Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Игра - это ведущий вид деятельности. Она способствует всестороннему развитию дошкольников. Именно игра является необходимым и наиболее действенным методом в формировании у детей познавательных интересов, в игре усваиваются и закрепляются полученные умения и навыки, формируются социально значимые черты личности.
Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактических игр составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.
Дидактические игры делают процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и формирования познавательных способностей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.
Для успешной организации познавательного развития в нашей группе создана предметно – развивающая среда, мы поддерживаем спонтанные игры детей, обогащаем их, обеспечиваем игровое пространство. В своей работе я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками. Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес играм.
Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:
1. Игра: "Дикие и домашние животные".
Цель: эта игра способствует запоминанию названия диких и домашних животных, и их место обитания.
2. Игра "Развивалочка". с цветными крышками -способствует сенсорному развитию ребенка.
3. Игра "Собери матрешки". Цель: Учить детей выстраивать предметы в порядке возрастания.
4. Дидактическая игра с выкладыванием изображений предметов из счетных палочек по образцу - развивает логическое мышление. И ещё многие другие. Все игры соответствуют возрастным особенностям детей. Используются систематично. Время проведения игр не превышает 15-20 мин: Для лучшего усвоения материала я использую наглядность. Показываю картинки, действия с ними, выделяю основные признаки предметов и их свойства. В своей работе использую словесные обращения к детям, объясняю, составляю короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры.
Работа по развитию познавательных способностей помогла:
- познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;
- научила детей различать цвет;
- научила детей сравнивать по величине;
- способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия;
- помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.
Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательных способностей у детей посредством дидактических игр и упражнений благотворно отразилось на их навыках и умениях. На основе использовании дидактических игр, у наших детей развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, расширяется словарный запас. Дети любопытны, активны, эмоциональны, общительны.
Читайте также |
---|
Изобразительные материалы – средство художественной выразительности
Изобразительные материалы – средство художественной выразительности
Сценарий «Выпускной с Шапокляк»
Сценарий «Выпускной с Шапокляк» Звучит негромкая мелодия Поля Мориа. Ведущий: Дошкольное детство-пора золотая Счастливых деньков хоровод Как жаль, что так быстро они пролетают, И вот...
Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…
Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...