Умную речь приятно слушать!
Цикл упражнений для формирования образной речи
Лексические задания
Лексические задания способствуют предупреждению речевых недостатков, активизируют словарь, развивают у ребенка внимание к слову и его значению. Лексические упражнения формируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.
Выделять на слух слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Воспитатель спрашивает, какие пословицы знают дети. Предлагает послушать пословицы, которые они знают, и найти в них слова с противоположным значением («Сейчас мы посмотрим, кто из вас внимательный и быстро найдет противоположные по смыслу слова».)
Примерный набор пословиц
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Труд кормит, а лень портит.
- Глазами плачет, а сердцем смеется.
- Умел начать, умей окончить.
После того как ребенок назовет антонимы, полезно задать ему вопросы: Как ты понимаешь выражение «глазами плачет»? (Льет слезы.) Какими другими словами можно сказать, что человек плачет? (Рыдает, хнычет, ноет, ревет, заливается слезами.) А что означает выражение «сердцем смеется»? (Человеку радостно, весело.) Каким словом можно заменить слово «смеется»? (Хохочет, заливается смехом.)
Наша речь богата фразеологизмами, это очень меткие и образные постоянные сравнения. «Молчит, словно в рот воды набрал», - говорим мы. Или: «Будто язык проглотил». Работая над закреплением звуков речи, необходимо одновременно активизировать словарный запас ребенка; это удобно сделать, используя фразеологизмы.
Воспитатель. Словознайкин приготовил для вас интересное задание с фразеологизмами, которые в нашей речи употребляются в переносном смысле. Сейчас вы сможете в этом убедиться. Сначала внимательно рассмотрите рисунки-подсказки и повторите каждое выражение. А сейчас ответьте:
- Если идет сильный, проливной дождь, ливень, мы скажем… (льет как из ведра).
- Если кто-то очень быстро бежит, мы скажем… (летит как стрела).
- Если мы чувствуем себя хорошо, свободно, непринужденно, мы скажем… (чувствую себя как рыба в воде).
- Если дома строятся быстро, в большом количестве, мы скажем… (как грибы растут после дождя).
Дидактическая игра«Что это?»
- Его вешают приходя в уныние;
Его задирают, зазнаваясь;
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.(Нос.)
- Не цветы, а вянут;
Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши.)
- Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека;
Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез;
На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер.)
Дидактическая игра«Фразеологический зверинец»
1. Вместо точек вставьте названия животных:
Голоден как… Изворотлив как…
Хитер как… Надулся как…
Труслив как… Нем как…
Здоров как… Грязный как…
Упрям как…Колючий как…
2. Назовите фразеологизмы, связанные с конем, лошадью, медведем, белкой, гусем, свиньей.
(Ответы: Не в коня корм; работать как лошадь;
медвежья услуга; вертеться как белка в колесе;
гусь свинье не товарищ или как с гуся вода;
свинья всегда грязь найдет.)
Игра «Объясни фразу» (задание для детей)
1.«Мастер на все руки».
2.«Глаза на мокром месте».
3.«Зарубить на носу».
Читайте также |
---|
Развлечение по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино с…
Развлечение по финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Буратино с монетками» Цель: Содействовать приобретению знаний детям старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей...
Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка»
Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка» Цель: приобщать родителей к театрализованной деятельности, к театральному искусству. Задачи: • создать условия для организации совместной...
Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе…
Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «День космонавтики» Беседа о времени года. Какое время года наступило? (Весна.) Весна какая?...