Растим таланты

С какого возраста начинать развивать творческие способности малыша и как помочь ему по-настоящему раскрыться?

Многие родители интересуются, когда лучше начинать приобщать ребенка к творчеству, чтобы вовремя стимулировать его развитие, но при этом избежать эмоциональной и физической перегрузки. Какую поддержку оказывать и как правильно мотивировать? Об этом мы узнали у Екатерины Калачиковой, руководителя Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы.

Чем раньше начнете, тем лучше

Творческое развитие желательно начинать с самого раннего возраста, поскольку, например, музыку дети слышат еще до рождения. Доказано, что классические произведения позитивно влияют на коэффициент интеллекта и формирование нервной системы ребенка. Также будут полезны младенцу интересные прогулки, дающие разнообразные звуковые и тактильные ощущения, специальные развивающие игрушки, пальчиковые краски и, конечно, игровое общение с близкими.

В год-полтора, когда малыш научится держать карандаш, познакомьте его с изобразительным искусством. Рисование улучшает мелкую моторику рук, также, как и лепка, аппликация, ускоряя когнитивное развитие ребенка.

В 3-4 года можно начать вовлекать детей в игровые развивающие занятия, которые поддержат интерес к творчеству, а также занятия по хореографии для повышения двигательной активности. Можно приступить к развитию актерских способностей, так как у малышей в этом возрасте богатое воображение. А обучать игре на музыкальных инструментах рекомендуется начинать чуть позже, в четыре-пять лет.

Пробуйте разные виды творчества

Помогают в развитии творческой личности и походы на детские праздники, концерты, в театры. Чаще всего дети начинают посещать спектакли после 2,5–3 лет, но есть и те, кто охотно смотрят представления уже в полтора-два года – здесь многое зависит от характера и усидчивости. Также очень важен правильный выбор постановки, в соответствии с возрастом ребенка, его интересами и психическими особенностями.

Проведите рефлексию: понаблюдайте за реакциями и поведением ребенка во время представления, спросите о впечатлениях об увиденном/услышанном после, что понравилось, а что - нет. Если взаимоотношения с ребенком доверительные, выявить его творческие задатки не составит труда. И, скорее всего, ребенок проявит себя сразу в нескольких направлениях творчества. Поэтому стоит пробовать разные виды творческой активности, опираясь прежде всего на интерес малыша к происходящему вокруг.

Создайте творческую среду

Обустройте дома удобное место для детских творческих занятий, украсьте его игрушками, рисунками. Делайте вместе с ребенком поделки из подручных материалов, пойте и танцуйте вместе с ним, играйте в творческие игры. Найдите детский сад, где ваш ребенок может реализовать себя в заинтересовавших его творческих направлениях – от классического музыкального, хореографического или художественного образования – до сценического мастерства, дизайна и робототехники. Хороший вариант – школа искусств, только в Москве работают 140 таких государственных школ по самым разным направлениям, и в большинстве из них имеются подготовительные отделения для детей от 3-4 лет в программу которых наряду с общей подготовкой, ритмикой, хоровым пением, также входит знакомство с различными инструментами: дети приходят в классы к преподавателям разных специальностей и могут послушать и попробовать поиграть на разных инструментах. Подобные же курсы существуют в хореографических и художественных школах. Занятия на подготовительных курсах послужат отличным стартом и для поступления в дальнейшем в творческую школу. 

Выбирая сад и школу искусств, заранее сходите туда с ребенком на День открытых дверей, чтобы познакомиться с жизнью школы, пообщаться с педагогами, родителями, детьми. Обязательно обратите внимание, насколько комфортно вашему сыну или дочке в этом учреждении, поскольку полноценное творчество возможно только в приятной атмосфере.

Вдохновляйте, а не критикуйте

С годами увлечения юных творцов могут меняться. Если ваш малыш сначала захочет рисовать, а через год-полтора потеряет интерес к этому занятию, не стоит упрекать за это. Лучше спросите, что еще он хотел бы попробовать. И не критикуйте плоды творческого труда ребенка. Если хотите дать совет, то сначала искренне похвалите и обозначьте успехи, а позже дружелюбно и деликатно отметьте, что можно улучшить.

Главная задача взрослых – поддержать ребенка во всех его творческих начинаниях, прислушиваться к нему, не подавлять индивидуальность. Детское мышление более гибкое, чем у взрослых, дети смотрят на мир иначе и не чувствуют ограничений, характерных для взрослых. Поэтому не стоит создавать им тесные рамки и навязывать удобное взрослым стереотипное мышление. Ведь необычное и непонятное для нас – вовсе не значит неправильное. Дайте возможность малышу уверенно проявлять себя и аккуратно направляйте. Навязывая собственное мнение, мы рискуем подавить любопытство и интерес детей.

Главное – радость и созидание

Помните, что смысл детского творчества не только в том, чтобы научиться хорошо рисовать или петь. Тут дело не в погоне за результатами, поэтому не подгоняйте ребенка, не допускайте переутомления – это только оттолкнет его от дальнейших занятий. Гораздо важнее на практике показать ему, что значит творить, создавать что-то новое, как проявлять инициативу, использовать воображение, придумывать новые идеи и воплощать их в жизнь.

Цель творческих занятий в раннем возрасте – научить малыша познавать окружающий мир, изобретать, придумывать и применять свои знания на практике. А чтобы он активнее включался в творчество, выбирайте моменты, когда малыш и вы в хорошем настроении, не заставляйте его, если не хочет, и проявляйте свою искреннюю заинтересованность в его деятельности, помогайте и поддерживайте. Также не стоит сравнивать детей друг с другом и говорить им, кто лучше, ведь это не погоня за лидерством, а способ почувствовать радость от созидания и взаимодействия с другими людьми.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте

Экспериментальная работа в старшем дошкольном возрасте Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на...

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки»

Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» Дидактическая игра «Взвесим бутылочки» является интересным и познавательным пособием для детей среднего возраста. Данная игра направлена на развитие...

Спортивный праздник «Путешествие Буратино»

Спортивный праздник «Путешествие Буратино» (Подготовительная к школе группа) Цель: Создать хорошее настроение, развивать координацию движений.   Ход мероприятия: Здравствуйте, дети. Сегодня мы поговорим о приключениях Буратино...

Читайте также

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы…

Методические рекомендации «Развитие познавательно-исследовательских интересов дошкольников путем реализации системы работы дошкольного учреждения по агроэкологии» Аннотация Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй...

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В…

Конспект занятия по сенсорному развитию детей третьего года жизни «В гости к солнышку» Цель: Закрепление понятия «Один и много». Задачи:Образовательные: Закреплять у детей понятия «один», «много». Закреплять знание цветов (красный, желтый...

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий…

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТТема «Дорога в старшую группу» Интеграция образовательных областей: «Познание»...