Применение ТРИЗ-технологии в песочной терапии

ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Многие педагоги и родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом.
ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
Задача взрослых познакомить детей с разнообразием окружающего мира.

Ребенка всегда притягивает что – то новое, интересное хочется потрогать, пощупать. Поскольку у дошкольников знакомство с предметами происходит во время игры и дети любят в летнее время играть с песком, то и мы решили проводить игровые ситуации, используя песок. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью...

Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, потому что песок очень приятен на ощупь, всегда сохраняет свою структуру и не дает изначально ошибиться, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение заданий. Почему же песочная терапия так популярна в настоящее время и очень часто используется в работе педагогов МБДОУ. Развитие творческих способностей дошкольников, одна из основных задач ФГОС ДО, а соответственно и дошкольного учреждения.

Дети в дошкольном возрасте, находясь в детском саду, пытаются найти выход своей творческой энергии, но зачастую можно услышать от ребенка, что он не умеет рисовать. Ребенок испытывает тревожность по поводу того, что он может испортить свой шедевр, что у него не все получится, а на листе бумаги исправить нарисованное красками или цветными карандашами невозможно, именно поэтому очень часто в своей работе мы используем техники рисования сухим песком.

Трогая руками песчинки, ребенок развивает мелкую моторику рук, тактильные ощущения и координацию движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Каждый ребенок, создавая такую композицию из песка использует свое воображение и проявляет творчество.
Таким образом, рисование на песке позволяет:
- Стабилизировать психоэмоциональное состояние.
- Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику.
- Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности.
- Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию.
- Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.
- Разнообразить способы сотрудничества. 
- Развивать воображение, творчество использую некоторые элементы технологии ТРИЗ.
Не подсказывайте готового решения, покажите ребенку разные варианты, обсудите с ним правильные и ложные шаги к цели.

Для достижения с детьми определенных результатов по развитию творческих способностей, игры с песком в течении года в группе вводились поэтапно.

На первом этапе в группу был внесен песок и дети играли с ним самостоятельно, без определенных правил и задач. Для начала нужно узнать с ребятами, что такое песок, какой он бывает, и можно ли с песком играть и рисовать на нем??? Первым делом нужно рассмотреть разноцветный песок, потрогать его, понюхать, сравнить песок разных фракций. Далее, с помощью электронного микроскопа рассмотреть все частички песка, и сравнить песок и манку. Сравнив песок с манкой, ребята предполагают, что же можно делать и с тем и с другим... (Можно рассыпать, пересыпать и рисовать и т.д.)
Каждый из ребят сам придумал способ рисования на песке (пальчиком, палочкой, кисточкой и т.д.). Кто-то оставлял следы своих ладошек и кулачков...сыпучестью. Благодаря исследовательским действиям дети узнали свойства песка: мокрый, сыпучий, мягкий, пушистый, воздушный.

На втором этапе дети выполняли коллективные работы, целью которых было умение работать коллективно.

Учитывая ряд особенностей, которыми обладает песок, мы решили попробовать его, и в работе с гиперактивными детьми. В результате дети научились сидеть на одном месте, слушать и слышать педагога.

Во – первых, дети начали интересоваться чем – то новым, вырос их познавательный интерес к окружающему миру. Более интенсивно начало развиваться внимание, память и мышление. При проведении простых опытов с песком, дети самостоятельно делали выводы.

Во – вторых, играя мелкими фигурами в песке, у детей развивались тактильные ощущения, которые влияют на состояние и поведение детей. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием мяли его, пропускали сквозь пальцы. Их порой невозможно было оторвать от песка. У большинства детей активизировался словарь и расширился кругозор.

В – третьих, песок, как и вода, способен убирать отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

Отпечатки ладошек. Разровняйте поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук — внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорите о них.

Поскольку ребёнку будет трудно сделать это первому, начните сами: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?»

После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, надо попросить его перевернуть руку ладонью вверх. Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?».

Загадочные узоры. Создать на песке отпечатками ладоней, кулачков, костяшками пальцев и т. д. всевозможные причудливые узоры и попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, дождинкой, травкой, деревом, ежиком и т. д.).

Чьи следы? Провести по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала правой, а потом левой руки (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим и наконец — мизинчиком, а затем — пальцами обеих рук сразу в той же последовательности; можно оставлять на поверхности песка отпечатки не только одного пальца, а сразу нескольких: двух, трех и т. д. Получатся загадочные следы. Пофантазируйте вместе с малышом: чьи они?

Список использованной литературы:

  1. Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.,2006.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.,2006.
  3. Никитина Т.О., Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство развития дошкольников// Воспитатель ДОУ. 2013. №9
  4. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. СПб., 2010.




Новые публикации

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей…

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей группы Живут в России разные  народы с давних пор. Одним – тайга...

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при…

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при матушке добро» Цель: Привлечь педагогов к совместным мероприятиям. Развивать взаимоотношения между педагогами посредством включения...

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для…

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки» Программное содержание: 1. Художественно-эстетическое развитие Вызывать интерес к процессу лепки. Учить отрывать небольшие комочки от...

Читайте также

Сценарий праздника «Скоро в школу!»

Сценарий праздника «Скоро в школу!» (В рамках программы «Весёлые нотки») Пояснительная записка. Сценарий выпускного праздника для подготовительной к школе группы включает в себя элементы театрализации...

Консультация для воспитателей и родителей «Возможности использования игры в коррекционно–развивающих…

Консультация для воспитателей и родителей «Возможности использования игры в коррекционно–развивающих целях» Возможность использования игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и...

Познавательно–исследовательская деятельность на прогулке на тему «Наблюдение за улиткой» с…

Познавательно–исследовательская деятельность на прогулке на тему «Наблюдение за улиткой» с детьми второй младшей группы   Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Конструкт организации совместной деятельности воспитателя и детей Тема: «Зимний город" (ООП ДО "Вдохновение")

Конструкт  организации совместной деятельности воспитателя и детей   Тема: «Зимний город (Первоуральск)». Возрастная группа: старшая группа (дети 5-6 лет) Воспитатель: Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя и детей в творческой мастерской. Форма организации: подгрупповая.   Цель: сохранение в ребенке творческого начала...

План самообразования на 2020-2021 учебный год

Тема:  «Развитие связной речи через игру в условиях ФГОС» Цель : Способствовать развитию связной речи с использованием игр. Задачи: Изучение научно – педагогической литературы. Проведение диагностики на начало и конец учебного года. Совершенствовать предметно-развивающую среду, создать условия и комфорт для...

Интегрированное занятие "В гостях у бабушки Арины"

Цель: воспитание нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуры через чтение художественной литературы. Задачи: 1. Побуждать эмоционально откликаться на происходящие события в процессе взаимодействия с художественной литературой. 2. Упражнять детей в чтении знакомых потешек, песенок, стихов, договаривании...

игра "Мотыльки"

Для детей от2 до 3лет. Дети изображают мотыльков.Воспитатель поет,дети бегают,помахивая руками,как крыльями. На зеленом на лужку Мотыльки летают И с цветочка на цветок  Весело пархают. Тетя вышла на лужок А в руках у нкй сачок. Берегись-ка ,мотылек, Улетай скорей дружок...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство