Азбука безопасности от «А» до «Я»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно ребенка все время удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в различных ситуациях. Очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать её необходимо с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Поэтому в нашем детском саду была разработана программа «Азбука безопасности».

Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.

Самый лучший пример для ребенка – это мы взрослые, и в первую очередь - родители. Если мамы и папы будут нарушать правила дорожного движения, то и дети тоже будут их нарушать. Во время прогулки с ребенком можно использовать как вариант ненавязчивых рассказов, используя дорожные ситуации, беседовать с малышом о транспортных средствах, объяснять их особенности. Указывать на водителей и пешеходов, которые нарушают правила, и на тех, кто их соблюдает. Главной задачей и родителей, и педагогов, является – доступно разъяснить правила, а при выборе форм обучения донести до детей смысл – опасность несоблюдения правил.

В детском саду, обучая детей основам безопасности жизнедеятельности, использую разнообразные формы и методы в работе:

• ежедневные «минутки безопасности»;

• тематические занятия;

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• рассматривание картин, плакатов;

• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;

• целевые прогулки;

• работа с родителями.

Сказки – верные помощники во многих жизненных ситуациях. В них хорошо описаны нарушения правил безопасности, например: «Гуси - лебеди», «Красная шапочка», «Сказка о глупом мышонке», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса». Давайте подумаем, какие правила безопасности нарушили герои сказок? Какой вывод из их поступков можно сделать? В сказе «Гуси - лебеди» - нельзя оставлять маленьких детей без присмотра; «Красная шапочка» - нельзя разговаривать с незнакомцами; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - необходимо слушать советы взрослых; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - нельзя брать угощения у незнакомых людей; «Колобок» - опасно гулять без присмотра взрослых.

В группе создан уголок, где представлены следующие материалы и оборудование по основам безопасности жизнедеятельности:

• Наглядные пособия по безопасности. (Плакаты, репродукции, фотографии по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.)

• Дорожные знаки нагрудные и переносные «Пешеходный переход». «Движение пешехода запрещено». «Остановка автобуса». «Осторожно – дети!». «Телефон». «Пункт медицинской помощи». 

• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: телефон для вызова МЧС, скорой, полиции, жезлы, свистки, форма сотрудников ДПС, пожарника, игрушки транспортные.

• Картотека дидактических игр: «Назови пожароопасные предметы». «Назови причины пожара». «Хорошо - плохо». «Подумай и отгадай». «Что будет, если…». «Что мы знаем о вещах?». «Можно - нельзя», «Так - не так»; «Источники опасности»; «Ребусы».

• Картотека «Минуток безопасности»:

  • «Гололед»;
  • «Осторожно! Сосульки (снег с крыш)»;
  • «Как песок может стать опасным»;
  • «Кошка и собака - наши соседи»;
  • «Как был наказан любопытный язычок»;
  • «Мы идем на экскурсию (пешая)»;
  • «Ура! Мы едем на экскурсию (на автобусе)»;
  • «Правила поведения на участке д/с во время прогулки»;
  • «Насекомые - польза и вред»;
  • «Как вести себя во время проведения подвижных игр»;
  • «Осторожно - растения и грибы на участке д/сада»;
  • «Наблюдаем, но правила безопасности не забываем»;
  • «Огонь – друг или враг»;
  • «Для чего нужны дорожные знаки»;
  •  «Опасность вокруг нас»;
  • «Я - пешеход»;
  • «Мы едем в общественном транспорте»;
  • «Чужой на улице»;
  • «Безопасность при пользовании электроприборами»;
  • «Если тебе позвонил по телефону незнакомый человек»;
  • «Осторожно спички»;
  •  «Сигналы светофора».

• Видеотека: «Кошкин дом», «Смешарики», «Безопасность дома», «Правила поведения в транспорте», «Дорожные знаки», «Спички – не игрушка».

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике.

Основам безопасности ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по формированию навыков безопасного поведения у детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. Например, проведение тематических бесед и индивидуальных консультаций, организация специальных лекций, докладов на родительских собраниях и конференциях, участие в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях, анкетирование, оформление папок - передвижек, размещение информации в «уголках родителей», отражающей текущие события, несущей конкретные знания и рекомендации по освоению детьми основ безопасности.

Таким образом, ребенок учиться правильно, поступать в той или иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его до привычек.

Благодаря целенаправленной работе наши воспитанники приобрели большой багаж знаний по правилам дорожного движения, знают свой домашний адрес, как вести себя с незнакомыми людьми, телефон экстренного вызова. Очень важно и то, что у детей воспитываются такие качества, как отзывчивость, доброта, желание прийти на помощь. Ведь основа безопасности - это не просто усвоенные знания, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.



Новые публикации

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека» Каждый взрослый так или иначе понимает важность воспитания ребенка до его совершеннолетия. Родительство –...

Читайте также

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!»…

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!» Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь...

Установочный педагогический совет

Установочный педагогический совет Педагогический совет №1 от 28.08.2020 г. Тема: Организационно – установочный. Цель: Подведение итогов работы в летний оздоровительный период в режиме дежурных групп...

Дидактическая игра «Умей различать природные явления

Дидактическая игра «Умей различать природные явления Цель игры: Закреплять и расширять знания детей о явлениях природы. (дождь, снег, туман, град и др.). Развивать...

Комментарии

  • Татьяна
    Очень интересная игра. Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...





В блогах

Этическая беседа

Этическая беседа с детьми «Будь вежливым». Цель: формирование личности ребёнка, формирование таких качеств, как чувство вежливости, справедливости, ответственности, доброты, честности. Задачи: 1. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения. 2. Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в...

Сценарий мероприятия « Азбука пешехода»

Сценарий мероприятия « Азбука пешехода» Цель: Организация профилактических мероприятий по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма; воспитание законопослушных участников дорожного движения и привлечение внимания родителей и общественности к проблеме обеспечения безопасности детей на дорогах. Задачи: 1.Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах...

Методическая разработка. Тема: Туши пожар, пока в беду не попал.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д.Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса»   Методическая разработка Тема: Туши пожар, пока в беду не попал...

Информационно-творческий проект в средней группе "День матери"

Информационно-творческий проект в средней группе "День матери" Актуальность: В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, бабушке, маме с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы...