Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсирующей направленности. Тяжелое множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития.

Тяжелое множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжелом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера. Основным в клинической картине является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения). Недоразвитие мелкой моторики вызывает значительное затруднение у детей дошкольного возраста в процессе обучения, что, в свою очередь, влечет за собой значительные трудности в учебной деятельности [5].

 Характеризуя состояние мелкой моторики умственно отсталых детей с сочетанной патологией, можно выделить следующие нарушения: слабость моторики пальцев и кистей рук, отклонения в координации движений (нарушение темпа и ритма действий), медлительность и нечеткость движений, долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук, слабостью нажима карандаша (ручки) на бумагу, нечеткость проведения линий (волнистой, ломаной, прямой), страдает плавность переключаемости с одного движения на другое, неумение координировать работу обеих рук, с трудом формируется техника письма, что вызывается моторной недостаточностью и (или) нарушениями пространственного представления.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями с трудом овладевает всеми приемами по развитию моторики, все полученные умения и навыки у них быстро распадаются, если не происходит работа по их закреплению. Дети быстро забывают проделанные действия, из-за этого постоянно приходится возвращаться на шаг назад. При выполнении нового задания они долгое время не могут сосредоточиться на последовательности в выполнении упражнения. Поэтому дошкольники нуждаются в специально организованном обучении в выполнении точных, дифференцированных, целенаправленных движений пальцев рук [3].

Актуальность проекта. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, было решено провести углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами группы.

Цель проекта. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи проекта: 

1) формировать произвольные координированные, дифференцированные и целенаправленные движения пальцев, плавности, точности и гибкости рук, зрительно-моторную координацию (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

2) развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, пространственную ориентировку;

3) формировать практические умения и навыки у детей с ТМНР.

Работа по развитию мелкой моторики состоит из трех этапов:

I этап организационно-диагностический включает изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями в соответствии с возрастом, диагностику уровня сформированности мелкой моторики, создание предметно-развивающей среды для практического решения задач.

II этап практический является основной деятельностью и включает в себя два направления.

Первое направление - коррекционная работа с детьми с ТМНР, направленная на формирование и развитие мелкой моторики. В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками необходимо учитывать такую направленность по развитию моторики как: нормализация мышечного тонуса и развитие двигательных функций руки.

При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами). Нужны релаксирующие упражнения. При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать – разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).

Развитие двигательных функций руки - способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое.

Второе направление - взаимодействие с родителями. Участие родителей в коррекционном процессе усилит эффективность и позволит добиться более высокого уровня развития мелкой моторики у детей с ТМНР.

Формы и методы работы с родителями это родительские собрания (проводятся 2 раза в год), консультации, беседы, день открытых дверей, методическая подборка для родителей (обновляется 1 раз в месяц) включает подбор книг, специальные памятки, буклеты, упражнения пальчиковых гимнастик, дидактические и настольно – печатные игры для развития мелкой моторики.

III этап аналитический включает анализ проведенной работы – методической, диагностической и практической, т. е. обобщение опыта работы по развитию моторики у детей с ТМНР [2].

Система работы по развитию мелкой моторики

Упражнения по развитию мелкой моторики с детьми с ТМНР проводятся на каждом занятии. Начинаются упражнения с элементов массажа и самомассажа кистей и пальцев рук. Задания даются от простого к более сложному. Так постепенно, шаг за шагом ребенок достигает более высокого уровня при выполнении заданий. Все проделанные действия с ребенком проговариваются педагогом: независимо от наличия или отсутствия нарушений слуха у ребенка. Речь взрослого должна быть максимально простой по содержанию.

На первых этапах обучения ребенок наблюдает за действиями педагога, а далее постепенно он привлекается к выполнению упражнений. Все действия повторяются несколько раз. Затем от выполнения совместных действий идет переход к выполнению действий по подражанию, а, как известно, подражание считается одним из условий развития ребенка. Далее дошкольник переходит от подражания к действию по образцу и по словесной инструкции. Все этапы работы проводятся достаточно длительное время, особое внимание уделяется при выполнении заданий по словесной инструкции для формирования у воспитанника с ТМНР понимания обращенной речи [4].

Для развития мелкой моторики существует множество заданий (рисование, лепка, вырезание, конструирование и др.), но не все дети могут выполнять эти задания в силу своих индивидуальных особенностей развития, поэтому подбираю различные упражнения и способы выполнения заданий, доступные каждому ребенку.

Подробнее рассмотрим упражнения, которые используются на занятиях:

  • захват и удержание предмета, вложенного в руку (используются предметы различной формы, величины, материала);
  • перекладывание предмета из одной руки в другую, из одной емкости в другую;
  • бросание предмета в различные емкости;
  • сжимание и разжимание поролоновой губки, мяча;
  • разрывание бумаги на ленточки, сминание бумаги, разглаживание бумаги;
  • работа с пластилином: разминание, расплющивание, раскатывание;
  • игры с юлой, волчком, неваляшкой;
  • катание различных мячей;
  • нажатие на кнопки, клавиши;
  • собирание пирамидки, стаканчиков;
  • нанизывание бусинок разных размеров на шнурок, тесьму;
  • разжимание прищепок, прикалывание их;
  • переливание воды из одной емкости в другую, отжимание губки, тряпки;
  • откручивание и закручивание крышечек от баночек, бутылок;
  • наматывание ниток;
  • перелистывание книжек, журналов;
  • работа по застегиванию кнопок, крючков, замков разной величины;
  • игры с мозаикой;
  • сенсорные пальчиковые дорожки;
  • поднимание с поверхности различных предметов.

Требования к организации работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ТМНР: учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка, его потенциальные возможности; задания усложняются постепенно «от простого к сложному»; соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы; использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки); длительность занятия; многократное повторение; поощряйте детей с ТМНР [1].

Исходя из вышесказанного, видно, что реализация работы по развитию моторики и систематических занятий с детьми с ТМНР позволяет достичь определенных успехов в развитии дошкольников. Учебная деятельность организуется через совместную и индивидуальную работу с воспитанниками, которая проводится через пальчиковые игры, игры с предметами, дидактические игры.

 

Список литературы

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. - М: АСТ, 1999.
  2. Екжанова, Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: «Просвещение», 2005.
  3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет / О. И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2016.

5. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 5: Навыки тонкой моторики. Перевод с англ. М.: Ассоциация Даун Синдром. 2001.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами…

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с различными видами живописи Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства. Задачи: Образовательные: - закрепить...

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд»

Интеллектуальный конкурс для детей старшего дошкольного возраста «Форт Боярд» Пояснительная записка. В последнее время все большее значение отводится активным формам и средствам образования...

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами…

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир» Включается тихая спокойная музыка, на экран...

Читайте также

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя»

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Казань, любимая моя» Программные задачи: познакомить детей с историей родного города, с архитектурно-историческим центром Казанского...

Флипбук «Как появляется хлеб»

Флипбук «Как появляется хлеб»Для детей 3-4 лет Аннотация: Флипбук «Как появляется хлеб» предназначен для детей 3-4 лет. Это пособие направлена на развитие...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...