Развитие коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня, псевдобульбарной дизартрией лёгкой степени

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены следующие задачи речевого развития:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы [5].

Таким образом, развитие речевой деятельности предполагает формирование языковых средств и коммуникативных средств одновременно.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [2]. Псевдобульбарная дизартрия – наиболее распространённая форма дизартрии у детей, которая возникает при поражении проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов, в результате чего возникает псевдобульбарный паралич/парез дыхательных, голосовых и артикуляционных мышц [4].

Лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата, что приводит к трудностям артикуляции, замедленным и недостаточно точным движениям языка и губ, вследствие нарушений звукопроизношения. Недостатки звуковой стороны речи, отсутствие чётких артикуляционных различий при произнесении звуков негативно влияют на развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений. Всё это негативно сказывается на общем речевом развитии [4].

Такое отклонение в развитии как «общее недоразвитие речи» (далее ОНР), сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью. У таких детей, по данным: Р. Е. Левиной, Б. М. Гриншпуна, С. Н. Шаховской, Л. Б. Халиловой, Т. Б. Филичевой, наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения. Спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично, что приводит к неблагополучию в сфере общения, трудностям осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при социальной адаптации ребёнка. Всё вышесказанное указывает на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что, в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие полноценной коммуникативной компетенции детей с общим недоразвитием речи, особенно детей с ОНР I и II уровней [3].

В настоящее время, некоторые дети с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, посещают общеразвивающие группы ДОУ. Так как, существует ограниченное количество групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи, родители (как законные представители ребёнка) подписывают отказ от ПМПК. Такие дети, лишены, такой коррекционной помощи, которую осуществляют в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, и получают её в условиях логопедического пункта ДОУ.

Перенеся организацию коррекционной помощи детям с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, с логопедической группы на логопедический пункт ДОУ, дети с ОНР имеют возможность реализации формируемых, на логопедических занятиях, навыков в коллективе детей с условно нормативным речевым развитием (в условиях общеразвивающей группы ДОУ). Среда сверстников, с условно нормативным речевым развитием, потенциально способна дать ребёнку с ОНР образец применения речевых средств языка. Несмотря на это, имеющиеся у детей с ОНР трудности овладения рече – языковой системой, затрудняют спонтанное усвоение ими, не только различных речевых умений и навыков, но и их реализацию, то есть качественное формирование коммуникативной компетенции.

Таким образом, имеющееся противоречие обусловило необходимость планирования специальной работы по развитию коммуникативной компетенции дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Коммуникативная компетенция определяется, как совокупность собственно языковой (лингвистической), речевой, дискурсивной и социокультурной компетенций (Б. В. Беляев, Н. Д. Гальскова, А. Н. Щукин). Термины «языковая компетенция, «речевая компетенция» и «коммуникативная компетенция», тесно связаны с понятиями «языковые знания», «речевые навыки», «коммуникативные умения». «Речь» и «язык» - понятия взаимодополняющие друг друга. Как невозможна речь, без конкретного языка, так невозможно говорить и о каком-либо языке вне речевого процесса. Основой формирования коммуникативной компетенции, является языковая компетенция – владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемному, морфемному, лексическому, синтаксическому [1].

«Коммуникативная компетенция – это определённый уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. «Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих» [1].

Речевые умения, входящие в состав коммуникативной компетенции:

- умение общаться, при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов), и понимать собеседника по используемым жестам и мимике;

- умение устанавливать контакт, с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент);

- умение использовать речевые вариативные формулы приветствия, прощания, благодарности;

- умение понимать, и выражать своё настроение при помощи слов; умение вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров лицом друг к другу);

- умение: чётко, ясно, выразительно, высказывать в речи своё коммуникативное намерение;

- умение внимательно слушать собеседника;

- умение, понимать эмоциональное состояние другого человека (сопереживать);

- умение вести себя в конфликтной ситуации [1].

Главная цель нашего исследования заключалась в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать возможность осуществления работы по развитию коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии в условиях общеразвивающей группы.

Эксперимент проводился в несколько этапов.

На первом этапе исследования было проведено логопедическое обследование, включающее три основных раздела:

1. Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о ребёнке (выписка врача, характеристика воспитателя).

2. Обследование основных видов речевой деятельности по методике Н. С Жуковой:

- понимание речи;

- объём предложений и их грамматическое оформление;

- возможности словоизменения (недоступно, частично доступно);

- слоговая структура слова;

- звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.

3. Анализ полученных данных, составление протоколов, заключений обследования.

На втором этапе исследования, мы обследовали уровень развития коммуникативных компетенций у дошкольников с ОНР II уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Для диагностики были выбраны и адаптированы методы и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей и структуру речевого дефекта.

1. Наблюдение за взаимоотношениями дошкольников с ОНР II уровня с их сверстниками в повседневной жизни группы. Отслеживание особенностей коммуникативного развития в соответствии с уровневой моделью Е. В. Рыбака. Анализ полученных наблюдений.

2. Определение ведущей формы общения дошкольников с ОНР II уровня с взрослыми, используя, облегчённый вариант методики М. И. Лисиной.

3. Анкетирование и беседа с родителями дошкольников с ОНР II уровня.

Все дошкольники экспериментальной группы очень слабо ориентируются в ситуациях общения с взрослыми и сверстниками, не способны понять суть задания, так как воспринимают не звучащую речь, а отдельные, хорошо знакомые слова. Дети не владеют формами диалога и не знают этикетных слов. Неполноценная речевая деятельность накладывает огромный отпечаток на формирование и развитие коммуникативной компетенции.

Полученные в результате проведённой диагностики данные, позволили нам спланировать работу по развитию коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР II уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии в условиях общеразвивающей группы.

Первый этап работы. Развитие мотивационно - потребностной сферы.

Основная задача первого направления работы – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к общению друг с другом.

Основные направления работы:

- формирование положительного настроя на занятие;

- привлечение внимания к сверстникам;

- обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;

- введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на процесс коммуникации.

Упражнения, способствующие выразительности мимики, жеста и движения, снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содействуют совершенствованию основных психологических процессов, воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон.

На первых занятиях логопед показывает, как мимическими мышцами лица выражаются различные эмоции. В процессе этих занятий у детей формируются первоначальные навыки и умения владеть мышцами бровей, лба, глаз, губ. На логопедических занятиях дети учатся понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека, знакомятся с невербальными средствами общения, что помогает общению со сверстниками в группе.

Второй этап работы заключается в формировании представлений о правилах и способах эффективного общения.

Направления работы:

- дальнейшее развитие невербальных средств общения;

- обогащение способов эмоционального реагирования;

- развитие умения слушать и слышать;

- восприятие и понимание информации;

- формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.

На данном этапе решаются следующие задачи:

- развитие вербальной и невербальной коммуникации;

- определение эмоционального состояния и отражение его с помощью выразительных движений и речи;

- развитие слухового восприятия и памяти;

- понимание смысла сообщений, выделение основной идеи высказывания;

- использование приема активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника;

- развитие умения работать с информацией через установление логических причин, следственных связей, также умозаключений;

- развитие способности аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.

Третий этап посвящается автоматизации приобретённых умений и навыков на специальных занятиях и в условиях свободной деятельности, т.е. умения говорить.

Чтобы решать поставленные задачи, необходимо сделать выработанные на предыдущих этапах коррекционного воздействия навыки произвольными. Для этого мы используем метод проблемных ситуаций. Попадая в коммуникативные ситуации, ребёнку необходимо самостоятельно организовать своё поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и волевые усилия.

На занятиях я применяю различные задания: придумывание диалогов к картинке, разыгрывание ситуаций общения.

Все этапы работы переплетаются с коррекционной работой по формированию лексико-грамматического строя речи, фразовой речи. Коммуникативные упражнения подбираются в соответствии с речевыми возможностями каждого ребёнка с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

После проведения целенаправленной работы был проведён следующий этап экспериментального исследования с целью сравнительного анализа результатов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы отмечаются значительные изменения в развитии коммуникативной компетенции: совершенствовались речевые и невербальные средства общения, повысилась речевая активность детей, уровень коммуникативной культуры, отмечается снижение негативных проявлений в общении – конфликтности и агрессивности.

Подводя итоги нашей работы, можно сделать следующие выводы.

1. Спонтанное становление коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии затруднено вследствие: а) имеющихся у детей нарушений речевых средств языка; б) затруднённой реализацией коммуникативных навыков в группе сверстников с аналогичной речевой патологией.

2. Коммуникативная компетенция у дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии развивается в условиях общеразвивающей группы не только в результате специально организованной педагогической деятельности, но и вследствие спонтанного подражания сверстникам с нормативным речевым развитием.

3. Развитие коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии возможно эффективно организовать в условиях общеразвивающей группы, соблюдая следующие рекомендации:

- не более 3 детей с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии в одной группе нормально развивающихся сверстников;

- наличие специальных занятий по коррекции речевых нарушений и неречевых функций;

- дополнительная деятельность педагогов по развитию коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии;

- совместную, взаимосвязанную работу по развитию коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, всех специалистов ДОУ;

- сотрудничество с семьёй этих детей с целью взаимопомощи в развитии коммуникативной компетенции.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции у детей с речевыми нарушениями, является актуальной социально – педагогической проблемой, так как от её решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом – успешность школьной и социальной адаптации детей.

Литература

1. Еленский, Е. Г. Коммуникативная и языковая компетенция детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Н. Г. Еленский, Л. А. Зайцева // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья / А. Н. Коноплёва [и др.]. – Минск: НМУ НИО, 2005. – с. 41 – 53.

2. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов высших учебных заведений [Текст] / Л. С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 703 с.

3. Программа коррекционно-развивающей работы «Формирование речевой коммуникации у детей пятого и шестого года жизни с ОНР, обусловленным дизартрией» Я. А. Шекериди, 2011.

4. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. – М.: Эксмо, 2015 – 288 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).



Новые публикации

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Читайте также

Совместный праздник здоровья для детей и их родителей «Путешествие в…

Совместный праздник здоровья для детей и их родителей «Путешествие в страну здоровья» Этот праздник был проведён в рамках проекта «Мы за...

Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста…

Воспитание ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе Ценностное отношение к природе – важное направление воспитания...

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию…

Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию творческой активности дошкольников в процессе познавательной деятельности Образование не стоит на...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель : создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи : создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия...

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи: создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия Воспитатель -...

ООД Познавательное развитие (ФЭМП)Тема: «Необычное животное»

    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития Задачи: создать условия для:  - развития умения у детей отвечать полными ответами; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук; - воспитания отзывчивости, желания помогать другим. Ход занятия...