Умную речь приятно слушать!

Цикл упражнений для формирования образной речи

Лексические задания

Лексические задания способствуют предупреждению речевых недостатков, активизируют словарь, развивают у ребенка внимание к слову и его значению. Лексические упражнения формируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.

Выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Воспитатель спрашивает, какие пословицы знают дети. Предлагает послушать пословицы, которые они знают, и найти в них слова с противоположным значением («Сейчас мы посмотрим, кто из вас внимательный и быстро найдет противоположные по смыслу слова».)

Примерный набор пословиц

  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Глазами плачет, а сердцем смеется.
  • Умел начать, умей окончить.

После того как ребенок назовет антонимы, полезно задать ему вопросы: Как ты понимаешь выражение «глазами плачет»? (Льет слезы.) Какими другими словами можно сказать, что человек плачет? (Рыдает, хнычет, ноет, ревет, заливается слезами.) А что означает выражение «сердцем смеется»? (Человеку радостно, весело.) Каким словом можно заменить слово «смеется»? (Хохочет, заливается смехом.)

Наша речь богата фразеологизмами, это очень меткие и образные постоянные сравнения. «Молчит, словно в рот воды набрал», - говорим мы. Или: «Будто язык проглотил». Работая над закреплением звуков речи, необходимо одновременно активизировать словарный запас ребенка; это удобно сделать, используя фразеологизмы.

Воспитатель. Словознайкин приготовил для вас интересное задание с фразеологизмами, которые в нашей речи употребляются в переносном смысле. Сейчас вы сможете в этом убедиться. Сначала внимательно рассмотрите рисунки-подсказки и повторите каждое выражение. А сейчас ответьте:

  • Если идет сильный, проливной дождь, ливень, мы скажем… (льет как из ведра).
  • Если кто-то очень быстро бежит, мы скажем… (летит как стрела).
  • Если мы чувствуем себя хорошо, свободно, непринужденно, мы скажем… (чувствую себя как рыба в воде).
  • Если дома строятся быстро, в большом количестве, мы скажем… (как грибы растут после дождя).

Дидактическая игра«Что это?»

  1. Его вешают приходя в уныние;

Его задирают, зазнаваясь;

Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.(Нос.)

  1. Не цветы, а вянут;

Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши.)

  1. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека;

Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез;

На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер.)

Дидактическая игра«Фразеологический зверинец»

1. Вместо точек вставьте названия животных:

Голоден как… Изворотлив как…

Хитер как… Надулся как…

Труслив как… Нем как…

Здоров как… Грязный как…

Упрям как…Колючий как…

2. Назовите фразеологизмы, связанные с конем, лошадью, медведем, белкой, гусем, свиньей.

(Ответы: Не в коня корм; работать как лошадь;

медвежья услуга; вертеться как белка в колесе;

гусь свинье не товарищ или как с гуся вода;

свинья всегда грязь найдет.)

Игра «Объясни фразу» (задание для детей)

1.«Мастер на все руки».

2.«Глаза на мокром месте».

3.«Зарубить на носу».



Новые публикации

«День защиты детей»

«День защиты детей» Дети выстраиваются по периметру площадки. Вед: Ой, как много нас здесь собралось. А зачем, знаете? Нам сейчас ребята расскажут! Читают...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой…

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Бабочка» Образовательная область:...

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по...

Читайте также

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!»…

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!» Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном…

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес в дошкольном образовательном учреждении DANCE - класс»

Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию на тему «Виртуальная…

Конспект организованной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию на тему «Виртуальная экскурсия по музеям Челябинска» Программное содержание:1. знакомство детей с достопримечательностями родного...

Читайте также

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания Актуальность. В настоящее время Россия переживает один из непростых историческихпериодов. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому...

Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы

Сценарий игры «Звездный час» для детей подготовительной к школе группы Тема «Космос» Цель: обобщить знания детей об окружающем мире: о космосе, планетах...

Буккроссинг «Книга - путешественница»

Буккроссинг «Книга - путешественница» С сентября месяца в нашем классе стартует проект «Буккроссинг» под названием «Книга - путешественница.  Актуальность этого проекта...





В блогах

«Я – исследователь!» Проект «Зачем автомобилю бампер?»

Актуальность. В современном мире нас окружает множество автомобилей. Они помогают нам передвигаться в повседневной жизни. Когда я вырасту, у меня тоже будет автомобиль. Каждый день меня папа возит в детский сад, или мы всей семьей ездим за продуктами в магазин...

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»  

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»   Программное содержание: - продолжать учить детей «читать» карточки- символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры; -развивать воображение и творческое мышление у детей; -формировать...

Развлечение в первой младшей группе "1июня - День защиты детей"

«1 июня - День защиты детей» Цель:  создание благоприятной праздничной атмосферы, положительного эмоционального фона общения детей со сверстниками, условий для развития двигательной активности детей. Задачи:  продолжать знакомство детей с признаками времени года «Лето»; формирование здорового образа жизни; развивать речь, внимание...

Исследовательский проект в старшей группе " Как сохранить яблоки?"

Введение. Мы с Аней очень любим яблоки. Мы знаем, что их любят многие дети и взрослые. Эти фрукты растут в наших садах. Яблоки вкусные, сладкие, ароматные, в них много витамин. Однажды мы принесли в детский сад яблоки, Но яблоки у...