Содержание работы по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Аннотация: в статье представлено определение понятия мелкая моторика, говорится об экспериментальном исследовании, проводимом на базе детского сада. А также рассматривается опыт и содержание работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях.

В психологических словарях понятие «моторика» определяется, как вся сфера двигательных функций человеческого организма. Мелкая моторика – это способность совершать точные движения малой амплитуды. Мелкая моторика, как и крупная, связана с физическим движением. Однако, в отличие от крупной моторики, мелкая моторика уделяет внимание малым и изысканным движениям рук, кистей рук и пальцев. Родители начинают развивать мелкую моторику детей с раннего детства. В этом им помогают пальчиковые игры, вырезания ножницами, работа с бумагой и карандашом, пальчиковая гимнастика, оригами, театрализованнные игры.

Педагогический эксперимент по выявлению уровня развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет был проведён на базе МДОУ «Пронский детский сад». По итогам проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы. Для детей младшего дошкольного возраста характерна недостаточная концентрация и устойчивость внимания, затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, повышенная утомляемость и истощаемость, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Дети с трудом сменяют движения кистей рук по зрительному образцу, некоторым постоянно необходима помощь воспитателя. Часто возникают трудности в воспроизведении и удержании различных положений пальцев руки, а также при выполнении движений с ускорением. Наблюдается низкая координация и синхронизация движений мелких мышц обеих рук.

Отметим общую моторную неловкость, мышечное напряжение или снижение мышечного тонуса, нарушение ручной моторики, общую скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения новых движений. Таким образом, перед нами встала задача наметить систему работы по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет.

Формирующий этап проводился в экспериментальной группе, во второй младшей группе детского сада. Систематическая работа проводилось во второй половине дня, а также в свободное от занятий время индивидуально с отдельными детьми и подгруппами. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет игры проводилась в 3 этапа:

I этап (подготовительный) – составление перспективного плана работы с детьми, составление комплекса игр для развития мелкой моторики рук.

II этап (основной) – реализация перспективного плана работы с детьми. Работа с родителями.

III этап (заключительный) – проведение итогового мероприятия. Анализ и обобщение опыта работы.

Формы организации работы с детьми:

- пальчиковые игры (в свободное от занятий время);

- театрализованная игра (2 раза в неделю);

- занятия по технике оригами (2 раза в неделю);

- занятия познавательного характера (1 раз в месяц).

Эти формы позволили каждому ребёнку без перегрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей развивать мелкую моторику в процессе обучения в детском саду.

В данной работе использовались следующие методы и приёмы работы с детьми.

Игровые методы и приемы в обучении детей:

  • театрализованные  игры;
  • инсценировки;
  • создание игровых ситуаций;
  • обыгрывание игрушек, предметов; 
  • показ предметов в разных действиях.

Словесные методы и приемы:

  • беседы;
  • объяснения;
  • вопросы;
  • художественное слово;
  • пояснение;
  • поощрение;
  • вопросы;
  • повторение слова за воспитателем;
  • пояснение.

Практические методы:

  • упражнения;
  • совместные действия воспитателя и ребенка.

Наглядные методы и приемы:

  • наблюдение;
  • показ;
  • образец.

На первом этапе был составлен перспективный план работы с детьми. Составлен комплекс пальчиковых театрализованных  игр для подготовки рук к театрализованным играм. Так как, приступая к работе с театрализованными играми, необходимо подготовить руку ребёнка к данному виду игры. Для данных игр были изготовлены картонные персонажи с прорезями для пальчиков. В группе была организована предметно-развивающая и дидактическая среда – центр детской активности «Оригами».  В качестве оборудования в центре детской активности были размещены в свободном доступе листы бумаги разных цветов и книги с пошаговыми схемами по созданию поделок в технике оригами. Осуществлен подбор художественных произведений, иллюстрационного и дидактического материала, организована предметно-развивающая и дидактическая среда в группе.

Проведена работа с родителями. Проведено анкетирование, которое показало, что большая часть родителей не понимают, насколько важно развитие мелкой моторики для детей. Разработан план работы с родителями. Силами родителей была приобретена разноцветная двухсторонняя бумага («Радуга»); распечатаны и заламинированы пооперационные карты для складывания базовых форм и создания на их основе поделок на каждого ребенка. Также были подобраны иллюстрации с изделиями, выполненными в технике оригами из бумаги разных цветов.

Для знакомства со специальными терминами и условными обозначениями (складка «долиной», «горой», «молния», наметить линию, выгнуть наружу и т.д.) в группе были размещены картинки со схемами. Для рассматривания пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами был создан альбом, который постоянно находился в центре детской активности «Оригами».

На втором этапе прежде, чем преступить к реализации перспективного плана работы с детьми, были  организованы консультации для родителей: «Полезные советы родителям по театрализованным играм»», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», организована выставка литературы по теме, ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей.

В родительском уголке размещены рекомендации по развитию мелкой моторики: описание театрализованных игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с пальчиками», «Пока мама на кухне». В центре детской активности «Оригами» представлены настольные игры «Танграм» с выбором схем для составления  из разноцветных деталей различных фигурок. Также в центре детской активности был представлен альбом с образцами поделок оригами и иллюстрациями животных, для того, чтобы дети могли видеть результат, который они получат при выполнении действий по схеме. Также альбом с оригами и иллюстрациями животных использовался в предварительных беседах с детьми экспериментальной группы для поиска сходства поделки в технике оригами с реальным животным, изображенным на картинке.

Дидактическая среда была обогащена играми: «Комната смеха», «Конструктор», «Подбери и назови по форме и цвету», «Колумбово яйцо», «Разрежь и собери», «Знаки оригами», «Рамки-вкладыши» и др. Дидактические игры находились в свободном доступе для детей. В начале при организации и проведении дидактических игр требовалось руководство игрой со стороны взрослого, но по мере освоения игр дети экспериментальной группы играли самостоятельно, малыми группами по 2-3 человека.

В результате проведенной работы по развитию мелкой моторики рук у детей экспериментальной группы повысилась точность выполнения изделий из бумаги – дети стали лучше совмещать детали на глаз, точнее складывать стороны и углы бумаги в соответствии с поставленной задачей. Детям экспериментальной группы стало легче придерживать совмещенные стороны бумаги одной рукой – дети стали лучше осуществлять определенный нажим на бумагу так, чтобы стороны не разъехались, а бумага при этом не помялась.

Во время проведения театрализованных игр было заметно, что дети с удовольствием включались в работу заданную воспитателем: повторяли песенки, слова из произведений, легко узнавали персонажей из сказок, пытались и сами проигрывать сказки с помощью пальчикового театра. Театрализованные игры проводились как во время занятий по плану воспитателя, так и в свободное от занятий и режимных моментов время. В особенности, театрализованные игры нами проводились как способ игровой деятельности детей.

Таким образом, пальчиковые игры действительно поспособствовали некоторой подготовке детей к активному использованию театрализованных игр. Дети сами без затруднений играли сами в различные  театрализованные игры.

В состоянии тонких движений мелких мышц испытуемых произошли качественные изменения: улучшились такие двигательные качества, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость. Дети научились контролировать и выполнять изолированные движения пальцами, при необходимости синхронизировать их. Дети избавились от мышечного напряжения, а также скованности движений.

Со стороны родителей стал отмечаться интерес к развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Родители стали отмечать у своих детей умения выполнять какие-то более тонкие действия, дети стали лучше справляться с мелкими предметами, в движениях рук появилась уверенность, отдельные навыки письма лучше стали формироваться. также у родителей стал отмечаться интерес к искусству оригами в целом, многие родители стали совместно с детьми дома изготавливать поделки в технике оригами.

 

Список использованной литературы:

1. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

2. Овчарова И. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста [Текст] / И. В. Овчарова, Т. Н. Мячина, Е. В. Борисюк // Pedagogicsandpsychology: relevanttheoreticalandpracticalquestions : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Cheboksary, 23 окт. 2016 г.) / редкол.: O. N. Shirokov [и др.]. — Cheboksary: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 122–123.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи»

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи» Цель: закрепление представления детей старшей группы о процессе изготовления хлебобулочных изделий с помощью приготовления соленого теста и лепки из него. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и…

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и их значение» Цель: сформировать представление у детей о том, что такое...

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна...

Читайте также

Нравственно-патриотическое воспитание посредством художественной литературы

Нравственно-патриотическое воспитание посредством художественной литературы (Опыт работы Макоевой З.Б.) В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению...

Конспект занятия в подготовительной группе «Веточка Мимозы»

Конспект занятия в подготовительной группе «Веточка Мимозы» Цель: продолжить знакомить детей со свойствами мягкой бумаги, методом скручивания и скатывания мелких шариков. Задачи: Образовательные:...

Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год. Тема: «Ознакомление…

Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром в процессе элементарного экспериментирования» 1 квалификационная...