголя, никотина, наркотических и других веществ) [37]. Следует также учесть, что тип порока развития в эмбриональном периоде зависит от длительности патологического воздействия на плод. Однако, нельзя забывать об индивидуальной восприимчивости и компенсаторных возможностях каждого конкретного организма к внешним негативным воздействиям.

М.А.Галагузова, С.А.Беличева к врожденным причинам также относят физиологические особенности организма, которые включают в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека. Все это, в свою очередь, может вызывать негативное отношение со стороны окружающих и приводить к искажению взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками.

Перечисленные врожденные причины сказываются на созревании структур нервной системы, влияя на индивидуально-типологические особенности ребенка, нарушая возможности формирования механизмов произвольной регуляции поведения; могут замедлять или искажать естественный ход его психического развития, усугублять возрастные кризисы, тем самым вызывать отклоняющееся поведение.

в) Приобретенные причины — это причины, возникшие в период индивидуальной жизни ребенка [37]. Наряду с влиянием наследственности существенное значение имеет и биологическая неполноценность нервных клеток мозга, обусловленная такими неблагоприятными факторами, как тяжелые заболевания в первые годы жизни ребенка, травмы головного мозга, родовые травмы. К приобретенным причинам относят также нервные и соматические заболевания, хронические заболевания с частыми рецидивами.

Длительные заболевания могут стать источниками задержек развития, неврозов, провоцировать непослушание, агрессию, способствовать снижению уровня психических возможностей овладения определенной деятельностью, установления контактов со сверстниками, следовательно, сопровождающихся патологическим формированием личности и поведения детей старшего дошкольного возраста. Они способны приводить к своеобразным особенностям темперамента и проявляться в эмоциональной неустойчивости ребенка, в слабости защитных и приспособительных механизмов.

В отечественной психологии, педагогике, социологии, криминологии, психиатрии (А.Н. Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.А.Беличева, В.Т. Кондрашенко, Л.М.Зюбин, М.А.Алемаскин, Я.И.Гилинский, К.Е.Игошев, Г.М.Миньковский, А.Е.Личко, В.В.Ковалев, А.Р. Лурия и др.) убедительно доказано, что поведенческие отклоненияв детском возрасте не определяются лишь «прирожденными механизмами», но также обуславливаются причинами социально-психологическими, психологическими, психолого-педагогическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, особенностями воспитания, социальными причинами [11].

При этом большую роль среди указанных причин играет семья, поскольку нельзя объяснить нарушения поведения ребенка вне контекста анализа социально-психологических ситуаций его развития.

Поведенческих отклонения у детей старшего дошкольного возраста могут проявляться в различных видах. Е. В. Змановская выделяет следующие виды нарушения поведения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [16]:

1) Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

2) Асоциальное поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений (агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество).

У детей от 5 до 12 лет чаще встречаются побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).

Дети убегают из детских домов, интернатов, приютов.Дальнейшая судьба таких детей может оказаться довольно неблагоприятной, особенно в социальном плане. В наше время социальных и экономических перемен возросло количество таких побегов. Они облегчены тем, что детям доступны передвижения на всех транспортных средствах, которых становятся все больше.

3) Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности (суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, виктимное поведение, деятельность с выраженным риском для жизни).

В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция мало характерна.

Таким образом, по мнению Е. В. Змановской, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста характерны побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество) [16].

Н. В. Безрукова в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте выделяет следующие виды поведенческих отклонений [1]:

  • импульсивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка)
  • демонстративное
  • протестное
  • агрессивное
  • конформное
  • недисциплинированное
  • симптоматическое поведение.

Импульсивное поведение.

Такое поведение складывается из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Нередко начинает выполнять задания не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать. Такой ребенок легко переносит наказание, не держит зла, поминутно ссориться со сверстниками и тут же мирится.

Протестное поведение.

Формы протестного поведения детей это негативизм, упрямство, строптивость. В определенном возрасте (кризис 3-х лет и т. д.) подобные изменения в поведении свидетельствуют о нормальном формировании личности. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Дети с протестным поведением чаще других сверстников инициируют конфликтные ситуации или попадают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают её «до победы»; они склонны разрешать конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой.

Агрессивное поведение.

Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Агрессивное поведение может быть непосредственным, то есть прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки.

Недисциплинированное поведение.

Как правило, детям с этим типом поведения свойственны безответственность, развязность, леность, неряшливость, эгоизм.

Конформное поведение.

Это дети - тихони, которые легко « идут на поводу» у более активных и бойких сверстников. Не имея своей позиции, своей точки зрения, они легко принимают чужую. Если конформное поведение закрепляется, становится для ребенка привычным, то оно неизбежно приводит к искажению его личностного развития.

Вполне закономерно, что дети с данным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них это избирательность контактов и боязнь публичных выступлений.

Демонстративное поведение.

Качества личности, противоположные конформности – это самостоятельность и независимость.

Признаками такого поведения будет стремление ребёнка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние, капризы, а так же вычурность действий и поведения в целом.

Часто встречающийся вариант демонстративного поведения – детское кривляние. Можно выделить две закономерности. Во – первых, ребёнок кривляется только в присутствии взрослых и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во – вторых, когда взрослые показывают ребёнку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развёртывается особый коммуникативный акт, в котором ребёнок на невербальном языке говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Чтобы грамотно ответить на вопрос – присущ ребёнку тот или иной тип неконструктивного поведения, и если да, то в какой мере, воспитатели, родители могут воспользоваться диагностической таблицей, отражающей возможные варианты поведения детей.

В настоящее время особое внимание уделяется тому, что в старшем дошкольном возрасте распространено агрессивное поведение, как вид поведенческих отклонений [26].

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, негативизм, ярость, бешенство и ненависть, интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией.

Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы [26]:

  • ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);
  • пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо);
  • активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

Ведущими признаками агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста можно считать такие его проявления, как [34]:

– выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

– тенденцию к разрушению;

– направленность на причинение вреда окружающим людям;

– склонность к насилию (причинению боли).

В старшем дошкольном возрасте распространен такой вид поведенческих отклонений как ложь.

Ложь представляет собой продукт речевой деятельности, имеющая цель ввести собоседника в заблуждение.

С помощью лжи ребёнок возвращает добрые отношения, не через душевное единение людей, а через кажущееся устранение конфликта.

Первопричиной детской лжи является взрослый, который задаёт ребёнку ситуацию выбора. Именно это ребёнок переживает всякий раз, когда встречается с раздражительностью и гневом взрослого.

Оказываясь перед выбором, изначально ребёнок проявляет мужественность, готовую вернуть единство между ним и взрослым: он признаётся в поступке.

Если ребёнку удаётся обмануть родителей, а родители не подозревают, то внешне наступает мир. Этот мир держится на внутренней отдалённости между родителями и ребёнком.

Такое положение удобно родителям. Ребёнок занят своим делом, родители – своим. Никто никому не мешает.

Ложь ребёнка – первый признак отчуждения между взрослым и ребёнком.

Есть несколько видов детской лжи [33]:

1. «Оправданная» ложь, т. е., ложь, необходимая в каких либо обстоятельствах.

2. Жульничество.

3. Хвастовство и преувеличение.

4. «Белая ложь» - ложь, призванная разрядить напряжённую ситуацию или доставить кому–то удовольствие.

Есть несколько способов солгать [33]:

1. Умолчание.

2. Неприкрытая ложь.

Таким образом, причины, вызывающие более или менее стойкие поведенческие отклонения у детей старшего дошкольного возраста, столь сложны и многообразны, что выделить в каждом конкретном случае какую-то одну, решающую, практически невозможно. В настоящее время наибольшее распространение получили классификации видов поведенческих отклонений у детей старшего дошкольного возраста Е. В. Змановской и Н. В. Безруковой.

1.3. Условия проведения психолого-педагогической коррекции поведенческих отклонений игровыми методами у детей старшего дошкольного возраста

Понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий [20]. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводиться к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), условиями эффективности коррекции поведенческих отклонений у детей старшего дошкольного возраста, являются:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Сегодня доказана значимость игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дети, имеющие богатый игровой опыт, более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и, вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики. Сами по себе игры являются частью воспитательно-образовательной работы, они имеют большое значение для развития личности ребенка-дошкольника.

Игровой метод психолого-педагогической коррекции поведенческих отклонений является групповой формой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Он основан на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррекция используется при различных формах нарушения поведения.

Этапы игровой психолого-педагогической коррекции [10]:

I этап: Выявление особенностей эмоционально-поведенческой сферы, требующих коррекции.

Цель: На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают, дети становятся более активными.

II этап: Создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

Цель: Использование специальных приемов. Задача ведущего - продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в психике ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов, которые носят подчас бурный и драматичный характер. Почти всегда встречаются проявления агрессии, негативизм - протест, направленный против педагога. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии, как к взрослому, так и к партнерам по игре.

III этап: Закрепительный. Дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача ведущего - обучить детей новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогащать игровую деятельность.

Цели: закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь.

Тактика педагога должна быть подчинена внутренней динамике игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного процесса [10]:

I этап. Тактика педагога наименее директивна. Он наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоится в новой обстановке; может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка.

II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция педагога становится более активной. Приемы: интерпретация; отражение; демонстрация более адекватных способов поведения; внушение; создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия; использование специальных игр.

III этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение.

Структура игрового психолого-педагогического коррекционного занятия состоит в том, что каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. Основная цель занятий - сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Основной акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Занятия строятся, по определенной схеме и состоят из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики. Временные характеристики зависят от возможностей ведущего и заинтересованности детей.

Таким образом, игровой метод является эффективным средством психолого-педагогической коррекции поведенческих отклонений у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы

В ходе проведения теоретического обзора литературы по проблеме психолого-педагогической коррекции поведенческих отклонений игровыми методами у детей старшего дошкольного возраста было выявлено:

1. Понятие «поведенческие отклонения» носит междисциплинарный характер. В настоящее время это понятие используется в двух основных значениях:

1) В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» поведенческие отклонения выступают предметом психологии, педагогики и психиатрии.

2) В значении «социальное явление, выражающее в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии.

2. Причины, вызывающие более или менее стойкие поведенческие отклонения у детей старшего дошкольного возраста, столь сложны и многообразны, что выделить в каждом конкретном случае какую-то одну, решающую, практически невозможно.

Поведенческих отклонения у детей старшего дошкольного возраста могут проявляться в различных видах. Е. В. Змановская выделяет следующие виды нарушения поведения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:

1) Антисоциальное (делинквентное) поведение.

2) Асоциальное поведение.

3) Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Н. В. Безрукова в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте выделяет следующие виды поведенческих отклонений: импульсивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка); демонстративное; протестное; агрессивное; конформное; недисциплинированное; симптоматическое поведение.

3. Понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Сегодня доказана значимость игры в работе с детьми дошкольного возраста.

Игровой метод психолого-педагогической коррекции поведенческих отклонений является групповой формой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Он основан на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровой метод психолого-педагогической коррекции используется при различных формах нарушения поведения.

 

Список литературы:

  1. Безрукова, Н. В. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников [Электронный ресурс] / Н. В. Безрукова – http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/30/igrovye-tekhnologii-korrektsii-povedeniya-doshkolnikov
  2. Белкин, А.С. Отклонения в поведении школьников [Текст]: учебное пособие / А.С. Белкин – М.: Феникс, 2003.– 138с.
  3. Божович, Л. С. Проблемы формирования личности [Текст]: учебное пособие / Л. С. Божович – М.: Просвещение, 2002. – 352 с.
  4. Братусь, Б. С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма [Текст]: учебно-методическое пособие / Б. С. Братусь, П. И. Сидоров - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.-144 с.
  5. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст]: словарь-справочник/ Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов - СПб.: Питер, 1999. – 415 с.
  6. Варга, А.Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития [Текст]: статья / А. Я. Варга // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. – М.: МГПИ. – 2002. – С. 142–160.
  7. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебно-методическое пособие/ Под. Ред. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., - М.: Педагогическое общество России, 2009. – 236 с.
  8. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
  9. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]/ Л.С. Выготский – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
  10. Гершгорина, О.В. Расстройство поведения у детей и подростков. Коррекционно-педагогический процесс [Текст]/ О.В. Гершгорина, Т.Д. Владимирова – Хабаровск: ХГПУ, 2004. – 27 с.
  11. Гилинский, Я.И. Девиантология [Текст]/ Я.И. Гилинский – М.: Академия, 2010. – 425 с.
  12. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для студентов пед. Институтов/ В. В.Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский - М.: Вита-Пресс, 2008. – 288 с.
  13. Дубровина, И. В. Возрастные особенности психического развития детей [Текст]: учебно-методическое пособие / И. В. Дубровина, М. И. Лисина – М.: АСТ, 2001. – 164 с.
  14. Егоров, А. Ю. Клиника и психология девиантного поведения [Текст]/ А. Ю. Егоров – М.: Речь, 2010. – 216 с.
  15. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь [Текст]: словарь / М. И. Еникеев – М.: Владос, 2009. – 560 с.
  16. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
  17. Ковалев, В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков [Текст]: статья / В.В. Ковалев // Нарушения поведения у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1991.– С. 11–23.
  18. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация [Текст]/ М. А. Ковальчук – М.: Владос, 2010. – 312 с.
  19. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития [Текст]: статья / Ц. П. Короленко // Обзор психиатрии и мед.психологии. -2001. -№ 3. — С. 8-15.
  20. Лаут, Г.В. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство: Кн. II: Отклонения и нарушения: Перевод с немецкого [Текст]/ Г.В. Лаут, У.Б. Брак, Ф. Линдеркамп – М.: Академия, 2012. – 308 с.
  21. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей [Текст]/ Е.М. Мастюкова - М.: Просвещение, 2009. – 311 с.
  22. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения [Текст]/ В. Д. Менделевич – М.: Речь, 2009. – 198 с.
  23. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебное пособие / В. С. Мухина - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 456 с.
  24. Немов, Р. С. Психология. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии [Текст]: учебное пособие / Р. С. Немов - 2-е изд. – М.: «ВЛАДОС», 2002. – 573 с.
  25. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст]: учебное пособие / Л.Ф. Обухова - М.: Высшее образование, 2007. - 374 с.
  26. Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением [Текст]/ А.Б. Петрова – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 116 с.
  27. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / А.В. Петровский– 2-е изд. - М.: Академия, 2007. – 234 с.
  28. Психологические тесты [Текст]: сборник / сост. С. Касьянов. - М.: Эксмо, 2006. - С. 483-500.
  29. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учебное пособие / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
  30. Реан, А. Д. Психология и психодиагностика личности [Текст]: учебно-методическое пособие / А. Д. Реан – СПб.: Прайм – Еврознак, 2006. – 253 с.
  31. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.И. Рогов– М.:ВЛАДОС, 1999.- 529 с.
  32. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]: учебное пособие / Е.В. Сидоренко – СПб.: ООО «Речь», 2009. – 250 с.
  33. Фурманов, И.А. Социально-психологические проблемы поведения [Текст]: Курс лекций для студентов отделения психологии / И. А. Фурманов – Мн.: БГУ, 2002. – 91с.
  34. Хоменко, И.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением. Психологическая диагностика. Игровые технологии. Из опыта работы [Текст]/ И.Н. Хоменко – М.: Учитель, 2009. – 152 с.
  35. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь [Текст]: словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь – М.: Феникс, 2009. – 816 с.
  36. Шилова, Т. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении [Текст]/ Т. Шилова – М.: Айрис, 2010. – 105 с.
  37. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст]/ Л. Б. Шнейдер – М.: Академический проект, 2010. – 117 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мини-музей «Коми керка»

Мини-музей «Коми керка» Цель: приобщить детей к Коми культуре, изучить быт коми избы, активизировать словарь детей названиями предметов быта коми народа. Оборудование:...

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега»

Конспект ООД в первой младшей группе «Знакомство со свойством снега» Программное содержание: формировать у детей интерес к явлениям природы; учить определять свойства снега; продолжать...

Зачем нужно закаливание?

Зачем нужно закаливание? Все это время люди из разных стран и сообществ уделяли большое внимание физическому воспитанию, и с каждым переходом...

Читайте также

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию «Веселые…

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию«Веселые посиделки» Цель: знакомство детей дошкольного возраста особенностями русского народного костюма, развитие интереса к...

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...