Приёмы арт-терапии в работе с дошкольниками

Творчество тесно связано с жизнью ребёнка. Чувства и эмоции, вызванные повседневными событиями, находят выражение в рисунках, в пластилиновых фигурках и т.д.
Здесь отображается то, что волнует ребёнка, то, что для него важно. Кроме того, открывая мир, ребёнок «перерабатывает» свои впечатления с помощью творчества.
«Часто, взаимодействуя с внешним миром, дети чувствуют свою беспомощность. Рисуя, они формулируют познаваемое и, таким образом, обнаруживают своё внутреннее знание и путь обращения к нему. Искусство соединяет первичный мир воображения ребёнка с актуальным миром, в который он погружается» (М.В. Киселёва «Арт-терапия в работе с детьми»). Таким образом, вся творческая деятельность, а рисование в особенности, является важным элементом развития ребёнка.

Для ребёнка чаще важен не результат, а сам процесс творчества – рисования, лепки, аппликации. Именно поэтому арт-терапия эффективна при работе с дошкольниками: ребёнок не задумывается о конечном результате, он сосредоточен на процессе и получает от него удовольствие.

Цели и задачи арт-терапии.

На сегодняшний день арт-терапия уже зарекомендовали себя в работе с детьми, имеющими различные эмоциональные и поведенческие проблемы и нарушения в развитии.

В качестве основной цели арт-терапии рассматриваются позитивные личностные изменения за счёт коррекции когнитивных, эмоциональных, поведенческих нарушений, а также раскрытие внутренних ресурсов организма и психики ребёнка.

Психокоррекционные задачи:

  • устранение или ослабление имеющихся у детей поведенческих, когнитивных и эмоциональных нарушений;
  • дать возможность ребёнку свободно выразить себя, свои чувства и эмоции;
  • помочь ребёнку выразить свои переживания посредством творчества, проработать их.

Изотерапия как одно из основных направлений арт-терапии.

В работе с дошкольниками чаще всего используют следующий виды арт-терапии: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия.
Остановимся более подробно на одном из основных и любимых детьми направлений: изотераппи.

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием, которое позволяет ребёнку выразить свободно свои чувства, иногда даже не осознавая их. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, в процессе активизируется конкретно-образное и абстрактное мышление. Важно, что изотерапия не ставит своей целью создание произведений искусства. Это инструмент для изучения чувств, эмоций, событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Основные принципы всех арт-терапевтических упражнений:

* Безоценочное восприятие всех работ. Нет понятий "правильного " и "неправильного".

* Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности на занятии.

* Условия для рассказа и обсуждения работы ребёнка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребёнка, это может делать только он сам и по желанию.

* Нельзя заставлять ребёнка выполнять здание, если он этого категорически не хочет.

Изотерапия предполагает большой набор различных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель; бумага для рисования различной плотности, оттенков и размеров; материалы для создания коллажей и аппликаций (журналы, газеты, салфетки, цветная бумага, фольга, открытки и т.п.); природные материалы (кора, листья, мох, цветы, камешки); материалы для лепки (глина, пластилин, тесто); кисти разных размеров, губки, штампы, нитки, различные типы клея, скотч.

Уточним задачи изотерапии:

*создать безопасную атмосферу на занятии, где ребёнок не будет бояться сделать что-то неправильно, совершить ошибку;

*создать эффект открытия (новые, незнакомые техники) и стимул для интеллектуальной активности;

*для детей с двигательными нарушениями создать новые, специфические мышечные нагрузки;

*способствовать "рождению" новых художественных результатов, позволяющих активизировать воображение и личный опыт ребёнка.

А теперь рассмотрим некоторые приёмы, эффективные при работе с дошкольниками:

1 - "Узнавание" спонтанных рисунков.

Ребёнку предоставляются всевозможные художественные материалы.

Он делает спонтанный рисунок - линии, каракули, кляксу, отпечаток мятой бумаги и т.п. После ребёнок вместе с педагогом "расшифровывают" рисунок. Педагог может задавать наводящие вопросы: "На что похоже пятнышко?", "Если это спина, то где мы можем пририсовать ноги?" и т.п.

2 - Мятая бумага. "Скульптуры".

Ребёнок мнёт кусок бумаги (тип бумаги выбирается под коррекционные задачи), и потом пытается "узнать" кто это? Что за скульптура получилась? Что можно доклеить, дорисовать в ней, чтобы образ стал ярче? Какой фон создать для "скульптуры"? Может быть, какие-то места нужно покрасить?

3 - Графика под музыку.

Работа с сухими художественными материалами (карандаши, мелки, фломастеры, пастель) под музыку, который ребёнок выбирает самостоятельно. Усложнение - взять художественный материал в не ведущую руку.

Задача здесь не создать конкретный рисунок, а обеспечить свободное движение руки с выбранным материалом по бумаге.

После окончания музыки поговорить с ребёнком "О чём твой рисунок"?

4 - Живопись под музыку. Работа с красками. "Танец кисточек".
По аналогии с графикой, только с использованием различных красок.

5 - Кляксография (с дорисовкой).
То есть рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых после необходимо разглядеть определенный образ и дорисовать его.

6 - Смешивание цветов, "создание" нового цвета.

7 - Рисование руками: пальцы, ладошки (с дорисовкой).

8 - Различные игры с красками: набрызг, растекание, торцевание.

9 - "Монотипия"

Для выполнения этого упражнения понадобится стекло. Можно использовать то, которое находится в рамке для фотографии, предварительно обработав края, чтобы ребенок не поранился во время работы. Приготовьте краски и кисти. Предложите ребенку рисовать на стекле. Точной инструкции о том, каким должен быть рисунок, давать не нужно. Пусть ребенок пробует рисовать так, как ему захочется. Покажите ему, как причудливо смешиваются краски на стекле, расплываются, перетекают друг в друга.

Это упражнение полезно тем, что не дает ребенку контролировать продукт своей деятельности, потому что краску на стекле невозможно удержать — благодаря воде она растекается, и нарисованная фигура не держит изначальную форму. Обычно этот процесс надолго затягивает детей, позволяя им находить контакт со своим бессознательным. В продолжение работы можно сделать оттиск на бумаге — приложив чистый лист к стеклу. Отпечатанный на нем рисунок можно долго изучать, кистью дорисовывать фрагменты и части, чтобы получился сюжет. Психологи используют эту технику для анализа личности ребенка, родителям и детям достаточно самого процесса.

Упражнения в технике изотерапии дают возможность расслабиться, перестать бояться совершить ошибку – ведь нет единственно правильного варианта, снизить тревожность у детей, позволяют детям выразить свои чувства и эмоции. Кроме того, дети получают от процесса работы колоссальное удовольствие и с радостью бегут на занятия.

 

В статье использована следующая литература:

  1. М.В.Киселёва «Арт-терапия в работе с детьми».
  2. А.И.Копытин, Е.Е. Свистовская «Арт-терапия детей и подростков».
  3. Ю.Красный «Арт - всегда терапия».


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад»

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к театральным постановкам, по средствам русских подвижных игр Е.А. Покровского/ Задачи: -...

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с…

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО Современное общество и ФГОС ДО требует, чтоб педагог владел...

Читайте также

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (Из опыта работы) Радость - если солнце светит, Если в небе месяц есть. Сколько радости на свете – Не...

Конструкт совместной деятельности по конструированию «Мебель для кота» группа раннего…

Конструкт совместной деятельности по конструированию «Мебель для кота» группа раннего возраста

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!»

Осенний праздник для старших групп «Волшебница Осень!» Вход детей под музыку Вед 1: Осень нас к себе на бал Нынче пригласила. Чтоб никто не опоздал, Осень попросила. 1...