Содержание работы по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет
Аннотация: в статье представлено определение понятия мелкая моторика, говорится об экспериментальном исследовании, проводимом на базе детского сада. А также рассматривается опыт и содержание работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях.
В психологических словарях понятие «моторика» определяется, как вся сфера двигательных функций человеческого организма. Мелкая моторика – это способность совершать точные движения малой амплитуды. Мелкая моторика, как и крупная, связана с физическим движением. Однако, в отличие от крупной моторики, мелкая моторика уделяет внимание малым и изысканным движениям рук, кистей рук и пальцев. Родители начинают развивать мелкую моторику детей с раннего детства. В этом им помогают пальчиковые игры, вырезания ножницами, работа с бумагой и карандашом, пальчиковая гимнастика, оригами, театрализованнные игры.
Педагогический эксперимент по выявлению уровня развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет был проведён на базе МДОУ «Пронский детский сад». По итогам проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы. Для детей младшего дошкольного возраста характерна недостаточная концентрация и устойчивость внимания, затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, повышенная утомляемость и истощаемость, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Дети с трудом сменяют движения кистей рук по зрительному образцу, некоторым постоянно необходима помощь воспитателя. Часто возникают трудности в воспроизведении и удержании различных положений пальцев руки, а также при выполнении движений с ускорением. Наблюдается низкая координация и синхронизация движений мелких мышц обеих рук.
Отметим общую моторную неловкость, мышечное напряжение или снижение мышечного тонуса, нарушение ручной моторики, общую скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения новых движений. Таким образом, перед нами встала задача наметить систему работы по развитию мелкой моторики у детей 3-4 лет.
Формирующий этап проводился в экспериментальной группе, во второй младшей группе детского сада. Систематическая работа проводилось во второй половине дня, а также в свободное от занятий время индивидуально с отдельными детьми и подгруппами. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет игры проводилась в 3 этапа:
I этап (подготовительный) – составление перспективного плана работы с детьми, составление комплекса игр для развития мелкой моторики рук.
II этап (основной) – реализация перспективного плана работы с детьми. Работа с родителями.
III этап (заключительный) – проведение итогового мероприятия. Анализ и обобщение опыта работы.
Формы организации работы с детьми:
- пальчиковые игры (в свободное от занятий время);
- театрализованная игра (2 раза в неделю);
- занятия по технике оригами (2 раза в неделю);
- занятия познавательного характера (1 раз в месяц).
Эти формы позволили каждому ребёнку без перегрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей развивать мелкую моторику в процессе обучения в детском саду.
В данной работе использовались следующие методы и приёмы работы с детьми.
Игровые методы и приемы в обучении детей:
- театрализованные игры;
- инсценировки;
- создание игровых ситуаций;
- обыгрывание игрушек, предметов;
- показ предметов в разных действиях.
Словесные методы и приемы:
- беседы;
- объяснения;
- вопросы;
- художественное слово;
- пояснение;
- поощрение;
- вопросы;
- повторение слова за воспитателем;
- пояснение.
Практические методы:
- упражнения;
- совместные действия воспитателя и ребенка.
Наглядные методы и приемы:
- наблюдение;
- показ;
- образец.
На первом этапе был составлен перспективный план работы с детьми. Составлен комплекс пальчиковых театрализованных игр для подготовки рук к театрализованным играм. Так как, приступая к работе с театрализованными играми, необходимо подготовить руку ребёнка к данному виду игры. Для данных игр были изготовлены картонные персонажи с прорезями для пальчиков. В группе была организована предметно-развивающая и дидактическая среда – центр детской активности «Оригами». В качестве оборудования в центре детской активности были размещены в свободном доступе листы бумаги разных цветов и книги с пошаговыми схемами по созданию поделок в технике оригами. Осуществлен подбор художественных произведений, иллюстрационного и дидактического материала, организована предметно-развивающая и дидактическая среда в группе.
Проведена работа с родителями. Проведено анкетирование, которое показало, что большая часть родителей не понимают, насколько важно развитие мелкой моторики для детей. Разработан план работы с родителями. Силами родителей была приобретена разноцветная двухсторонняя бумага («Радуга»); распечатаны и заламинированы пооперационные карты для складывания базовых форм и создания на их основе поделок на каждого ребенка. Также были подобраны иллюстрации с изделиями, выполненными в технике оригами из бумаги разных цветов.
Для знакомства со специальными терминами и условными обозначениями (складка «долиной», «горой», «молния», наметить линию, выгнуть наружу и т.д.) в группе были размещены картинки со схемами. Для рассматривания пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами был создан альбом, который постоянно находился в центре детской активности «Оригами».
На втором этапе прежде, чем преступить к реализации перспективного плана работы с детьми, были организованы консультации для родителей: «Полезные советы родителям по театрализованным играм»», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», организована выставка литературы по теме, ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей.
В родительском уголке размещены рекомендации по развитию мелкой моторики: описание театрализованных игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с пальчиками», «Пока мама на кухне». В центре детской активности «Оригами» представлены настольные игры «Танграм» с выбором схем для составления из разноцветных деталей различных фигурок. Также в центре детской активности был представлен альбом с образцами поделок оригами и иллюстрациями животных, для того, чтобы дети могли видеть результат, который они получат при выполнении действий по схеме. Также альбом с оригами и иллюстрациями животных использовался в предварительных беседах с детьми экспериментальной группы для поиска сходства поделки в технике оригами с реальным животным, изображенным на картинке.
Дидактическая среда была обогащена играми: «Комната смеха», «Конструктор», «Подбери и назови по форме и цвету», «Колумбово яйцо», «Разрежь и собери», «Знаки оригами», «Рамки-вкладыши» и др. Дидактические игры находились в свободном доступе для детей. В начале при организации и проведении дидактических игр требовалось руководство игрой со стороны взрослого, но по мере освоения игр дети экспериментальной группы играли самостоятельно, малыми группами по 2-3 человека.
В результате проведенной работы по развитию мелкой моторики рук у детей экспериментальной группы повысилась точность выполнения изделий из бумаги – дети стали лучше совмещать детали на глаз, точнее складывать стороны и углы бумаги в соответствии с поставленной задачей. Детям экспериментальной группы стало легче придерживать совмещенные стороны бумаги одной рукой – дети стали лучше осуществлять определенный нажим на бумагу так, чтобы стороны не разъехались, а бумага при этом не помялась.
Во время проведения театрализованных игр было заметно, что дети с удовольствием включались в работу заданную воспитателем: повторяли песенки, слова из произведений, легко узнавали персонажей из сказок, пытались и сами проигрывать сказки с помощью пальчикового театра. Театрализованные игры проводились как во время занятий по плану воспитателя, так и в свободное от занятий и режимных моментов время. В особенности, театрализованные игры нами проводились как способ игровой деятельности детей.
Таким образом, пальчиковые игры действительно поспособствовали некоторой подготовке детей к активному использованию театрализованных игр. Дети сами без затруднений играли сами в различные театрализованные игры.
В состоянии тонких движений мелких мышц испытуемых произошли качественные изменения: улучшились такие двигательные качества, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость. Дети научились контролировать и выполнять изолированные движения пальцами, при необходимости синхронизировать их. Дети избавились от мышечного напряжения, а также скованности движений.
Со стороны родителей стал отмечаться интерес к развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Родители стали отмечать у своих детей умения выполнять какие-то более тонкие действия, дети стали лучше справляться с мелкими предметами, в движениях рук появилась уверенность, отдельные навыки письма лучше стали формироваться. также у родителей стал отмечаться интерес к искусству оригами в целом, многие родители стали совместно с детьми дома изготавливать поделки в технике оригами.
Список использованной литературы:
1. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
2. Овчарова И. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста [Текст] / И. В. Овчарова, Т. Н. Мячина, Е. В. Борисюк // Pedagogicsandpsychology: relevanttheoreticalandpracticalquestions : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Cheboksary, 23 окт. 2016 г.) / редкол.: O. N. Shirokov [и др.]. — Cheboksary: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 122–123.
Читайте также |
---|
Игровое пространство, как механизм позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста…

Игровое пространство, как механизм позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа...
Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…
Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов…
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации Актуальность исследования. На современном этапе одной из важнейших задач педагогической...