Формирование орфографических навыков у младших школьников в условиях дифференцированного обучения

Аннотация

В статье речь идет об особенностях формирования орфографических навыков у младших школьников в условиях дифференцированного обучения. Цель статьи на примере отдельных упражнений в рамках дифференцированного подхода показать, каким образом педагог может работать над формированием орфографических навыков у младших школьников. Подводя итог, автор теоретически обоснует комплекс упражнений и дифференцированных заданий, направленных на формирования орфографических навыков у младших школьников.

Актуальность исследования заявленной темы подтверждается требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования в содержании раздела «Орфография и пунктуация», которые определяют, что по окончании начальной школы ученик должен научиться применять правила правописания, с легкостью определять или уточнять написание слов по орфографическому словарю учебника, безошибочно списывать тексты, писать под диктовку, проверять собственный текст или предложенный и исправлять в нем ошибки. У выпускников первой ступени обучения должна быть сформирована правильная устная и письменная речь [8].

Говоря об образовании, исследователи стремятся выделить желание учитывать интересы младших школьников, делать процесс обучения разнопрофильным, рассчитанным на различные группы усвоения изучаемого материала, так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества. Результатом указанного выступают разнообразные концепции дифференциации обучения.

Дифференциация (от лат. «differentia» – различие) представляет собой разделение, расчленение, расслоение целого на ступени, формы, части. В отношении процесса обучения, дифференциация рассматривается в качестве действия, направленного на подразделение учащихся в ходе обучения для учёта особенностей каждого из них и достижения основой цели обучения.

Исследователями давно предпринимаются попытки толкования понятия «дифференциация обучения». Возможность более отчётливого представления движения научной мысли касательно содержания анализируемого понятия обуславливается необходимостью рассмотрения сформулированных учёными его определений.

З.И. Калмыкова понимает дифференциацию обучения как формирование специализированных школ и классов, которые рассчитаны на учёт характерных для школьников психологических особенностей [3, с. 31].

По мнению И.Э. Унт, дифференциация обучения является учётом в определенной форме индивидуальных особенностей учащихся, при котором производится их группировка по каким-либо особенностям для раздельного обучения [6, с. 8].

С.Е. Покровская считает дифференциацию обучения системой обучения, при которой каждому ученику при овладении определенным минимумом общезначимой общеобразовательной подготовки, обеспечивающей возможность адаптации в перманентно изменяющихся жизненных условиях, предоставляется право и гарантированная вероятность уделять особенное внимание тем направлениям, которые в большей степени отвечают его склонностям [5, с. 25].

Таким образом, представляется целесообразным выделить три подхода к определению понятия дифференциации обучения:

- психологический (учет индивидуальных особенностей учащихся);

- педагогический (учет склонностей и интересов учащихся);

- методический (дифференциация материала по уровням и профилям).

Следует отметить, что применение дифференцированного подхода при обучении орфографии в начальных классах общеобразовательных школ является особенно актуальным, так как целью дифференцированного подхода является приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся. Поэтому перед учителем начальных классов встает задача увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, обеспечить познание предмета на максимальном уровне успешности для каждого ученика

Необходимость дифференцированного подхода присутствует на всех этапах урока по обучению, а точнее, в ходе всех этапов усвоения умений и знаний. В этом и заключается существенное положение методики дифференцированного обучения. Далее необходимо рассмотреть особенности формирования орфографических навыков у учащихся младшего школьного возраста в рамках различных этапов обучения на основе дифференцированного подхода.

Так, например, дифференциацию можно применять уже на этапе первичного усвоения новых знаний, поскольку это этап первичного восприятия материала. Легко убедиться в том, что недифференцированный подход порождает «белые пятна» в знаниях части учеников потому, что «новое» всегда связывается с вполне определенным «старым». Именно поэтому учитель начальных классов на уроке русского языка проводит подготовку к усвоению нового, актуализирует нужные знания, создавая ситуацию успеха, есть ли у учеников в памяти то, на что они будут опираться. Изучив новый материал, учитель проверяет качество восприятия, первичного усвоения, причем такая проверка обычно проводится фронтально. Выслушав несколько ответов, учитель делает вывод о том, усвоило ли большинство учеников материал. Каждого проверить трудно, а в классе с теми, кто только начал учиться, в первое время просто невозможно. Значит, нельзя быть уверенным в качестве усвоения нового материала всем классом.

При осуществлении дифференцированного подхода необходимо:

– проведение более тщательной подготовки к усвоению нового материала с нуждающимися в этом учениками;

– повтор для отдельных групп первичного фронтального объяснения, возможно, несколько раз [4, с. 41].

Например, учитель может предложить ученикам выполнить такое задание: выполни по образцу.

Пес - песик

Вылез - лезет

Бу.ка –

Ле. –

Доро.ке –

Во время изучения нового материала важную роль играет учет психофизиологических особенностей учащихся. Для рассеянных, невнимательных учеников со слабой слуховой памятью, учитель может задать дополнительные вопросы. Для учащихся с хорошей зрительной памятью лучше помогает наглядность (например, практическая работа на доске). На этапе получения новых знаний вполне очевидной представляется ограниченность возможности использования дифференцированного подхода.

Указанное обуславливается необходимостью соблюдения сроков обучения, невозможностью учета пробелов в знаниях в каждый момент объяснения (не всегда присутствует возможность фиксации того мига, в который ученик что-то упустил, отвлекся), требованием соблюдения логической структуры излагаемого (следствием остановок и повторов может выступать нарушение логики).

В ходе этапа первичного закрепления основа дифференцированного подхода заключается в организации самостоятельной работы. Здесь присутствует наибольшее число возможностей для учета характерных для учащихся особенностей [2, с. 19].

Учителем подготавливается два-три варианта заданий, каждый из которых заранее предназначает конкретной группе учеников или выбирается учащимися самостоятельно. Отдельным группам разъясняются возможные затруднения в целях предотвращения ошибок. Данный прием свойственен для этапа первичного закрепления, например:

1. Для низкого уровня: Исправь ошибку в данном слове:

Свитило

Свет - светило

2. Для среднего уровня: Узнай сказку и автора:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

Глядь-поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?»

Выпиши из этих строк все слова с орфограммой: буква на месте непроизносимого согласного звука. Рядом доказывай, что слова написаны верно. Не забывай в проверочных словах, если надо, оставлять «окошки».

3. Для высокого уровня: Назови проверочные слова и впиши букву:

на л.сте л.сок

под д.ждем в.дерко

в гн.зде л.сичка

на бр.вне с.мейка

с п.тном г.лубок

Некоторым учащимся оказывается помощь. В первом классе это проводится устно непосредственно учителем. В последующих классах дозированная помощь включается в текст самого дифференцированного задания, которое чаще всего предъявляется на карточках.

Сильным учащимся для самостоятельной работы нередко даются задания на перенос знаний и умений в новую или измененную ситуацию, слабым – облегченные карточки-задания алгоритмического вида.

Итак, на уроке закрепления и применения знаний дифференцированный подход преимущественно осуществляется в виде заданий различного характера и сложности. Наиболее удобным представляется их предъявление в форме индивидуальных карточек. В первом классе появление и расширение возможности применения указанных приемов обуславливается овладением учащимися чтением, а также умением выполнять письменную инструкцию к заданию.

Следующим этапом идет этап контроля усвоения: на этом этапе важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание, умение. Исходя из этого, можно составить серии заданий повышающейся (восходящей) или понижающейся (нисходящей) трудности. Каждая серия должна отражать определенный уровень усвоения материала. Не следует скрывать от учащихся уровень трудности задания, пусть они сами отчетливо представляют, на каком уровне усвоен ими материал [1, с. 15].

Что же касается оценки, то в первом классе она имеет только качественную характеристику и поэтому не вызывает вопросов. В последующих классах, когда появляется обычная цифровая отметка, дифференцированный подход на этапе проверки и оценки осуществить трудно. Когда идет обучение, задания разной трудности полезны, они помогают подтянуть учащихся, отстающих в учебе [7, с. 122].

Таким образом, подводя итог исследованию, проведенному в рамках заявленной темы, можно можем выделить способы организации дифференцированного подхода на разных этапах урока по обучению орфографии в начальных классах:

- на этапе первичного усвоения новых знаний: более тщательная подготовка к усвоению нового материала именно с теми учащимися, которые в этом нуждаются; повторение материала, после первичного объяснения для отдельных групп повторить необходимо несколько раз;

- на этапе первичного закрепления: дифференцированный подход осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности и характера; наиболее удобно предъявлять задания в форме индивидуальных карточек;

- на этапе контроля усвоения новых знаний: проведение диагностики уровня усвоенного каждым учеником одного и то же знания, умения; составление серии заданий повышающейся (восходящей) или понижающейся (нисходящей) трудности.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что дифференцированный подход на уроках русского языка в начальной школе дает возможность учителю младших классов максимально полно учесть особенности каждого учащегося, а также проконтролировать качество и скорость освоения и дальнейшего совершенствования орфографических навыков со стороны каждого ученика.

 

Список литературы:

1. Бетенькова Н.М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографической зоркости // Начальная школа. - 1991. - №6 – С. 14-19.

2. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников // Начальная школа. - 2016. - №6. – С. 18-21.

3. Калмыкова, З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. - М.: Просвещение, 2005. - 85 с.

4. Перевозный, А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования: история и современность. - Минск: Просвещение, 2003. - 82 с.

5. Покровская С.Е. Дифференциация обучения учащихся в средних общеобразовательных школах. - Минск: Беларусская наука, 2002. - 25 с.

6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 2001. – 59 с.

7. Уткина Н.Г. Дифференцированный подход при работе с учащимися. - М.: Просвещение, 2005. - 235 с.

8. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373): по сост. на 31.12.2015. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/.





Новые публикации

Конспект прогулки «Мы друзья птиц». Для детей старшей группе детского…

Конспект прогулки «Мы друзья птиц». Для детей старшей группе детского сада Программное содержание: - Уточнение и расширение представлений у детей об осени...

Развлечение для детей раннего возраста «Лесными тропинками»

Развлечение для детей раннего возраста «Лесными тропинками» Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей. Задачи: развивать чувство прекрасного, вводить в музыкально-художественный образ...

Консультация для родителей «Зачем дошкольнику проекты?»

Консультация для родителей «Зачем дошкольнику проекты?» Уважаемые родители, не секрет, что речевое развитие детей дошкольного возраста является одной из главных задач...

Читайте также

НОД «Ознакомление с трудом охотников»

НОД «Ознакомление с трудом охотников» Цель: продолжать знакомить детей с трудом охотника, с особенностями природных условий Якутии, с обитателями якутской Тайги...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию предметных представлений. Тема «Посуда»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию предметных представлений.Тема «Посуда»   Группа: Средняя. Цели: Сформировать у детей представления о сахарнице, закрепить умение сравнивать предметы, находить...

«Солнечные лучики»

«Солнечные лучики» 1 младшая группа Зал оформлен цветами, шарами. Ведущий: В марте, первого числа, Начинается весна. Мамин день - восьмое марта Отмечает вся страна! Вот какие наши...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Консультация для родителей …

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы...

«Зима!» Родителям рекомендуется.

Наступила долгожданная зима. Природа очень быстро преобразилась, все вокруг покрылось снегом. Деревья укрыты белоснежным покрывалом, реку сковал толстый слой льда, совсем исчезли все насекомые, перелетные птицы еще осенью улетели в теплые края. Все эти приметы наступившей зимы понятны для взрослых...

Конспект сюжетно-творческой игры по коммуникативному развитию: "Мы журналисты" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект сюжетно-творческой игры по коммуникативному развитию: «Мы - журналисты» для детей старшего дошкольного возраста. Цель:  Формирование игровых умений, обеспечивающих творческую игру детей. Развитие активности и уверенности в своих действиях. Задачи: Развивать коммуникативные навыки речи детей. Закрепить в речи новые слова: журналист, редактор...

Творческий проект: "Театр в чемодане" в средней группе.

Творческий проект: «Театр в чемодане». Участники проекта: педагоги – дети – родители. Тип проекта: творческий. Срок реализации: январь 2019 год. Педагоги: Средняя логопедическая группа (4-5 лет). г. Ярославль. Актуальность проекта: В театрализованной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство