Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством технологии проектной деятельности

«Край родной, то солнечный, то вьюжный, Мудростью силён и красотой –

Пояс гор Уральских, древних, дружных –Оберег Руси моей святой!»

Н. Пикулева.

Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Изучив проблему патриотического воспитания, разнообразные методы работы, мы пришли к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка.

Цель проекта «Люблю Урал - мой край родной» состоит в том, чтобы воспитать в детях чувства любви к родному краю, культуре края в котором они живут. Познакомить детей с достопримечательностями, с историко-культурными, природными особенностями, которые сформируют в них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей малой Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представления о родном крае: истории, достопримечательностях.

2. Расширить знания детей о флоре и фауне Урала.

3. Познакомить с культурой, традициями и народами, живущими на Урале.

4. Расширить знания детей о городе, в котором они живут.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: Февраль, Март, Апрель, 2020 года.

Предполагаемый результат:

  • Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  • Освоение доступных знаний об истории родного края, города.
  • Расширение представлений о природных памятниках, природных богатствах Урала.
  • Знакомство творчеством поэтов писавших об Урале, с урало - сибирской росписью.

В своей работе мы использовали различные методы и приёмы. Начали мы с того что, познакомили детей с историей возникновения Урала. Организовали образовательную деятельность: «Моя Родина – Урал!», «Легенды Урала», «Горнозаводской Урал». Рассматривали картины, иллюстрации, фотоальбомы с изображением природы родного края.

5

Важная роль в развитии интереса дошкольников к родному краю принадлежит не только педагогу, но и родителям. Родители с интересом отнеслись к нашему предложению, устроить в группе фотовыставку «Природные памятники Урала», места родного края, которые дети посещали летом с родителями. Рассматривая фотографии нам захотелось узнать больше о заповедниках Урала. Для этого была создана презентация «Достопримечательности Урала». По средствам мультимедиа презентации, в которой представлен материал по заповедникам Урала, дети узнали об уникальных природных объектах, интересных растениях и редких животных находящихся на территории заповедников.

Свои впечатления дети отразили в продуктах детского творчества: лепка животные Урала, рисование птицы Урала, горы Урала.

6

Совместно с детьми создали макет «Животный мир уральских лесов». Провели викторину «Растения и животные Урала» с использованием малых фольклорных форм, с песнями и подвижными играми. Нами были использованы дидактические игры по краеведению такие как: «Узнай, где я нахожусь?» «Собери картинку», подвижные игры

«У медведя во бору», «Гуси лебеди», и другие игры.

Чтобы углубить знания детей о Урале мы читали детям стихи, произведения об Урале. Ходили на экскурсию в библиотеку, где работники библиотеки рассказали нам о творчестве Д.М. Сибиряка. Познакомили детей со сказами П.П.Бажова. Итоговым мероприятием стала постановка театрализованного представления по мотивам сказов П.П. Бажова «Серебряное копытце».

78

Знакомили детей с традициями и культурой Урала. Нами была организована совместная деятельность воспитателя и детей по теме «Уральская роспись». Расписывая подносы, каждый ребёнок смог попробовать себя в роли искусного мастера.

9

Чем больше мы занималась поиском материала, тем интересней было работать.

Затем дети стали задавать нам вопросы об истории города. Исходя из интереса детей, появилась идея создания проекта «Мой любимый город». Сначала мы организовали экскурсию в краеведческий музей «Наш город Красноуральск». Там дети узнали об истории возникновения города, о быте первых поселенцев. Смотрели фотографии и другие экспонаты музея, связанные с этими событиями. Работники музея вовлекали детей в игру-путешествие по родному городу. Посещение музея, совершенные экскурсии по городу, позволили нам выделить главные достопримечательности нашего города. Совместно с родителями нами был создан альбом «Мой любимый город», разработаны дидактические игры «Времена года в городе», «Узнай по описанию», «Где находится памятник». Для того чтобы закрепить знания детей о родном городе, мы провели итоговое занятие детей и родителей «Мой любимый город». В ходе образовательной деятельности дети составляли рассказы о городе, рассматривали иллюстрации с видами родного города, рисовали. Результатом проведения непосредственно-образовательной деятельности с детьми было оформление в группе выставки рисунков.

10

11

12

Метод проекта позволил детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. В процессе организации различных видов деятельности дети познакомились не только с достопримечательностями Свердловской области, и Красноуральска, но и узнали о том, что у нашего края богатая различными событиями многовековая история. Ведь Урал действительно уникален и привлекает своими горными массивами, бурными реками, природными ландшафтами, он не похож ни на один уголок России.

Список литературы:

1. Из истории седого Урала: книга для чтения / Т.Л. Корецкая. – Челябинск: «Край», 2018. - 160 с.

2. «Литература Урала», сост. М.А. Литовская, Е.К.Созина.

3. «Предания и легенды Урала. Фольклорные рассказы», сост. В.П. Кругляшова.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий мероприятия «Викторина ко Дню космонавтики в старшей группе»

Сценарий мероприятия «Викторина ко Дню космонавтики в старшей группе» Цель: Приобщить детей к изучению космоса. Задачи: 1. Закреплять знания детей о планетах, их местоположении в...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и…

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура:...

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек»

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек» Цель: познакомить детей с породами кошек. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - воспитывать у детей...

Читайте также

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур»

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» Возраст детей: 4-5 лет

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:…

Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Зима» Цель: выявить знания детей о характерных признаках зимы. Задачи: 1) Образовательные: - Закреплять...

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе…

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе группе Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя сентябрь Какая бывает вода? Цель: уточнить представления детей...