Развитие коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи второго уровня, псевдобульбарной дизартрией лёгкой степени
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены следующие задачи речевого развития:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы [5].
Таким образом, развитие речевой деятельности предполагает формирование языковых средств и коммуникативных средств одновременно.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [2]. Псевдобульбарная дизартрия – наиболее распространённая форма дизартрии у детей, которая возникает при поражении проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов, в результате чего возникает псевдобульбарный паралич/парез дыхательных, голосовых и артикуляционных мышц [4].
Лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата, что приводит к трудностям артикуляции, замедленным и недостаточно точным движениям языка и губ, вследствие нарушений звукопроизношения. Недостатки звуковой стороны речи, отсутствие чётких артикуляционных различий при произнесении звуков негативно влияют на развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений. Всё это негативно сказывается на общем речевом развитии [4].
Такое отклонение в развитии как «общее недоразвитие речи» (далее ОНР), сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью. У таких детей, по данным: Р. Е. Левиной, Б. М. Гриншпуна, С. Н. Шаховской, Л. Б. Халиловой, Т. Б. Филичевой, наблюдаются стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения. Спонтанное формирование речевых навыков у них либо невозможно, либо осуществляется дисгармонично, что приводит к неблагополучию в сфере общения, трудностям осуществления коллективных видов деятельности, эмоциональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при социальной адаптации ребёнка. Всё вышесказанное указывает на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что, в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие полноценной коммуникативной компетенции детей с общим недоразвитием речи, особенно детей с ОНР I и II уровней [3].
В настоящее время, некоторые дети с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, посещают общеразвивающие группы ДОУ. Так как, существует ограниченное количество групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи, родители (как законные представители ребёнка) подписывают отказ от ПМПК. Такие дети, лишены, такой коррекционной помощи, которую осуществляют в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, и получают её в условиях логопедического пункта ДОУ.
Перенеся организацию коррекционной помощи детям с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, с логопедической группы на логопедический пункт ДОУ, дети с ОНР имеют возможность реализации формируемых, на логопедических занятиях, навыков в коллективе детей с условно нормативным речевым развитием (в условиях общеразвивающей группы ДОУ). Среда сверстников, с условно нормативным речевым развитием, потенциально способна дать ребёнку с ОНР образец применения речевых средств языка. Несмотря на это, имеющиеся у детей с ОНР трудности овладения рече – языковой системой, затрудняют спонтанное усвоение ими, не только различных речевых умений и навыков, но и их реализацию, то есть качественное формирование коммуникативной компетенции.
Таким образом, имеющееся противоречие обусловило необходимость планирования специальной работы по развитию коммуникативной компетенции дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Коммуникативная компетенция определяется, как совокупность собственно языковой (лингвистической), речевой, дискурсивной и социокультурной компетенций (Б. В. Беляев, Н. Д. Гальскова, А. Н. Щукин). Термины «языковая компетенция, «речевая компетенция» и «коммуникативная компетенция», тесно связаны с понятиями «языковые знания», «речевые навыки», «коммуникативные умения». «Речь» и «язык» - понятия взаимодополняющие друг друга. Как невозможна речь, без конкретного языка, так невозможно говорить и о каком-либо языке вне речевого процесса. Основой формирования коммуникативной компетенции, является языковая компетенция – владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонемному, морфемному, лексическому, синтаксическому [1].
«Коммуникативная компетенция – это определённый уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. «Коммуникативная компетенция – это совокупность языковой, речевой и социокультурной составляющих» [1].
Речевые умения, входящие в состав коммуникативной компетенции:
- умение общаться, при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов), и понимать собеседника по используемым жестам и мимике;
- умение устанавливать контакт, с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент);
- умение использовать речевые вариативные формулы приветствия, прощания, благодарности;
- умение понимать, и выражать своё настроение при помощи слов; умение вести себя в общении в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров лицом друг к другу);
- умение: чётко, ясно, выразительно, высказывать в речи своё коммуникативное намерение;
- умение внимательно слушать собеседника;
- умение, понимать эмоциональное состояние другого человека (сопереживать);
- умение вести себя в конфликтной ситуации [1].
Главная цель нашего исследования заключалась в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать возможность осуществления работы по развитию коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии в условиях общеразвивающей группы.
Эксперимент проводился в несколько этапов.
На первом этапе исследования было проведено логопедическое обследование, включающее три основных раздела:
1. Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о ребёнке (выписка врача, характеристика воспитателя).
2. Обследование основных видов речевой деятельности по методике Н. С Жуковой:
- понимание речи;
- объём предложений и их грамматическое оформление;
- возможности словоизменения (недоступно, частично доступно);
- слоговая структура слова;
- звукопроизношение и состояние артикуляционного аппарата.
3. Анализ полученных данных, составление протоколов, заключений обследования.
На втором этапе исследования, мы обследовали уровень развития коммуникативных компетенций у дошкольников с ОНР II уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Для диагностики были выбраны и адаптированы методы и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей и структуру речевого дефекта.
1. Наблюдение за взаимоотношениями дошкольников с ОНР II уровня с их сверстниками в повседневной жизни группы. Отслеживание особенностей коммуникативного развития в соответствии с уровневой моделью Е. В. Рыбака. Анализ полученных наблюдений.
2. Определение ведущей формы общения дошкольников с ОНР II уровня с взрослыми, используя, облегчённый вариант методики М. И. Лисиной.
3. Анкетирование и беседа с родителями дошкольников с ОНР II уровня.
Все дошкольники экспериментальной группы очень слабо ориентируются в ситуациях общения с взрослыми и сверстниками, не способны понять суть задания, так как воспринимают не звучащую речь, а отдельные, хорошо знакомые слова. Дети не владеют формами диалога и не знают этикетных слов. Неполноценная речевая деятельность накладывает огромный отпечаток на формирование и развитие коммуникативной компетенции.
Полученные в результате проведённой диагностики данные, позволили нам спланировать работу по развитию коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР II уровня с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии в условиях общеразвивающей группы.
Первый этап работы. Развитие мотивационно - потребностной сферы.
Основная задача первого направления работы – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к общению друг с другом.
Основные направления работы:
- формирование положительного настроя на занятие;
- привлечение внимания к сверстникам;
- обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;
- введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на процесс коммуникации.
Упражнения, способствующие выразительности мимики, жеста и движения, снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содействуют совершенствованию основных психологических процессов, воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон.
На первых занятиях логопед показывает, как мимическими мышцами лица выражаются различные эмоции. В процессе этих занятий у детей формируются первоначальные навыки и умения владеть мышцами бровей, лба, глаз, губ. На логопедических занятиях дети учатся понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека, знакомятся с невербальными средствами общения, что помогает общению со сверстниками в группе.
Второй этап работы заключается в формировании представлений о правилах и способах эффективного общения.
Направления работы:
- дальнейшее развитие невербальных средств общения;
- обогащение способов эмоционального реагирования;
- развитие умения слушать и слышать;
- восприятие и понимание информации;
- формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.
На данном этапе решаются следующие задачи:
- развитие вербальной и невербальной коммуникации;
- определение эмоционального состояния и отражение его с помощью выразительных движений и речи;
- развитие слухового восприятия и памяти;
- понимание смысла сообщений, выделение основной идеи высказывания;
- использование приема активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника;
- развитие умения работать с информацией через установление логических причин, следственных связей, также умозаключений;
- развитие способности аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.
Третий этап посвящается автоматизации приобретённых умений и навыков на специальных занятиях и в условиях свободной деятельности, т.е. умения говорить.
Чтобы решать поставленные задачи, необходимо сделать выработанные на предыдущих этапах коррекционного воздействия навыки произвольными. Для этого мы используем метод проблемных ситуаций. Попадая в коммуникативные ситуации, ребёнку необходимо самостоятельно организовать своё поведение, учитывая интересы и эмоциональное состояние сверстников, применять адекватное правило и волевые усилия.
На занятиях я применяю различные задания: придумывание диалогов к картинке, разыгрывание ситуаций общения.
Все этапы работы переплетаются с коррекционной работой по формированию лексико-грамматического строя речи, фразовой речи. Коммуникативные упражнения подбираются в соответствии с речевыми возможностями каждого ребёнка с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
После проведения целенаправленной работы был проведён следующий этап экспериментального исследования с целью сравнительного анализа результатов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы отмечаются значительные изменения в развитии коммуникативной компетенции: совершенствовались речевые и невербальные средства общения, повысилась речевая активность детей, уровень коммуникативной культуры, отмечается снижение негативных проявлений в общении – конфликтности и агрессивности.
Подводя итоги нашей работы, можно сделать следующие выводы.
1. Спонтанное становление коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии затруднено вследствие: а) имеющихся у детей нарушений речевых средств языка; б) затруднённой реализацией коммуникативных навыков в группе сверстников с аналогичной речевой патологией.
2. Коммуникативная компетенция у дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии развивается в условиях общеразвивающей группы не только в результате специально организованной педагогической деятельности, но и вследствие спонтанного подражания сверстникам с нормативным речевым развитием.
3. Развитие коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии возможно эффективно организовать в условиях общеразвивающей группы, соблюдая следующие рекомендации:
- не более 3 детей с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии в одной группе нормально развивающихся сверстников;
- наличие специальных занятий по коррекции речевых нарушений и неречевых функций;
- дополнительная деятельность педагогов по развитию коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
- совместную, взаимосвязанную работу по развитию коммуникативной компетенции у дошкольников с ОНР II уровня, лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, всех специалистов ДОУ;
- сотрудничество с семьёй этих детей с целью взаимопомощи в развитии коммуникативной компетенции.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции у детей с речевыми нарушениями, является актуальной социально – педагогической проблемой, так как от её решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом – успешность школьной и социальной адаптации детей.
Литература
1. Еленский, Е. Г. Коммуникативная и языковая компетенция детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Н. Г. Еленский, Л. А. Зайцева // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья / А. Н. Коноплёва [и др.]. – Минск: НМУ НИО, 2005. – с. 41 – 53.
2. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов высших учебных заведений [Текст] / Л. С. Волкова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 703 с.
3. Программа коррекционно-развивающей работы «Формирование речевой коммуникации у детей пятого и шестого года жизни с ОНР, обусловленным дизартрией» Я. А. Шекериди, 2011.
4. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. – М.: Эксмо, 2015 – 288 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной…
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с детьми подготовительной группы «Путешествие в Бордландию» Тема: Создание условий в ДОУ для полноценного физического и...
Дидактическая игра «Найди пару»

Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...
Дидактическая игра «Собери ракету»

Дидактическая игра «Собери ракету» Аннотация: Дидактическая игра «Собери ракету» рекомендована для дошкольников 3-4 лет. Данная игра направлена на развитие сенсорных способностей детей дошкольного...