Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью образовательных кинезиологических сказок по мотивам русского народного творчества

В связи с развитием науки и техники на детей обрушивается большое количество информации. Данный процесс требует напряжения, усилий, концентрации и внимания от ребёнка. Поэтому с раннего возраста детям необходимо помогать развивать их мыслительные процессы: восприятие, мышление, память, воображение, умственные способности и при этом сохранять и укреплять его психическое и физическое здоровье, потому что одной из основных задач ФГОС ДО, является забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка. Но, не будем забывать и о формировании нравственных представлений, которые должны закладываться в раннем дошкольном возрасте. В настоящее время большое внимание уделяется образованию детей младшего дошкольного возраста, данное направление актуально и для педагогического коллектива МАДОУ «Детский сад «Полянка» п. Мирный» Томского района. Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и укрепляя при этом его психическое и физическое здоровье? Как заложить основу для правильного формирования нравственных представлений в младшем дошкольном возрасте? В связи с этим, был разработан проект «Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью кинезиологических сказок по мотивам русского народного творчества», связанный с кинезиологией, который способствует решению озвученных вопросов.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей, и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Этим и отличается от занятий физической культурой, в которых укрепляется только физическое здоровье детей.

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.

Важно, что при выполнении упражнений развиваются межполушарные взаимодействия, способствующие активизации мыслительной деятельности детей в раннем дошкольном возрасте и в формировании первоначальных нравственных представлений. Работа с детьми раннего дошкольного возраста требует особого подхода. Именно поэтому кинезиологические упражнения сочетаются со знакомыми с рождения каждому ребенку, мотивами русского народного творчества.

Цель проекта: развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью образовательных кинезиологических сказок по мотивам русского народного творчества.

В соответствии с целью реализуются следующие задачи:

- развиваются межполушарные взаимодействия и связи коры головного мозга;

- синхронизируется работа полушарий, развиваются: мелкая моторика, речь, память, внимание, мышление;

- снимается эмоциональная напряженность и создается положительный эмоциональный настрой;

- укрепляется физическое здоровье;

- формируются первоначальные нравственные представления детей раннего дошкольного возраста;

- воспитывается интерес к русскому народному творчеству и знакомству с ним в новом формате.

Сроки реализации проекта: с сентября 2019 года.

Участники проекта: воспитанники первой младшей группы, родители, педагоги.

Новизна проекта состоит:

- в сочетании нескольких видов кинезиологических упражнений в одной сказке по мотивам русского народного творчества (глазодвигательные, телесные, дыхательные, релаксационные);

- во внедрении их в сюжет знакомой сказки;

- в авторской разработке кинезиологических сказок по мотивам русского народного творчества педагогом;

- в театральной постановке кинезиологических сказок;

- в применение кинезиологических сказок, по мотивам русского народного творчества в работе с детьми от 1,5-3 лет.

Проигрывание кинезиологических сказок проводится в доброжелательной обстановке. Одна сказка сочетает в себе несколько видов кинезиологических упражнений. Упражнения интересные, эмоционально – значимые для ребенка проводятся в игровой форме, педагог предварительно показывает и выполняет их с детьми стоя, лежа или сидя, в любой удобной для ребенка позе. Например, в образовательной кинезиологической сказке «Колобок» по мотивам русского народного творчества педагог обращается к детям с просьбой помочь бабушке замесить тесто для изготовления колобка. С помощью кинезиологического упражнения: ребенку предлагается левой рукой (по показу педагога) взять кусочек пластилина желтого цвета, лежащего справа от ребенка, а правой рукой - взяться за кусочек пластилина красного цвета, лежащего слева от него. По команде воспитателя, дети хлопают в ладоши и меняют положение рук «с точностью наоборот» и так несколько раз. Кинезиологическое упражнение выполняется при проговаривании педагогом авторской потешки:

«А мы бабушке поможем!

Хлопнем мы разок в ладоши!

Тесто месим, хлопнем, месим!

Колобок сейчас замесим!»

Сказка, от начала до конца сопровождается проговариванием различных потешек, авторских, народных и показом кукольного театра, что особенно нравится детям. Дети наблюдают героев сказок, охотно подпевают им, педагогу, проговаривая слова или пропевая мотив, в зависимости от уровня речевого развития, одновременно выполняя различные кинезиологические упражнения. Образовательные кинезиологические сказки по мотивам русского народного творчества включают в себя несколько видов упражнений: телесные, глазодвигательные, дыхательные и релаксационные, тем самым учитывается длительность и смена видов деятельности, что позволяет педагогу поддерживать интерес к деятельности от начала до конца. В этой же сказке «Колобок» дети выполняют и глазодвигательные упражнения по просьбе педагога: ребенку предлагается проследить глазами за тем, как колобок катился по лесу, сопровождая действия проговариванием потешки. Следом выполняются телесные кинезиологические упражнения: дети «превращаются» в деревья, качающиеся на ветру. В заключении сказки выполняются релаксационные кинезиологические упражнения под спокойную, расслабляющую музыку.

На протяжении всей сказки идет поддержка детской инициативы: в выборе сказки, в желании двигаться или танцевать, когда ребенок этого захочет, выполнять самостоятельно упражнения, которые подсказывает воображение ребенка.

У детей кинезиологические сказки по знакомым мотивам русского народного творчества вызывают эмоциональный восторг, за счет того, что дети активно проявляют интерес к русскому народному творчеству: внимательно слушают стихи и потешки, стараются подпевать педагогу, любят рассматривать героев сказок и делают это с интересом!

Было замечено, что в связи со снятием эмоциональной напряженности адаптационный период к детскому саду в первой младшей группе воспитанников, возраст которых от 1,5 до 2 лет, проходит быстрее и легче. Возможно и за счет того, что родители разучивают совместно с детьми и в домашней обстановке кинезиологические упражнения в новой разработанной форме русского народного творчества, чему способствует разработанная педагогами картотека кинезиологических упражнений. Так же, разрабатываются новые сказки, которые затем войдут в учебно-методический комплект.

Проект «Образовательные кинезиологические сказки по мотивам русского народного творчества» был признан интересным родителями детей первой младшей группы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе Цель: Дать детям представление о здоровом образе жизни, его значении, способах сохранения и...

Проект «Быть здоровым – здорово!!!» (Краткосрочный)

Проект «Быть здоровым – здорово!!!»(Краткосрочный) Средняя группа Актуальность. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего...

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте

Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте Что такое театр? «Театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания...

Читайте также

Дыхание весны

Дыхание весны Весна. Как прекрасно это время. К нам в детский сад тоже пришла весна. Дети с удовольствием готовились к утреннику...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну математики» Цель: Обогащать элементарные математические представления детей. Задачи: Закреплять...

Дидактическое пособие по ОО «Развитие речи» «Расскажи сказку по кадрам»…

Дидактическое пособие по ОО «Развитие речи» «Расскажи сказку по кадрам» для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет Аннотация: Дидактическое пособие...